Постановление фас западно - сибирского округа от 02.03.2005 n ф04-716/2005(8831-а70-14) возбуждение в отношении налогоплательщика дела о несостоятельности (банкротстве) и введение конкурсного производства не является основанием для оставления без рассмотрения заявления налогового органа о взыскании с этого налогоплательщика штрафа за налоговое правонарушение.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда
кассационной инстанции
от 2 марта 2005 года
Дело N
Ф04-716/2005(8831-А70-14)
(извлечение)
Федеральный
арбитражный суд Западно-Сибирского округа,
рассмотрев кассационную жалобу заявителя -
межрайонной инспекции Федеральной
налоговой службы N 5 по крупнейшим
налогоплательщикам по Тюменской области -
на определение от 18.10.2004 и постановление
апелляционной инстанции от 07.12.2004
Арбитражного суда Тюменской области по
делу N А70-7904/18-2004 по заявлению межрайонной
инспекции Федеральной налоговой службы N 5
по крупнейшим налогоплательщикам по
Тюменской области к обществу с
ограниченной ответственностью
"Ассортимент",
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная
инспекция Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам N 5 по
Тюменской области обратилась в Арбитражный
суд Тюменской области о взыскании с
общества с ограниченной ответственностью
"Ассортимент" санкций в размере 472025,78 руб. за
неуплату налога с продаж и налога на
добавленную стоимость за 2002 год.
Определением суда от 18.01.2004, оставленным без
изменения постановлением апелляционной
инстанции от 07.12.2004, заявленное требование
на основании пункта 4 статьи 148 Арбитражного
процессуального кодекса Российской
Федерации оставлено без рассмотрения,
поскольку заявлено требование, которое
должно быть рассмотрено в рамках дела о
банкротстве.
В кассационной жалобе
налоговый орган, ссылаясь на неправильное
применение судом норм материального права,
а именно статей 1, 2, 104 Налогового кодекса
Российской Федерации, просит отменить
принятые судебные акты и взыскать
заявленную сумму штрафа.
Представитель
налогового органа поддержал доводы,
изложенные в кассационной жалобе, а также
заявил ходатайство о замене истца на его
правопреемника.
Руководствуясь статьей
48 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, на основании приказа
Управления Федеральной налоговой службы по
Тюменской области от 29.11.2004 N 1-0 суд
кассационной инстанции определил:
ходатайство удовлетворить, произвести
замену истца на его правопреемника -
межрайонную инспекцию Федеральной
налоговой службы N 5 по крупнейшим
налогоплательщикам по Тюменской
области.
В отзыве на жалобу конкурсный
управляющий отклонил доводы жалобы, просил
оставить судебные акты без изменения.
Проверив в соответствии с требованиями
статей 284, 286 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации законность
решения и постановления арбитражного суда,
изучив доводы жалобы, отзыва на нее,
заслушав представителей лиц, участвующих в
деле, кассационная инстанция считает, что
судебные акты подлежат отмене исходя из
следующего.
Как следует из материалов
дела, по результатам выездной налоговой
проверки деятельности общества с
ограниченной ответственностью
"Ассортимент" за период с 01.01.2000 по 31.12.2002
были выявлены налоговые правонарушения, о
чем налоговым органом составлен акт от
05.05.2004 и вынесено решение от 18.05.2004 N 2.5-26/184 о
привлечении к ответственности в виде
взыскания штрафа в общей сумме 472025,78 руб. за
неуплату налога на добавленную стоимость и
налога с продаж за 2002 год.
Поскольку в
добровольном порядке указанная сумма
уплачена не была, налоговый орган обратился
в арбитражный суд с заявлением о взыскании
налоговой санкции.
Арбитражный суд,
установив, что решением Арбитражного суда
Тюменской области от 29.06.2004 по делу N
А70-8880/3-2003 общество признано
несостоятельным (банкротом) и в отношении
него открыто конкурсное производство
сроком на один год, на основании пункта 4
статьи 148 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации оставил
заявление без рассмотрения.
При этом
суд исходил из статьи 126 Федерального
закона "О несостоятельности (банкротстве)",
в соответствии с которой с даты принятия
арбитражным судом решения о признании
должника банкротом и об открытии
конкурсного производства все требования
кредиторов по денежным обязательствам, об
уплате обязательных платежей, иные
имущественные требования, за исключением
требований о признании права
собственности, о взыскании морального
вреда, об истребовании имущества из чужого
незаконного владения, о признании
недействительными ничтожных сделок и о
применении последствий их
недействительности, а также текущие
обязательства, указанные в пункте 1 статьи
134 настоящего Федерального закона, могут
быть предъявлены только в ходе конкурсного
производства.
Однако судом не учтено,
что согласно статье 2 указанного Закона
денежное обязательство представляет собой
обязанность должника уплатить кредитору
определенную денежную сумму по
гражданско-правовой сделке и (или) иному
предусмотренному Гражданским кодексом
Российской Федерации основанию;
обязательные платежи - это налоги, сборы и
иные обязательные взносы в бюджет
соответствующего уровня и государственные
внебюджетные фонды в порядке и на условиях,
которые определяются законодательством
Российской Федерации.
Таким образом,
санкции за налоговые правонарушения не
относятся ни к денежным обязательствам, ни
к обязательным платежам, а также к иным
расходам, погашаемым на основании статьи 134
Закона вне очереди.
В соответствии с
пунктом 7 статьи 114, пунктом 6 статьи 108
Налогового кодекса Российской Федерации
налоговые санкции взыскиваются с
налогоплательщиков только в судебном
порядке и обязанность по доказыванию
обстоятельств, свидетельствующих о факте
налогового правонарушения и виновности
лица в его совершении, возлагается на
налоговые органы, в связи с чем требование
налоговых органов о взыскании налоговых
санкций в рамках дела о банкротстве должно
быть подтверждено соответствующим
судебным актом.
Кроме того, статьей 115
Налогового кодекса Российской Федерации
установлено, что налоговые органы могут
обратиться в суд с иском о взыскании
налоговой санкции не позднее шести месяцев
со дня обнаружения налогового
правонарушения и составления акта; данный
срок является пресекательным и
восстановлению не подлежит.
Таким
образом, обращение налогового органа в суд
с заявлением о взыскании налоговой санкции
с общества, признанного банкротом,
соответствует статье 104 Налогового кодекса
Российской Федерации, а следовательно,
оставление такого заявления без
рассмотрения неправомерно.
При таких
обстоятельствах обжалуемые определение и
постановление арбитражного суда подлежат
отмене с направлением дела на новое
рассмотрение, при котором следует
рассмотреть заявленные требования с учетом
действующего законодательства.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287,
частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного
процессуального кодекса Российской
Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение
от 18.10.2004 и постановление от 07.12.2004
Арбитражного суда Тюменской области по
делу N А70-7904/18-2004 отменить.
Дело
направить на новое рассмотрение в суд
первой инстанции.
Постановление
вступает в законную силу со дня его
принятия.