Постановление фас западно - сибирского округа от 12.05.2005 n ф04-2726/2005(11050-а70-26) налогоплательщик неправомерно привлечен к ответственности за непредставление налоговому органу сведений о закрытии специального транзитного валютного счета, поскольку этот счет открывается и закрывается банком в одностороннем порядке, без участия налогоплательщика и без заключения договора банковского счета.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 12 мая 2005 года Дело N Ф04-2726/2005(11050-А70-26)

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Тюмени N 2 на решение от 28.02.2005 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-691/30-05 по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Тюмени N 2 к открытому акционерному обществу "Агролес", город Тюмень, о взыскании налоговых санкций в размере 5000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Тюмени N 2 обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к открытому акционерному обществу "Агролес" (далее - ОАО "Агролес"), город Тюмень, о взыскании налоговых санкций в размере 5000 рублей по пункту 1 статьи 118 Налогового кодекса Российской Федерации за нарушение срока представления в налоговый орган информации о закрытии счета в банке.
Решением от 28.02.2005 Арбитражного суда Тюменской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд мотивировал данный вывод тем, что у общества отсутствует вина в совершении указанного налогового правонарушения, так как счет закрыт банком в одностороннем порядке.
В апелляционном порядке законность и обоснованность судебного акта не проверялись.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда и принять новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований, считая, что в действиях общества имеется состав налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 118 Налогового кодекса Российской Федерации.
Полагает, что законодатель не ставит обязанность по направлению в налоговый орган сообщения о закрытии счета в зависимость от того, на каком основании закрыт счет.
Указывает, что ОАО "Агролес" было известно о закрытии счета из уведомления налогового органа от 22.10.2004 N 277/4370, однако ни на момент вынесения Инспекцией решения о привлечении к налоговой ответственности, ни на момент обращения налогового органа в арбитражный суд с заявлением о взыскании налоговых санкций обществом сообщение о закрытии валютного счета представлено не было.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Агролес" считает обвинения заявителя о том, что оно не представило в налоговый орган сообщение о закрытии специального транзитного валютного счета, безосновательными, поскольку данный счет Ленинским филиалом "Запсибкомбанк" открывался и закрывался без участия общества.
Заслушав представителей сторон в судебном заседании, поддержавших свои доводы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Материалами дела установлено, что согласно сообщению Ленинского филиала "Запсибкомбанк", поступившему в Инспекцию Федеральной налоговой службы по городу Тюмени N 2, 16.07.2004, был закрыт специальный транзитный валютный счет N 40702840300022000971, принадлежащий ОАО "Агролес".
В связи с тем, что сообщение о закрытии транзитного валютного счета обществом в налоговый орган не представлено, решением N 03-17ю/6336 дсп от 17.12.2004 ОАО "Агролес" привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 118 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в размере 5000 рублей.
Поскольку требование N 6365 от 20.12.2004 об уплате налоговых санкций в срок до 04.01.2005 не было исполнено обществом добровольно, Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Тюмени N 2 обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета об открытии или закрытии счетов в десятидневный срок.
Согласно статье 118 Налогового кодекса Российской Федерации нарушение налогоплательщиком срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.
Из содержания названной статьи следует, что налоговая ответственность наступает за нарушение срока представления в налоговый орган информации о закрытии самим налогоплательщиком счета в банке.
Кроме того, пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что термином "счета (счет)" обозначаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей.
Согласно пункту 1.3 Указания Центрального банка Российской Федерации N 383-У от 20.10.98 "О порядке совершения юридическими лицами - резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" специальный транзитный валютный счет - это счет, открываемый уполномоченным банком без участия резидента в целях учета совершаемых резидентом операций покупки иностранной валюты на валютном рынке и ее обратной продажи. Данное Указание предусматривает использование специального транзитного валютного счета для целей, установленных Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 данного Указания, специальный транзитный валютный счет открывается параллельно с текущим валютным счетом и транзитным валютным счетом.
Следовательно, специальный транзитный валютный счет открывается резиденту банком без заключения договора банковского счета в одностороннем порядке в целях осуществления контроля за соблюдением валютного законодательства.
------------------------------------------------------------------

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Указание ЦБ РФ от 15.06.2004 N 1451-У, а не Указ.
------------------------------------------------------------------
В связи с изданием Указа Центрального банка Российской Федерации от 15.06.2004 N 1451-У отменено Указание Центрального банка Российской Федерации N 383-У от 20.10.98, специальные транзитные валютные счета перестали существовать, поэтому счет N 40702840300022000971 закрыт банком в одностороннем порядке.
На основании изложенного арбитражный суд сделал правильный вывод о неправомерном привлечении ОАО "Агролес" к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 118 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 28.02.2005 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-691/30-05 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Судебная практика (Западная Сибирь) »
Читайте также