Постановление фас западно - сибирского округа от 27.12.2004 n ф04-9168/2004(7407-а27-37) налоговому органу отказано во взыскании налоговых санкций по налогу на пользователей автодорог, т.к. в отношении налогоплательщика введена процедура банкротства - наблюдение - и налоговые санкции включены в реестр требований кредиторов.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда
кассационной инстанции
от 27 декабря 2004
года Дело N
Ф04-9168/2004(7407-А27-37)
(извлечение)
Федеральный
арбитражный суд Западно-Сибирского округа
рассмотрел в судебном заседании
кассационную жалобу Инспекции
Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам по городу Кемерово на
решение от 06.09.2004 Арбитражного суда
Кемеровской области по делу N А27-16441/03-6 по
заявлению Инспекции Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам по
городу Кемерово к открытому акционерному
обществу "Кемеровогражданстрой", город
Кемерово, о взыскании налоговых
санкций,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция
Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам по городу Кемерово (далее -
Инспекция) обратилась в Арбитражный суд
Кемеровской области с заявлением о
взыскании с открытого акционерного
общества (ОАО) "Кемеровогражданстрой", город
Кемерово, налоговых санкций в сумме 31726
рублей 20 копеек.
Решением арбитражного
суда от 06.09.2004 в удовлетворении заявленных
требований отказано в связи с тем, что
поскольку определением Арбитражного суда
Кемеровской области от 17.09.2003 в отношении
налогоплательщика введена процедура
банкротства, налоговые санкции включены в
реестр требований кредиторов. Кроме того,
налоговым органом пропущен шестимесячный
срок, установленный для обращения в суд с
заявлением о принудительном взыскании
налоговых санкций, установленный пунктом 1
статьи 115 Налогового кодекса Российской
Федерации.
В апелляционной инстанции
арбитражного суда законность и
обоснованность судебного акта не
проверялись.
В кассационной жалобе
Инспекция просит отменить решение суда и
принять новый судебный акт - о взыскании с
ОАО "Кемеровогражданстрой" налоговых
санкций. Указывает, что в данном случае факт
неуплаты налога может быть установлен
только при проведении камеральной
проверки, срок проведения которой в
соответствии со статьей 88 Налогового
кодекса Российской Федерации - 3 месяца.
Таким образом, срок выявления указанного
правонарушения должен исчисляться не с
момента подачи уточненной налоговой
декларации, а с момента вынесения решения о
привлечении к налоговой
ответственности.
Поскольку
налогоплательщиком правонарушение
совершено в 2002 году, то есть до введения
процедуры банкротства, то привлечение его к
ответственности не противоречит пункту 1
статьи 98 Федерального закона "О
несостоятельности (банкротстве)".
Отзыв
на кассационную жалобу от ОАО
"Кемеровогражданстрой" не представлен.
Суд кассационной инстанции, в соответствии
со статьями 274, 286 Арбитражного
процессуального кодекса Российской
Федерации изучив материалы дела,
проанализировав доводы кассационной
жалобы, проверив правильность применения
судом норм материального и процессуального
права, считает решение арбитражного суда
подлежащим оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, 26.03.2003 ОАО
"Кемеровогражданстрой" представило в
Инспекцию уточненную налоговую декларацию
по налогу на пользователей автомобильных
дорог за 2002 год. По результатам камеральной
проверки данной декларации налоговым
органом вынесено решение N 13864 от 23.05.2003 о
привлечении ОАО "Кемеровогражданстрой" к
ответственности, предусмотренной пунктом 1
статьи 122 Налогового кодекса Российской
Федерации, в виде штрафа в размере 31726
рублей 20 копеек.
На основании
указанного решения налогоплательщику
выставлено требование N 16-14-34/13864 по
состоянию на 23.05.2003 об уплате налоговых
санкций.
В связи с неисполнением ОАО
"Кемеровогражданстрой" данного требования
в добровольном порядке в установленный до
03.06.2003 срок Инспекция обратилась в
арбитражный суд с заявлением о взыскании с
него 31726 рублей 20 копеек налоговых
санкций.
В соответствии с пунктом 1
статьи 115 Налогового кодекса Российской
Федерации налоговые органы могут
обратиться в суд с иском о взыскании
налоговой санкции не позднее шести месяцев
со дня обнаружения налогового
правонарушения и составления
соответствующего акта.
В силу пункта 37
Постановления Пленума Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации от
28.02.2001 N 5 в тех случаях, когда Кодексом не
предусматривается составление налоговым
органом акта по результатам использования
в отношении налогоплательщика иных, помимо
выездной налоговой проверки, форм
налогового контроля, установленный пунктом
1 статьи 115 Налогового кодекса Российской
Федерации срок должен исчисляться со дня
обнаружения, который определяется исходя
из характера и конкретного правонарушения,
а также обстоятельств его совершения.
Вывод арбитражного суда о том, что факт
совершения налогоплательщиком налогового
правонарушения - неполной уплаты налога на
пользователей автомобильных дорог - стал
известен налоговому органу в день принятия
уточненной декларации, противоречит
фактическим обстоятельствам дела.
Кассационная инстанция считает, что
установить факт уплаты или неуплаты налога
и соответствующие ей пени, а также
правильность исчисления налога в день
представления налогоплательщиком
уточненной декларации не представляется
возможным. Для этого необходимо проведение
камеральной налоговой проверки.
Согласно статье 88 Налогового кодекса
Российской Федерации проверка проводится в
течение трех месяцев со дня представления
налогоплательщиком налоговой декларации и
документов, служащих основанием для
исчисления и уплаты налога. Соблюдение
налоговым органом указанного срока
подтверждается материалами дела.
Днем
обнаружения и соответственно течение
установленного статьей 115 Налогового
кодекса Российской Федерации срока в
данном случае начинается со дня проведения
Инспекцией камеральной проверки и
вынесения по ее результатам решения о
привлечении налогоплательщика к налоговой
ответственности, то есть с 23.05.2003.
Следовательно, заявление о взыскании сумм
налоговых санкций могло быть предъявлено в
суд не позднее 23.11.2003. Фактически это было
сделано 13.11.2003, то есть в пределах
предусмотренного статьей 115 Налогового
кодекса Российской Федерации срока.
Кассационная инстанция соглашается с
доводами кассационной жалобы.
Однако
указанное нарушение суда не привело к
принятию неправильного решения, поскольку
суд первой инстанции пришел к правомерному
выводу о том, что должник не отказался
уплатить налоговые санкции добровольно и
включил их в реестр требований
кредиторов.
В соответствии со статьей 63
Федерального закона "О несостоятельности
(банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ с даты
вынесения арбитражным судом определения о
введении наблюдения требования кредиторов
по денежным обязательствам и об уплате
обязательных платежей, срок исполнения по
которым наступил на дату введения
наблюдения, могут быть предъявлены к
должнику только с соблюдением
установленного настоящим Федеральным
законом порядка предъявления требований к
должнику.
Судом при рассмотрении
заявления установлено, что определением от
17.09.2003 Арбитражного суда Кемеровской
области по делу N А27-8227/2003-4 в отношении ОАО
"Кемеровогражданстрой" введена процедура
банкротства - наблюдение, которым
установлено, что в реестр требований
кредиторов учесть сумму задолженности по
пени в сумме 30897216 рублей 45 копеек и штрафным
санкциям в размере 771808 рублей 57 копеек.
То, что штрафные санкции в размере 31726
рублей 20 копеек, взыскиваемые налоговым
органом, включены в реестр требований
кредиторов и вошли в общую сумму штрафных
санкций, указанную в определении от 17.09.2003,
подтверждено в судебном заседании
представителем Инспекции.
Определением
суда от 02.02.2004 введена процедура внешнего
управления сроком на 18 месяцев.
С учетом
изложенного кассационная инстанция не
усматривает оснований для отмены решения
первой инстанции, поскольку предмет спора в
данном случае отсутствует.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287,
статьей 289 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации,
суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного
суда Кемеровской области от 06.09.2004 по делу N
А27-16441/2003-6 оставить без изменения,
кассационную жалобу - без
удовлетворения.
Постановление вступает
в законную силу со дня его принятия.