Постановление фас западно - сибирского округа от 12.05.2005 n ф04-2726/2005(11050-а70-26) налогоплательщик неправомерно привлечен к ответственности за непредставление налоговому органу сведений о закрытии специального транзитного валютного счета, поскольку этот счет открывается и закрывается банком в одностороннем порядке, без участия налогоплательщика и без заключения договора банковского счета.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда
кассационной инстанции
от 12 мая 2005 года
Дело N
Ф04-2726/2005(11050-А70-26)
(извлечение)
Федеральный
арбитражный суд Западно-Сибирского округа
рассмотрел в судебном заседании
кассационную жалобу Инспекции Федеральной
налоговой службы России по городу Тюмени N 2
на решение от 28.02.2005 Арбитражного суда
Тюменской области по делу N А70-691/30-05 по
заявлению Инспекции Федеральной налоговой
службы России по городу Тюмени N 2 к
открытому акционерному обществу "Агролес",
город Тюмень, о взыскании налоговых санкций
в размере 5000
рублей,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция
Федеральной налоговой службы России по
городу Тюмени N 2 обратилась в Арбитражный
суд Тюменской области с заявлением к
открытому акционерному обществу "Агролес"
(далее - ОАО "Агролес"), город Тюмень, о
взыскании налоговых санкций в размере 5000
рублей по пункту 1 статьи 118 Налогового
кодекса Российской Федерации за нарушение
срока представления в налоговый орган
информации о закрытии счета в банке.
Решением от 28.02.2005 Арбитражного суда
Тюменской области в удовлетворении
заявленных требований отказано.
Суд
мотивировал данный вывод тем, что у
общества отсутствует вина в совершении
указанного налогового правонарушения, так
как счет закрыт банком в одностороннем
порядке.
В апелляционном порядке
законность и обоснованность судебного акта
не проверялись.
В кассационной жалобе
налоговый орган просит отменить решение
суда и принять новый судебный акт - об
удовлетворении заявленных требований,
считая, что в действиях общества имеется
состав налогового правонарушения,
предусмотренного пунктом 1 статьи 118
Налогового кодекса Российской
Федерации.
Полагает, что законодатель
не ставит обязанность по направлению в
налоговый орган сообщения о закрытии счета
в зависимость от того, на каком основании
закрыт счет.
Указывает, что ОАО "Агролес"
было известно о закрытии счета из
уведомления налогового органа от 22.10.2004 N
277/4370, однако ни на момент вынесения
Инспекцией решения о привлечении к
налоговой ответственности, ни на момент
обращения налогового органа в арбитражный
суд с заявлением о взыскании налоговых
санкций обществом сообщение о закрытии
валютного счета представлено не было.
В
отзыве на кассационную жалобу ОАО "Агролес"
считает обвинения заявителя о том, что оно
не представило в налоговый орган сообщение
о закрытии специального транзитного
валютного счета, безосновательными,
поскольку данный счет Ленинским филиалом
"Запсибкомбанк" открывался и закрывался без
участия общества.
Заслушав
представителей сторон в судебном
заседании, поддержавших свои доводы,
проверив правильность применения судом
норм материального и процессуального права
в соответствии с требованиями статей 274, 286
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, суд кассационной
инстанции не находит оснований для
удовлетворения кассационной жалобы.
Материалами дела установлено, что согласно
сообщению Ленинского филиала
"Запсибкомбанк", поступившему в Инспекцию
Федеральной налоговой службы по городу
Тюмени N 2, 16.07.2004, был закрыт специальный
транзитный валютный счет N 40702840300022000971,
принадлежащий ОАО "Агролес".
В связи с
тем, что сообщение о закрытии транзитного
валютного счета обществом в налоговый
орган не представлено, решением N 03-17ю/6336 дсп
от 17.12.2004 ОАО "Агролес" привлечено к
налоговой ответственности за совершение
налогового правонарушения,
предусмотренного пунктом 1 статьи 118
Налогового кодекса Российской Федерации, в
виде взыскания штрафа в размере 5000
рублей.
Поскольку требование N 6365 от
20.12.2004 об уплате налоговых санкций в срок до
04.01.2005 не было исполнено обществом
добровольно, Инспекция Федеральной
налоговой службы России по городу Тюмени N 2
обратилась в арбитражный суд с настоящим
заявлением.
Суд первой инстанции,
отказывая в удовлетворении заявленных
требований, обоснованно исходил из
следующего.
В соответствии с пунктом 2
статьи 23 Налогового кодекса Российской
Федерации налогоплательщики обязаны
письменно сообщать в налоговый орган по
месту учета об открытии или закрытии счетов
в десятидневный срок.
Согласно статье 118
Налогового кодекса Российской Федерации
нарушение налогоплательщиком срока
представления в налоговый орган информации
об открытии или закрытии им счета в
каком-либо банке влечет взыскание штрафа в
размере 5000 рублей.
Из содержания
названной статьи следует, что налоговая
ответственность наступает за нарушение
срока представления в налоговый орган
информации о закрытии самим
налогоплательщиком счета в банке.
Кроме
того, пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса
Российской Федерации определено, что
термином "счета (счет)" обозначаются
расчетные (текущие) и иные счета в банках,
открытые на основании договора банковского
счета, на которые зачисляются и с которых
могут расходоваться денежные средства
организаций и индивидуальных
предпринимателей.
Согласно пункту 1.3
Указания Центрального банка Российской
Федерации N 383-У от 20.10.98 "О порядке
совершения юридическими лицами -
резидентами операций покупки и обратной
продажи иностранной валюты на внутреннем
валютном рынке Российской Федерации"
специальный транзитный валютный счет - это
счет, открываемый уполномоченным банком
без участия резидента в целях учета
совершаемых резидентом операций покупки
иностранной валюты на валютном рынке и ее
обратной продажи. Данное Указание
предусматривает использование
специального транзитного валютного счета
для целей, установленных Центральным
банком Российской Федерации.
В
соответствии с пунктом 3 данного Указания,
специальный транзитный валютный счет
открывается параллельно с текущим валютным
счетом и транзитным валютным счетом.
Следовательно, специальный транзитный
валютный счет открывается резиденту банком
без заключения договора банковского счета
в одностороннем порядке в целях
осуществления контроля за соблюдением
валютного законодательства.
------------------------------------------------------------------
В тексте документа, видимо, допущена
опечатка: имеется в виду Указание ЦБ РФ от
15.06.2004 N 1451-У, а не Указ.
------------------------------------------------------------------
В
связи с изданием Указа Центрального банка
Российской Федерации от 15.06.2004 N 1451-У
отменено Указание Центрального банка
Российской Федерации N 383-У от 20.10.98,
специальные транзитные валютные счета
перестали существовать, поэтому счет N
40702840300022000971 закрыт банком в одностороннем
порядке.
На основании изложенного
арбитражный суд сделал правильный вывод о
неправомерном привлечении ОАО "Агролес" к
налоговой ответственности,
предусмотренной статьей 118 Налогового
кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287,
статьей 289 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации,
суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 28.02.2005
Арбитражного суда Тюменской области по
делу N А70-691/30-05 оставить без изменения,
кассационную жалобу - без
удовлетворения.
Постановление вступает
в законную силу со дня его принятия.