Постановление фас западно - сибирского округа от 14.03.2005 n ф04-981/2005(9100-а02-31) авансовые платежи, поступившие в счет поставок товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по ставке 0%, до момента представления полного пакета документов, подтверждающих обоснованность применения данной ставки, подлежат включению в налоговую базу по указанному налогу.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 14 марта 2005 года Дело N Ф04-981/2005(9100-А02-31)

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Рудник Веселый" на решение от 18.10.2004 Арбитражного суда Республики Алтай по делу N А02-3360/2004 по заявлению Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Республике Алтай к открытому акционерному обществу "Рудник Веселый",
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Республике Алтай (далее - налоговая инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества "Рудник Веселый" (далее - ОАО "Рудник Веселый") налоговых санкций в сумме 61017 руб.
Решением суда первой инстанции от 18.10.2004 заявление налоговой инспекции удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ОАО "Рудник Веселый" просит отменить состоявшееся по делу решение и принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований налоговой инспекции.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судом неправильно применены нормы материального права.
ОАО "Рудник Веселый" считает, что применение налоговой ставки НДС 20 процентов к авансовым платежам банков за реализацию драгоценных металлов не соответствует положениям пункта 1 статьи 162, подпункта 6 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция, опровергая доводы кассационной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, ОАО "Рудник Веселый" зарегистрировано и поставлено на учет в качестве налогоплательщика в Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Республике Алтай и занимается добычей драгоценных металлов: золота и серебра.
Налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленных ОАО "Рудник Веселый" налоговых деклараций по НДС за январь 2004 года по ставке 20 процентов и 0 процентов, в ходе которой установлена неполная уплата НДС в размере 305085 руб. в результате невключения в налогооблагаемую базу авансовых платежей, полученных от ОАО "Ханты-Мансийский банк" в качестве предварительной оплаты за подлежащее поставке золото.
По результатам камеральной налоговой проверки налоговой инспекцией принято решение от 19.05.2004 N 41 о привлечении ОАО "Рудник Веселый" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 61017 руб., а также предложено уплатить доначисленную сумму НДС, соответствующие пени, сумму налоговых санкций.
На основании данного решения налогоплательщику направлено требование от 19.05.2004 N 75 об уплате налоговой санкции, которое оставлено ОАО "Рудник Веселый" без исполнения, что послужило основанием для обращения налоговой инспекции в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение арбитражного суда, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
Согласно пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание штрафа производится за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия).
Согласно пункту 42 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" неуплата или неполная уплата сумм налога означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации деяний (действий или бездействия).
В соответствии со статьей 106 Налогового кодекса Российской Федерации к ответственности за налоговое правонарушение привлекается лицо, виновное в его совершении.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что налоговый орган правомерно определил налоговую базу заявителя, увеличив ее согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации на авансовые платежи. Налогообложение заявителя по налоговой ставке 0 процентов производится в случае реализации товаров, предусмотренных подпунктом 6 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 8 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база, определяемая в соответствии со статьями 153 - 158 Кодекса, исчисляется с учетом сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Положения подпункта 1 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации не применяются в отношении авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, длительность производственного изготовления которых составляет свыше шести месяцев (по перечню и в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации).
Перечень товаров и Порядок его применения при определении налоговой базы при исчислении НДС, когда авансовые платежи не включаются в налогооблагаемую базу, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 N 602. Однако данный Перечень реализацию золота на территории Российской Федерации не включает.
Исходя из положений статей 153 - 158 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик, получив авансовые платежи или предоплату в счет предстоящих поставок товаров (золота), обязан включить эти суммы в налоговую базу, относящуюся к тому налоговому периоду, в котором фактически эти платежи получены. При этом не имеет значения, когда будут полностью исполнены обязательства продавца, вытекающие из договора с покупателем товаров, и обязательства покупателя по оплате этих товаров.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что реализация драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам подлежит налогообложению по налоговой ставке 0 процентов.
Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по операциям, предусмотренным подпунктом 6 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 10 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации одновременно с налоговой декларацией, предусмотренной пунктом 6 статьи 164 Кодекса, в налоговые органы в соответствии с пунктом 8 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации представляются контракт (копия контракта) на реализацию драгоценных металлов или драгоценных камней и документы (их копии), подтверждающие передачу драгоценных металлов или драгоценных камней Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам.
Пунктом 9 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 3 и 8 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.
Учитывая, что подпункт 6 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации не указан в пункте 9 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации, то к нему должны применяться общие правила определения налоговой базы, в соответствии с которыми налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением (статья 54 Налогового кодекса РФ).
Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит исключений по налогообложению авансовых и иных платежей, поступивших в счет поставок товаров, облагаемых НДС по налоговой ставке 0 процентов, до момента представления полного пакета документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов.
Всесторонне и полно исследовав материалы дела, правильно установив фактические обстоятельства и дав им надлежащую правовую оценку, суд пришел к обоснованному выводу о том, что требование заявителя о взыскании с ОАО "Рудник Веселый" налоговых санкций за неуплату НДС вследствие занижения налогооблагаемой базы в результате невключения авансовых платежей является правомерным.
Государственная пошлина, уплаченная при подаче кассационной жалобы, относится на заявителя в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенном по делу судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
ПОСТАНОВИЛА:
Решение от 18.10.2004 Арбитражного суда Республики Алтай по делу N А02-3360/2004 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Судебная практика (Западная Сибирь) »
Читайте также