Постановление фас западно - сибирского округа от 03.03.2005 n ф04-745/2005(8888-а27-32) налоговому органу отказано во взыскании с предпринимателя недоимки по страховым взносам, пеней и штрафа в связи с пропуском шестимесячного срока давности взыскания налоговых санкций.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда
кассационной инстанции
от 3 марта 2005 года
Дело N
Ф04-745/2005(8888-А27-32)
(извлечение)
Федеральный
арбитражный суд Западно-Сибирского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании
кассационную жалобу Межрайонной инспекции
Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам N 2 по Кемеровской области
на решение от 15.07.2004 и постановление
апелляционной инстанции от 26.11.2004
Арбитражного суда Кемеровской области по
делу N А27-1908/2003-5 по заявлению Межрайонной
инспекции Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам N 2 по
Кемеровской области к предпринимателю,
осуществляющему свою деятельность без
образования юридического лица, Нурулину
Борису
Шамиловичу,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная
инспекция Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам N 2 по
Кемеровской области (далее - Инспекция)
обратилась в Арбитражный суд Кемеровской
области с заявлением о взыскании с
предпринимателя, осуществляющего свою
деятельность без образования юридического
лица, Нурулина Бориса Шамиловича (далее -
предприниматель) 28997,8 рубля, в том числе
недоимки по страховым взносам в размере
19225,69 рубля, начисленных на нее пени в
размере 9200,12 рубля, и штрафа в размере 571,99
рубля за совершение правонарушения,
предусмотренного пунктом 1 статьи 122
Налогового кодекса Российской
Федерации.
Решением арбитражного суда
от 21.03.2003 требования Инспекции
удовлетворены в полном объеме.
Постановлением апелляционной инстанции от
28.05.2003 вышеуказанное решение оставлено без
изменения. Однако размер подлежащего
взысканию штрафа снижен до 285,99 рубля.
Вывод арбитражного суда первой и
апелляционной инстанций об обоснованности
доначисления страховых взносов поддержан
Федеральным арбитражным судом
Западно-Сибирского округа, о чем указано в
постановлении от 24.09.2003.
Постановлением
Президиума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации N 15351/03 от 27.04.2004
вышеуказанные судебные акты отменены, дело
направлено на новое рассмотрение в первую
инстанцию.
Решением арбитражного суда
от 15.07.2004, оставленным без изменения
постановлением апелляционной инстанции от
26.11.2004, отказано Инспекции в удовлетворении
заявленных требований.
Требование о
взыскании страховых взносов в Пенсионный
фонд в сумме 16365,67 рубля и соответствующих
сумм пеней не подлежит удовлетворению,
поскольку Инспекцией оно заявлено с
пропуском срока давности их взыскания.
Требование о взыскании взносов в
обязательный фонд медицинского
страхования не подлежит удовлетворению,
так как доначисление данных взносов с
доходов, определяемых из стоимости патента,
является необоснованным. Поскольку пункт
"б" статьи 1 Федерального закона от 04.01.99 N 1-ФЗ
"О тарифах страховых взносов в Пенсионный
фонд Российской Федерации, фонд
социального страхования Российской
Федерации, Государственный фонд занятости
населения Российской Федерации и в фонды
обязательного медицинского страхования на
1999 год", в котором был установлен данный
порядок исчисления взносов, признан
Постановлением Конституционного Суда
Российской Федерации от 23.12.99 N 18-П
неконституционным.
Инспекция в
кассационной жалобе просит отменить
вынесенные по делу судебные акты и принять
по делу новое решение - об удовлетворении
заявленных требований в полном объеме.
На момент рассмотрения дела в арбитражном
суде кассационной инстанции от
предпринимателя отзыв на кассационную
жалобу не поступил.
Суд кассационной
инстанции, в соответствии со статьями 274, 286
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации изучив материалы
дела, проанализировав доводы кассационной
жалобы, проверив правильность применения
арбитражным судом первой и апелляционной
инстанций при вынесении судебных актов
норм материального и процессуального
права, не находит оснований для их
отмены.
Из материалов дела следует,
должностными лицами Инспекции проведена
выездная налоговая проверка
предпринимателя по вопросам правильности
исчисления, удержания, уплаты и
перечисления страховых взносов в
государственные социальные внебюджетные
фонды и единого социального налога за
период с 01.01.99 по 31.12.2001.
В ходе проверки
установлен факт неуплаты страховых взносов
в Пенсионный фонд Российской Федерации и в
Территориальный фонд обязательного
медицинского страхования Российской
Федерации в период с 01.01.99 по 30.06.99, что
отражено в акте проверки N 1/397 от 10.09.2002. На
основании акта Инспекцией вынесено решение
N 347 от 30.09.2002 о наложении на предпринимателя
штрафа в размере 571,99 рубля по пункту 1
статьи 122 Налогового кодекса Российской
Федерации.
Требованием N 106 по состоянию
на 10.09.2002 предпринимателю предложено в срок
до 12.10.2002 погасить задолженность в
Пенсионный фонд - 16365,67 рубля; в Федеральный
фонд обязательного медицинского
страхования - 158,89 рубля; Территориальный
фонд обязательного медицинского
страхования - 2701,13 рубля, пени в размере 9200,12
рубля, а также штраф в размере 571,99 рубля.
Неисполнение в установленные сроки
требования явилось основанием для
обращения Инспекции в арбитражный суд с
заявлением.
Арбитражный суд первой и
апелляционной инстанций, отказывая в
удовлетворении требований Инспекции,
принял законные и обоснованные судебные
акты.
Взыскание сумм недоимки, пеней и
штрафов по взносам в государственные
социальные внебюджетные фонды (Пенсионный
фонд Российской Федерации, Фонд
социального страхования Российской
Федерации, Государственный фонд занятости
населения Российской Федерации и фонды
обязательного медицинского страхования),
образовавшихся на 01.01.2001, согласно статье 9
Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О
введении в действие части второй
Налогового кодекса Российской Федерации и
внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации
о налогах" осуществляется налоговыми
органами Российской Федерации в порядке,
установленном Налоговым кодексом
Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 48
Налогового кодекса Российской Федерации
установлено, что исковое заявление о
взыскании налога за счет имущества
налогоплательщика - физического лица может
быть подано в соответствующий суд
налоговым органом в течение шести месяцев
после истечения срока исполнения
требования об уплате налога.
------------------------------------------------------------------
В тексте документа, видимо, допущена
опечатка: имеется в виду пункт 11 статьи 48
Налогового кодекса РФ, а не пункт 10.
------------------------------------------------------------------
Данное положение применяется также при
взыскании пеней за несвоевременную уплату
налога и сбора согласно пункту 10 статьи 48
Налогового кодекса Российской
Федерации.
Согласно требованиям пункта
1 статьи 115 Налогового кодекса Российской
Федерации налоговые органы могут
обратиться в суд с заявлением о применении
налоговой санкции не позднее шести месяцев
со дня обнаружения налогового
правонарушения и составления
соответствующего акта.
Такие же сроки
подлежат применению и к требованиям о
взыскании недоимки, пеней и штрафа по
взносам в государственные внебюджетные
фонды.
Материалами дела подтверждается,
что Инспекция обратилась в арбитражный суд
с заявлением о взыскании страховых взносов
в Пенсионный фонд в сумме 16365,67 рубля и
соответствующих сумм пеней за пределами
сроков давности взыскания их в
принудительном порядке, установленных
Налоговым кодексом Российской Федерации.
Поскольку данные сроки носят
пресекательный характер и восстановлению
не подлежат, арбитражный суд первой и
апелляционной инстанций сделал правильный
и обоснованный вывод от отказе Инспекции в
удовлетворении заявленных требований в
данной части.
Также отсутствуют
основания для отмены решения в части отказа
Инспекции во взыскании с предпринимателя
страховых взносов в фонды обязательного
медицинского страхования, рассчитанных с
сумм дохода, исчисленного исходя из
стоимости патента за 1999 год, так как,
учитывая содержание Постановления
Конституционного Суда Российской
Федерации от 23.12.99 N 18-П, следует, что
Инспекцией при исчислении размера
страховых взносов в фонды обязательного
медицинского страхования за 1999 год
использован порядок, закрепленный в
законодательном акте, признанный в
установленном законом порядке
неконституционным.
Нарушений норм
процессуального права арбитражным судом
первой и апелляционной инстанций при
вынесении судебных актов не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 286, пунктом 1
части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного
процессуального кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия кассационной
инстанции
ПОСТАНОВИЛА:
Решение от
16.07.2004 и постановление апелляционной
инстанции от 26.11.2004 Арбитражного суда
Кемеровской области по делу N А27-1908/2003-5
оставить без изменения, кассационную
жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со
дня его принятия.