Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2015 по делу n А57-9603/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

 

 

 

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: [email protected]

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Саратов

Дело №А57-9603/2015

 

14 декабря 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена «09» декабря 2015 года

Полный текст постановления изготовлен «14» декабря 2015 года

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,

судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу инспекции  Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города  Саратова

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 14 сентября 2015 года по делу № А57-9603/2015 (судья Калинина А.В.)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Агробизнес» (125362, г. Москва, ул. Свободы, д. 35, ИНН 6452907236 ОГРН1106453005152) к инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова (410040, г. Саратов, ул. Деловой тупик, д. 3, ИНН 6453078895 ОГРН 1046405319410),  Управлению Федеральной налоговой службы по Саратовской области (410028, г. Саратов, ул. Рабочая, д. 24, ИНН 6454071860, ОГРН 1046415400338),

о признании недействительным и отмене решения налогового органа от 19.01.2015 №13-12/005 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения ООО «Агробизнес» о доначислении налога на добавленную стоимость в размере 40 289 888,10 руб.; о привлечении к налоговой ответственности в виде уплаты штрафа в размере 8 063 986,40 руб. о начислении пени по уплате налогов (сборов) на 10.01.2015 года в размере 10 725 061,95 руб., о взыскании с Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району

г. Саратова судебные расходы по оплате госпошлины в размере 3 000 рулей,

при участии в судебном заседании представителей: инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова – представитель Марченко Надежда Михайловна по доверенности № 04-11/009853 от 06.07.15; Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области – представитель Хрулева О.А., по доверенности № 05-17/44 от 14.09.2015 (удостоверение); общества с ограниченной ответственностью  «Агробизнес» - представитель  Игнатьева Е.А., по доверенности № 776/15 от 06.05.2015

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Агробизнес» (далее – ООО «Агробизнес», заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд Саратовской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Саратова (далее – ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова, инспекция, налоговый орган, орган контроля) о признании недействительным и отмене решения налогового органа от 19.01.2015 №13-12/005 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» ООО «Агробизнес» о доначислении налога на добавленную стоимость в размере 40 289 888,10 руб.; о привлечении к налоговой ответственности в виде уплаты штрафа в размере 8 063 986,40 руб. о начислении пени по уплате налогов (сборов) на 10.01.2015 года в размере 10 725 061,95 руб., о взыскании с Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова судебные расходы по оплате госпошлины в размере 3 000 рулей.

Решением от 14 сентября 2015 года по делу №А57-9603/2015 заявленные ООО «АгроБизнес» требования удовлетворены.

Признано недействительным решение инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова от 19.01.2015 №13-12/005 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» ООО «Агробизнес» в части доначисления налога на добавленную стоимость в размере 40 289 888,10 руб.; привлечении к налоговой ответственности в виде уплаты штрафа в размере 8 063 986,40 руб., начислении пени по уплате налогов (сборов) на 10.01.2015 года в размере 10 725 061,95 руб., в остальной части – дело производством прекращено. Взыскано с инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова в пользу ООО «АгроБизнес» судебные расходы по оплате госпошлины в размере 3 000 рулей.

Не согласившись с вынесенным решением, инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

ООО «АгроБизнес» представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Управлением Федеральной налоговой службы по Саратовской области (далее - УФНС России по Саратовской области) представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции отменить в обжалуемой части.

Иных письменных отзывов в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представлено.

В судебном заседании представители  ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова, УФНС России по Саратовской области,  ООО «АгроБизнес» поддержали позицию по делу.

Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, ИФНС по Ленинскому району г. Саратова, в соответствии со статьей 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) проведена выездная налоговая проверка ООО «АгроБизнес» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) всех налогов и сборов за период с 17.09.2010 по 31.12.2012, налога на доходы физических лиц за период с 17.09.2010 по 30.09.2013.

По итогам проверки налоговой инспекцией составлен акт выездной налоговой проверки от 27.08.2014 № 13-07/030.

По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки инспекцией вынесено Решение от 19.01.2015 № 13-12/005, согласно которому доначислены суммы неуплаченного налога на добавленную стоимость (далее -НДС) в размере 48 099 129,37 руб.; Общество привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа в общем размере 9 625 834,40 руб., в том числе за неуплату НДС в размере 9 619 826 руб. и за неперечисление НДФЛ в размере 6 008,40 руб.; начислены пени в общем размере 13 179 766,79 руб., в том числе за неуплату НДС в размере 13 179 736,98 руб. и за неперечисление НДФЛ в размере 29,81 руб. Обществу предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

Не согласившись с решением налоговой инспекции, Общество обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области с апелляционной жалобой.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области  от 24.04.2015 апелляционная жалоба ООО «Агробизнес» на решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова от 19.01.2015 №13-12/005 удовлетворена в части доначисления НДС в размере 7 809 241,27 руб., соответствующих сумм пени и штрафа.

Основанием для отказа в применении налоговых вычетов по НДС послужил вывод об отсутствии реальности хозяйственных операций по взаимоотношениям с контрагентами ООО Оберон», ООО «Агромир», ООО «Техноремстрой».

Ссылаясь на правомерное отнесение спорных сумм к налоговым вычетам, на отсутствие оснований для признания общества и его контрагентов ООО «Техноремстрой», ООО «Агромир», ООО «Обертон» аффилированными, на проявление должной осмотрительности при выборе контрагентов, а также на реальность совершенных с контрагентами хозяйственных отношений, ООО «Агробизнес» обратилось в суд с указанными выше требованиями.

Суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства в их совокупности, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу об обоснованности налоговой выгоды, полученной обществом по сделкам со спорными контрагентами и о недействительности решения инспекции в части эпизодов, связанных с ними.

Суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, в силу следующего.

Пунктами 1, 2 ст. 171 НК РФ установлено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, либо товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

На основании п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п. 3, 6 - 8 ст. 171 Кодекса.

Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.

В силу п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.

Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации (п. 6 ст. 169 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 129-ФЗ), бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

На основании п. 3 ст. 1 Закона № 129-ФЗ основными задачами бухгалтерского учета являются: формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности; обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движении имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организаций и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций (п. 1 ст. 6 Закона № 129-ФЗ).

В п. 1 ст. 9 Закона № 129-ФЗ установлено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать ряд обязательных реквизитов.

В соответствии с п. 4 ст. 9 Закона № 129-ФЗ первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания. Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

Перечисленные требования касаются не только полноты заполнения всех реквизитов, но и достоверности содержащихся в них сведений.

Следовательно, при применении налоговых вычетов по НДС необходимо исходить из реальности этих расходов, произведенных для приобретения товаров (работ, услуг), а также их документального подтверждения.

Кроме того, как сведения, содержащиеся в счетах-фактурах, так и данные первичных документов, составляемых при совершении хозяйственной операции и представляемых налогоплательщиком в налоговые органы, должны отвечать установленным законодательством требованиям и содержать достоверные сведения об обстоятельствах, с которыми законодательство связывает реализацию права на осуществление налоговых вычетов.

В Постановлении № 53 указано, что судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданы, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны.

Под налоговой выгодой для целей данного постановления понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получения права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.

Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2015 по делу n А12-24948/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также