КОДЕКС ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 07.03.2001 n 24-ФЗ (принят ГД ФС РФ 07.02.2001) (ред. от 29.06.2004)

КОДЕКС ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (См. актуальную редакцию здесь)
Принят
Государственной Думой
7 февраля 2001 года
Одобрен
Советом Федерации
22 февраля 2001 года
(в ред. Федеральных законов от 05.04.2003 N 43-ФЗ,
от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Отношения, регулируемые Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации. 1. Настоящий Кодекс регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, и определяет их права, обязанности и ответственность.

Статья 3. Основные понятия. В целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия:

Статья 4. Государственное регулирование в области внутреннего водного транспорта. 1. Государственное регулирование в области внутреннего водного транспорта осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области транспорта непосредственно либо через его территориальные органы или находящиеся в его ведении государственные организации, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах предоставленных им полномочий.

Статья 5. Лицензирование видов деятельности на внутреннем водном транспорте. 1. Перечень видов деятельности на внутреннем водном транспорте, при осуществлении которых требуется обязательное наличие лицензий, и порядок лицензирования определяются законодательством Российской Федерации.

Статья 6. Провозная плата. 1. Порядок установления тарифов на перевозки грузов, пассажиров и их багажа, буксировку судов и иных плавучих объектов, погрузку и выгрузку грузов, другие услуги внутреннего водного транспорта, а также правила применения таких тарифов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 7. Общие положения. 1. Внутренние водные пути и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения находятся в федеральной собственности и используются в целях судоходства любыми юридическими и физическими лицами. Перечень внутренних водных путей утверждается Правительством Российской Федерации.

Статья 8. Содержание внутренних водных путей. 1. Проведение путевых работ, в том числе работ по устройству и содержанию рейдов в портах общего пользования и подходов к причалам общего пользования, за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящей статьи, а также содержание судоходных гидротехнических сооружений и организация технологической связи организаций внутреннего водного транспорта осуществляются бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте за счет средств федерального бюджета, доходов от собственной деятельности, а также других не запрещенных законом источников.

Статья 9. Строительство и эксплуатация сооружений на внутренних водных путях. 1. Строительство и эксплуатация сооружений на внутренних водных путях, а также добыча нерудных строительных материалов осуществляется по согласованию с бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте и государственными речными судоходными инспекциями бассейнов.

Статья 10. Пользование акваториями, береговой полосой в пределах внутренних водных путей и земельными участками, используемыми или занимаемыми организациями внутреннего водного транспорта. 1. В пределах внутренних водных путей, расположенных за пределами территорий городских поселений, организации внутреннего водного транспорта вправе использовать безвозмездно для работ, связанных с судоходством, береговую полосу - полосу земли шириной 20 метров от края воды вглубь берега при среднемноголетнем уровне воды на свободных реках и нормальном уровне воды на искусственно созданных внутренних водных путях. На берегу, имеющем уклон более 45 градусов, береговая полоса определяется от края берега вглубь берега. Особые условия пользования береговой полосой устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 12. Охрана судоходных гидротехнических сооружений и средств навигационного оборудования. Охрана судоходных гидротехнических сооружений и средств навигационного оборудования осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 13. Средства идентификации судна. 1. Каждое судно, подлежащее государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге, должно иметь свое название или номер. Название судну присваивается его собственником в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Статья 14. Судовые документы. 1. На судне, зарегистрированном в Государственном судовом реестре Российской Федерации и осуществляющем судоходство по внутренним водным путям, должны находиться следующие документы:

Статья 15. Право собственности на суда. 1. Суда могут находиться в любой собственности.

Статья 16. Государственная регистрация судна и прав на него. 1. Судно подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге.

Статья 17. Органы, осуществляющие государственную регистрацию судов. 1. Государственная регистрация самоходных судов внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт и несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, а также любых пассажирских и наливных судов в Государственном судовом реестре Российской Федерации осуществляется государственными речными судоходными инспекциями бассейнов.

Статья 18. Основания государственной регистрации судна и прав на него. 1. Основаниями государственной регистрации судна и прав на него являются:

Статья 19. Порядок государственной регистрации судов в Государственном судовом реестре Российской Федерации. 1. Государственная регистрация судна в Государственном судовом реестре Российской Федерации осуществляется на основании заявления правообладателя и приложенных к нему документов, предусмотренных правилами государственной регистрации судов.

Статья 20. Основания продления сроков осуществления государственной регистрации прав на судно и сделок с ним. 1. Орган, осуществляющий государственную регистрацию судна, при возникновении причин для сомнений в наличии оснований государственной регистрации прав на судно и сделок с ним в течение месяца обязан принять необходимые меры для получения дополнительных доказательств наличия у заявителя оснований государственной регистрации судна. Орган, осуществляющий государственную регистрацию судна, обязан немедленно известить об этом заявителя, который вправе представить дополнительные доказательства наличия у него оснований государственной регистрации судна.

Статья 21. Исключение судна из Государственного судового реестра Российской Федерации. 1. Исключению из Государственного судового реестра Российской Федерации подлежит судно:

Статья 23. Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации. 1. Плавание судов по внутренним водным путям допускается только под Государственным флагом Российской Федерации. На основании решения Правительства Российской Федерации может быть разрешено плавание, в том числе в целях транзита, по внутренним водным путям отдельному судну под флагом иностранного государства.

Статья 24. Ипотека судов. 1. В Российской Федерации может осуществляться ипотека судов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 25. Арест и принудительная продажа судна. 1. В случае возникновения судебного производства по иску любого лица к собственнику судна и заявления истцом требования обеспечить такой иск судом может быть наложен арест на судно.

Статья 26. Состав экипажа судна. 1. В состав экипажа судна входят лица командного состава судна, судовая команда, а в состав экипажа пассажирского судна - также работники, обслуживающие пассажиров судна.

Статья 27. Требования, предъявляемые к членам экипажа судна. 1. К назначению на должности, относящиеся к командному составу судна и судовой команде, допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные положением о дипломировании членов экипажей судов, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Статья 28. Трудовые отношения на судне. 1. Назначение членов экипажа судна осуществляется судовладельцем только с согласия капитана судна.

Статья 29. Возвращение члена экипажа судна к месту приема его на работу. 1. Судовладелец обязан обеспечить возвращение члена экипажа судна и его личного имущества весом до 30 килограмм к месту приема члена экипажа судна на работу или в другое обусловленное ими место за свой счет в случае:

Статья 30. Капитан судна. 1. Капитаном судна должен быть гражданин Российской Федерации.

Статья 31. Права и обязанности капитана судна по поддержанию порядка на судне. 1. Распоряжения капитана судна в пределах его полномочий должны исполняться всеми находящимися на судне лицами.

Статья 32. Обязанности капитана судна в случаях рождения на судне ребенка, смерти и болезни на судне. 1. В каждом случае рождения на судне ребенка или в каждом случае смерти на судне капитан обязан составить соответствующий акт при участии двух свидетелей и врача, если он имеется на судне, а также сделать запись в судовом журнале.

Статья 33. Неотложная надобность в деньгах для продолжения рейса. 1. Капитан судна, у которого во время рейса возникает неотложная надобность в деньгах для продолжения рейса вследствие обстоятельств, которые капитан судна не мог предвидеть и устранение которых от него не зависит, вправе, если у него нет возможности или времени для получения распоряжения судовладельца, продать часть вверенного ему имущества, за исключением имущества, необходимого для продолжения рейса, и часть запасов пищевых продуктов. При этом капитан судна обязан избрать такой способ приобретения средств для продолжения рейса, который наименее убыточен для судовладельца.

Статья 34. Общие положения. 1. Судовладелец осуществляет обеспечение безопасности судоходства.

Статья 35. Технический надзор за судами и классификация судов. 1. Самоходные суда внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, несамоходные суда вместимостью не менее чем 80 тонн, все пассажирские и наливные суда, паромные переправы и наплавные мосты на внутренних водных путях, суда смешанного (река - море) плавания подлежат техническому надзору и классификации органами технического надзора и классификации судов Российской Федерации.

Статья 36. Надзор за безопасностью эксплуатации судов. 1. Надзор за безопасностью эксплуатации на внутренних водных путях самоходных судов внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, пассажирских и наливных судов, паромных переправ осуществляется государственной речной судоходной инспекцией.

Статья 38. Надзор и полномочия, осуществляемые капитаном порта. 1. Надзор за обеспечением безопасности судоходства и порядка в порту, в том числе надзор за соблюдением международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и правил о торговом мореплавании в порту, открытом для захода иностранных судов, а также в порту, расположенном в устье реки, осуществляется капитаном порта в соответствии с положением о капитане речного порта, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Статья 39. Обязанности судовладельцев по охране окружающей среды. 1. Обеспечение экологической безопасности при эксплуатации судов, предотвращение загрязнения с судов хозяйственно-бытовыми, сточными и нефтесодержащими водами, нефтью и другими вредными для здоровья людей и водных биологических ресурсов веществами являются обязанностью судовладельцев.

Статья 40. Надзор и контроль за обеспечением экологической безопасности. 1. Контроль за обеспечением экологической безопасности при эксплуатации судов осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Статья 41. Лоцманская проводка судов. 1. В целях обеспечения безопасности плавания судов по внутренним водным путям и предотвращения транспортных происшествий с судами создаются государственные лоцманские службы и негосударственные организации по лоцманской проводке судов. Государственные лоцманские службы создаются в составе бассейновых органов государственного управления на внутреннем водном транспорте. Негосударственные организации по лоцманской проводке судов создаются с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации, и в соответствии с требованиями, установленными настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 42. Сфера применения правил, установленных настоящей главой. 1. При столкновении судов убытки, причиненные таким судам, находящимся на них людям, а также грузам или иному имуществу, возмещаются в соответствии с правилами, установленными настоящей главой. Указанные правила применяются и в случае, если убытки причинены одним судном другому судну или находящимся на нем людям, а также грузу или иному имуществу выполнением или невыполнением маневра либо несоблюдением правил плавания, если даже при этом не произошло столкновение судов.

Статья 43. Вина судов в столкновении. 1. В случае, если столкновение судов произошло по вине одного из судов, убытки несет то судно, по чьей вине произошло столкновение.

КОДЕКС ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 07.03.2001 n 24-ФЗ (принят ГД ФС РФ 07.02.2001) (ред. от 30.06.2003)  »
Законодательство РФ »
Читайте также