Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2016 по делу n А55-15507/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected].

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

14 января 2016 года.                                                                           Дело № А55-15507/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2016 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 14 января 2016 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Бажана П.В.,

судей Рогалёвой Е.М., Семушкина В.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Резник А.С.,

с участием:

от заявителя - Васяев Д.В., доверенность от 25 ноября 2015 года, Сергеева Ю.П., доверенность от 11 января 2016 года,

от ответчика - Ушаков Р.А., доверенность от 02 декабря 2015 года № 10325/1, Ключевская И.И., доверенность от 29 декабря 2015 года № 11456/1,

от третьего лица - не явился, извещён,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Мэрии городского округа Тольятти на решение Арбитражного суда Самарской области от 09 ноября 2015 года по делу № А55-15507/2014 (судья Носова Г.Г.),

по иску общества с ограниченной ответственностью «Эко Рециклинг Групп», (ОГРН 1086320019609), город Тольятти Самарской области,

к Городскому округу Тольятти в лице Мэрии городского округа Тольятти, город Тольятти Самарской области,

с участием третьего лица ОАО «Завод по переработке твердых бытовых отходов», город Тольятти Самарской области,

о взыскании 23 369 134 рубля 43 копейки,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Эко Рециклинг Групп» (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к городскому округу Тольятти в лице мэрии г.о. Тольятти (далее - ответчик, Мэрия), с привлечением в качестве третьего лица ОАО «Завод по переработке твердых бытовых отходов», о взыскании 23 369 134 рубля 43 копейки неосновательного обогащения, возникшего в связи с организацией деятельности по утилизации твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора населению за период с 01.01.2012 г. по 31.01.2014 г., мотивируя свои требования положениями ст. ст. 15, 16, 1069, 1102, 1105 ГК РФ.

Решением суда от 19.10.2014 г., оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.01.2015 г. иск удовлетворен полностью.

Постановлением суда кассационной инстанции от 28.05.2015 г. отмены решение и постановление первой и апелляционной инстанции, и дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении решением суда от 09.11.2015 г. иск удовлетворен полностью, взыскано с ответчика в пользу истца 23 369 134 руб. 43 коп., а также расходы по государственной пошлине в сумме 139 845 руб. 67 коп.

Ответчик, не согласившись с решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять новый судебный акт об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований, о чем в судебном заседании просили и представители ответчика.

Представители истца в судебном заседании апелляционную жалобу отклонили, по основаниям, приведенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просили решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.

Проверив материалы дела, выслушав явившихся представителей сторон, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ООО «Эко Рециклинг Групп» осуществляет деятельность по утилизации твердых бытовых отходов (ТБО) и крупногабаритного мусора (КГМ), образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти.

Постановлением от 01.04.2009 г. № 711-п/1 в соответствии со ст. ст. 78, 86 Бюджетного кодекса РФ, Уставом города Тольятти, мэрией г.о. Тольятти утвержден Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, на возмещение затрат, связанных с утилизацией твердых бытовых и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти (далее - Порядок).

Пунктом 1 указанного постановления установлено, что к расходным обязательствам городского округа Тольятти относится предоставление субсидий на возмещение затрат по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти.

Как следует из п. 3 постановления от 01.04.2009 г. № 711-п/1, исполнение расходных обязательств г.о. Тольятти, указанных в п. 1 настоящего постановления, осуществляется за счет средств бюджета г.о. Тольятти в пределах объема бюджетных ассигнований на утилизацию, предусмотренных Департаменту городского хозяйства мэрии как главному распорядителю бюджетных средств, решением о бюджете г.о. Тольятти.

Цели и размер предоставления субсидий определены п. 3.1, 3.2 Порядка.

Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 16.12.2011 г. № 215 «Об установлении тарифов на услуги ООО «Эко Рециклинг Групп», истцу по настоящему делу были установлены тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов на период с 17.01.2012 г. до очередного периода регулирования в размере 85,30 руб. за 1 куб.м. Согласно приложению № 1 к названному приказу, указанный тариф применяется к объемам исполнителей коммунальных услуг (управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК и др.).

Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.11.2012 г. № 397 «Об установлении тарифов на услуги ООО «Эко Рециклинг Групп», истцу по настоящему делу были установлены тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов на период с 01.01.2013 г. до 30.06.2013 г. в размере 85,30 руб. (без НДС) за 1 куб.м., а для населения - 100,65 руб. (с учетом НДС) за 1 куб.м., с 01.07.2013 до 31.12.2013 - 94,01 руб. (без НДС) за 1 куб.м., а для населения - 110,93 руб. (с учетом НДС) за 1 куб.м.

Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 01.11.2013 № 226 «Об установлении тарифов на товары и услуги ООО «Эко Рециклинг Групп», истцу по настоящему делу были установлены тарифы на утилизацию твердых бытовых отходов на период с 01.01.2014 г. по 30.06.2014 г. в размере 94,01 руб. за 1 куб.м., для населения также 94,01 руб. за 1 куб.м.

Согласно Порядку в редакции постановления Мэрии г.о. Тольятти Самарской области от 30.12.2011 г. № 4222-п/1 одним из условий предоставления субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, на возмещение затрат, связанных с утилизацией твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти, является наличие у данных лиц специализированного оборудования: по сортировке твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти, позволяющего принять объем твердых бытовых и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти за один календарный год.

В связи с отказом ответчика в выдаче субсидии, ООО «ЭРГ» обратилось с заявлением в Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области о нарушении мэрией г.о. Тольятти Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с указанным обращением, комиссия по делу № 111-1638-12/6 пришла к выводу, что критерий о наличии у хозяйствующего субъекта (потенциального претендента на получение субсидий) оборудования, мощность которого должна обеспечивать прием всего объема ТБО и (или) крупногабаритного мусора, образующегося в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти за один календарный год, определенный п. 2.1 Положения в редакции постановления мэрии г.о. Тольятти Самарской области от 30.12.2011 г. № 4222-п/1, является дискриминационным условием и приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области также установлено, что единственным получателем субсидии в 2012 г., истекшем периоде 2013 г., являлся ОАО «Завод по переработке твердых бытовых отходов» (далее - ОАО «ЗПБО»). ООО «ЭРГ» мэрией г.о. Тольятти было отказано в предоставлении субсидий в ответ на неоднократные обращения по причине несоответствия вышеуказанному условию.

26.07.2013 г. по результатам рассмотрения дела № 111-1638-12/6 в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения от 26.07.2013 г. № 7647/6 Самарским УФАС России Мэрии г.о. Тольятти было выдано предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство.

Мэрия г.о. Тольятти обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 26.07.2013 г. № 7648/6.

Решением суда от 04.12.2013 г. по делу № А55-22060/2013, вступившим в законную силу, в удовлетворении данных требований Мэрии г.о. Тольятти отказано.

В рамках названного спора суд установил, что на рынке услуг по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора в границах г.о. Тольятти представлено два хозяйствующих субъекта - ОАО «ЗПБО» и ООО «Эко Рециклинг Групп».

Установив в Порядке предоставления субсидий, условие о наличии специализированного оборудования, позволяющего принять объем ТБО и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти за один календарный год, Мэрия г.о. Тольятти тем самым определила круг субъектов, имеющих право на получение государственной поддержки за счет местного бюджета в виде субсидий.

Однако указанное условие ограничивает доступ хозяйствующих субъектов на рынок по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, так как обременяет лиц обязанностью по оказанию услуг на невыгодных условиях.

Указанными условиями в Порядке затрагиваются права ООО «ЭРГ» как хозяйствующего субъекта, осуществляющего свою деятельность на рынке утилизации твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора и как одного из потенциальных претендентов на получение субсидий.

С учетом изложенного, Комиссия по делу № 111-1638-12/6 пришла к выводу, что критерий о наличии у хозяйствующего субъекта (потенциального претендента на получение субсидий) оборудования, мощность которого должна обеспечивать прием всего объема ТБО и (или) крупногабаритного мусора, образующегося в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти за один календарный год является дискриминационным условием и приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Рассматриваемые действия мэрии г.о. Тольятти приводят к созданию преимуществ для ОАО «ЗПБО», по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке услуг по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора.

При указанных обстоятельствах, на основании имеющихся в деле № 111-1638-12/6 материалов, Комиссия пришла к выводу, что установление в Порядке предоставления субсидий, условия для получения субсидий юридическим лицам, а именно: наличие у данных лиц специализированного оборудования, позволяющего принять объем ТБО и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти за один календарный год, необоснованно препятствуют осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, путем установления дискриминационных условий критериев отбора, предъявляемых при предоставлении указанных субсидий и ограничивает доступ выхода субъектам на рынок, что запрещено п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Суд в рамках дела № А55-22060/2013 счел обоснованным вывод Комиссии о том, что рассматриваемые действия Мэрии г.о. Тольятти, выразившиеся в принятии постановления от 30.12.2011 г. № 4222-п/1 «О внесении изменений в постановление мэрии г.о. Тольятти № 71-п/1 от 01.04.2009 г.», содержащие условия предоставления субсидий, создающие дискриминационные условия для хозяйствующих субъектов на рынке услуг по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора в г.о. Тольятти, являются нарушением п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного, суд в рамках дела № А55-22060/2013 пришел к выводу, что предписание Самарского УФАС России от 26.07.2013 г. № 7648/6 об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство, является законным и обоснованным.

Решением суда от 31.01.2014 г. по делу № А55-21517/2013, вступившим в законную силу, суд удовлетворил иск прокурора к Мэрии г.о. Тольятти, которым признал недействующим Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, на частичное возмещение затрат, связанных с утилизацией твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти, утвержденного Постановлением Мэрией г.о. Тольятти от 01.04.2009 г. № 711-П/1, в части: п. 2.1 и п. 3.3, соответственно: абзац 2 и абзац 7, в части слов - «за один календарный год», и не соответствующим п. 8 ст. 4 и ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»; абзаца 2 п. 2.1 и абзаца 7 п. 3.3, в части слов - «или копию договора с лицензированной организацией на оказание услуг по сортировке твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти, позволяющих принять объем твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2016 по делу n А55-19015/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также