Постановление фас западно - сибирского округа от 03.03.2005 n ф04-745/2005(8888-а27-32) налоговому органу отказано во взыскании с предпринимателя недоимки по страховым взносам, пеней и штрафа в связи с пропуском шестимесячного срока давности взыскания налоговых санкций.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 3 марта 2005 года Дело N Ф04-745/2005(8888-А27-32)

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Кемеровской области на решение от 15.07.2004 и постановление апелляционной инстанции от 26.11.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-1908/2003-5 по заявлению Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Кемеровской области к предпринимателю, осуществляющему свою деятельность без образования юридического лица, Нурулину Борису Шамиловичу,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Кемеровской области (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о взыскании с предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, Нурулина Бориса Шамиловича (далее - предприниматель) 28997,8 рубля, в том числе недоимки по страховым взносам в размере 19225,69 рубля, начисленных на нее пени в размере 9200,12 рубля, и штрафа в размере 571,99 рубля за совершение правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением арбитражного суда от 21.03.2003 требования Инспекции удовлетворены в полном объеме.
Постановлением апелляционной инстанции от 28.05.2003 вышеуказанное решение оставлено без изменения. Однако размер подлежащего взысканию штрафа снижен до 285,99 рубля.
Вывод арбитражного суда первой и апелляционной инстанций об обоснованности доначисления страховых взносов поддержан Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа, о чем указано в постановлении от 24.09.2003.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 15351/03 от 27.04.2004 вышеуказанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию.
Решением арбитражного суда от 15.07.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.11.2004, отказано Инспекции в удовлетворении заявленных требований.
Требование о взыскании страховых взносов в Пенсионный фонд в сумме 16365,67 рубля и соответствующих сумм пеней не подлежит удовлетворению, поскольку Инспекцией оно заявлено с пропуском срока давности их взыскания. Требование о взыскании взносов в обязательный фонд медицинского страхования не подлежит удовлетворению, так как доначисление данных взносов с доходов, определяемых из стоимости патента, является необоснованным. Поскольку пункт "б" статьи 1 Федерального закона от 04.01.99 N 1-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год", в котором был установлен данный порядок исчисления взносов, признан Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.99 N 18-П неконституционным.
Инспекция в кассационной жалобе просит отменить вынесенные по делу судебные акты и принять по делу новое решение - об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
На момент рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции от предпринимателя отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом первой и апелляционной инстанций при вынесении судебных актов норм материального и процессуального права, не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, должностными лицами Инспекции проведена выездная налоговая проверка предпринимателя по вопросам правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды и единого социального налога за период с 01.01.99 по 31.12.2001.
В ходе проверки установлен факт неуплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации в период с 01.01.99 по 30.06.99, что отражено в акте проверки N 1/397 от 10.09.2002. На основании акта Инспекцией вынесено решение N 347 от 30.09.2002 о наложении на предпринимателя штрафа в размере 571,99 рубля по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Требованием N 106 по состоянию на 10.09.2002 предпринимателю предложено в срок до 12.10.2002 погасить задолженность в Пенсионный фонд - 16365,67 рубля; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 158,89 рубля; Территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 2701,13 рубля, пени в размере 9200,12 рубля, а также штраф в размере 571,99 рубля.
Неисполнение в установленные сроки требования явилось основанием для обращения Инспекции в арбитражный суд с заявлением.
Арбитражный суд первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении требований Инспекции, принял законные и обоснованные судебные акты.
Взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), образовавшихся на 01.01.2001, согласно статье 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица может быть подано в соответствующий суд налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
------------------------------------------------------------------

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 11 статьи 48 Налогового кодекса РФ, а не пункт 10.
------------------------------------------------------------------
Данное положение применяется также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и сбора согласно пункту 10 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно требованиям пункта 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о применении налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.
Такие же сроки подлежат применению и к требованиям о взыскании недоимки, пеней и штрафа по взносам в государственные внебюджетные фонды.
Материалами дела подтверждается, что Инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании страховых взносов в Пенсионный фонд в сумме 16365,67 рубля и соответствующих сумм пеней за пределами сроков давности взыскания их в принудительном порядке, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации. Поскольку данные сроки носят пресекательный характер и восстановлению не подлежат, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций сделал правильный и обоснованный вывод от отказе Инспекции в удовлетворении заявленных требований в данной части.
Также отсутствуют основания для отмены решения в части отказа Инспекции во взыскании с предпринимателя страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования, рассчитанных с сумм дохода, исчисленного исходя из стоимости патента за 1999 год, так как, учитывая содержание Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.99 N 18-П, следует, что Инспекцией при исчислении размера страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования за 1999 год использован порядок, закрепленный в законодательном акте, признанный в установленном законом порядке неконституционным.
Нарушений норм процессуального права арбитражным судом первой и апелляционной инстанций при вынесении судебных актов не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛА:
Решение от 16.07.2004 и постановление апелляционной инстанции от 26.11.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-1908/2003-5 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Судебная практика (Западная Сибирь) »
Читайте также