Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2013 по делу n А56-16806/2013. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65 http://13aas.arbitr.ru ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 22 октября 2013 года Дело №А56-16806/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2013 года Постановление изготовлено в полном объеме 22 октября 2013 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Есиповой О.И. судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б. при ведении протокола судебного заседания секретарем Федосеевой Е.С. при участии в заседании: от заявителя: Петров С.А. – генеральный директор по протоколу от 04.06.2013, Суркова И.А. – по доверенности от 18.06.2013 от заинтересованного лица: Горячева А.А. – по доверенности от 01.11.2012 рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14431/2013) Открытого акционерного общества «Предприятие Гальваник» на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.05.2013 о прекращении производства по делу А56-16806/2013 (судья Соколова Н.Г.), принятое по заявлению ОАО «Предприятие Гальваник», место нахождения: 188661, Ленинградская область, Всеволожский район, д. Новое Девяткино, ОГРН 1024700556715, к Управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об оспаривании действий по проведению оперативно-розыскных мероприятий установил: открытое акционерное общество «Предприятие Гальваник», 188661, Ленинградская область, Всеволожский район, д. Новое Девяткино, ОГРН 1024700556715, (далее – Общество, ОАО «Гальваник») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании действий должностных лиц Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее – заинтересованной лицо, Управление) по проведению оперативно-розыскных мероприятий в отношении Общества и обязании Управления устранить допущенное нарушение закона и предоставить информацию, полученную в ходе проведения данных мероприятий. Определением суда от 31.05.2013 производство по делу прекращено по пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду. В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить судебный акт и направить дело на рассмотрение в суд первой инстанции. Податель жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что заявленные требования не имеют экономического содержания, поскольку спор возник не в связи с осуществлением Обществом предпринимательской либо иной экономической деятельности, а в результате действий сотрудников Управления, связанных с проверкой деятельности юридического лица на предмет наличия (отсутствия) признаков преступления. Определением суда апелляционной инстанции от 20.08.2013 рассмотрение апелляционной жалобы отложено в связи с отсутствием сведений о надлежащем извещении заинтересованного лица о времени и месте рассмотрения дела. В соответствии с требованиями части 2 статьи 18 АПК РФ в связи с нахождением на учебе судьи Борисовой Г.В. 15.10.2012 произведена ее замена на судью Семенову А.Б.. Рассмотрение дела начато сначала. В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы апелляционной жалобы, представитель Управления возражала против удовлетворения апелляционной жалобы. Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке. Выслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, а также соответствие выводов суда установленным обстоятельствам и представленным доказательствам, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего. В соответствии со статьей 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Анализ перечисленных процессуальных норм свидетельствует о том, что предпосылкой (обязательным условием) рассмотрения арбитражным судом в порядке административного судопроизводства заявленного требования является предполагаемое нарушение оспариваемыми постановлениями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Фактически заявитель считает незаконными следующие действия сотрудников наркоконтроля: проведение обследования помещений как части оперативно-розыскных мероприятий; составление двух протоколов об административных правонарушениях по ст. 19.4.1 и ст. 6.16 КоАП РФ, поскольку они составлены в ходе незаконного проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении юридического лица; истребование (направление запроса) в рамках проведения оперативно-розыскных мероприятий документов; проведение других оперативно-розыскных мероприятий в отношении заявителя, суть которых ему не известна. Заявитель просит в соответствии со статьей 5 Федерального закона Российской Федерации от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – Закон № 144-ФЗ) обязать сотрудников Управления предоставить сведения о полученной в отношении Общества оперативной информации, послужившей основанием для проведения спорных оперативно-розыскных мероприятий. Согласно пункту 2 части 3, пункту 4 части 9 Указа Президента РФ от 28.07.2004 N 976 «Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков» ФСКН России имеет право проводить проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также сильнодействующих веществ. В силу пункта 1 статьи 53 Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее - Закон N 3-ФЗ) при наличии достаточных данных, свидетельствующих о нарушении порядка деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в пределах своей компетенции имеют право требовать представления необходимых для выполнения контрольных функций объяснений и документов; давать юридическим лицам - владельцам лицензий на виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений; осуществлять иные меры контроля. Должностные лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны принять меры по пресечению выявленных ими административных правонарушений или преступлений, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, и привлечению к ответственности виновных лиц. Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в силу пункта 9 статьи 13 Закона № 144-ФЗ отнесены к органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. В статье 1 Закона № 144-ФЗ предусмотрено, что оперативно-розыскная деятельность представляет собой вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Задачами оперативно-розыскной деятельности являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации; установление имущества, подлежащего конфискации (ст. 2 названного Закона). Согласно подпунктам 1, 2 пункта 2 статьи 7 Закона N 144-ФЗ основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются, в частности, ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения, в том числе о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации. Судом первой инстанции установлено и не оспаривалось сторонами, что проверка в отношении Общества (21.08.2012) была осуществлена должностными лицами Управления на основании Федерального закона от 12.08.1995 №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Частью 9 статьи 5 вышеназванного закона предусмотрено, что при нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов физических и юридических лиц вышестоящий орган, прокурор либо судья в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда. Согласно пункту 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.08.1992 №12/12 «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам» подведомственность заявленного требования суду или арбитражному суду определяется в соответствии с их компетенцией, установленной законодательными актами Российской Федерации. В случаях, когда в законодательном акте подведомственность определена альтернативно (суду или арбитражному суду) либо когда имеется указание о рассмотрении требования в судебном порядке, следует руководствоваться тем же правилом, исходя при этом из субъектного состава участников и характера правоотношений, если иное не предусмотрено законом. Как усматривается из материалов дела, в данном случае заявитель оспаривает действия должностных лиц Управления по проведению оперативно-розыскных мероприятий в отношении Общества, а также составлению протоколов об административных правонарушениях, обязании Управления устранить допущенное нарушение закона путем предоставления информации, полученной в ходе проведения данных мероприятий. Кроме того, оспариваемые действия административного органа не влекут каких-либо материально-правовых последствий, затрагивающих права и интересы заявителя, не возлагают на общество какие-либо обязанности, создающие препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. По смыслу части 1 статьи 198 АПК РФ к таким препятствиям не могут быть отнесены те или иные обязанности физических и юридических лиц, предусмотренные действующим законодательством, вне зависимости от их участия в экономической деятельности. Применительно к настоящему делу Управление не является субъектом правоотношений, действия или бездействия которого подлежат обжалованию в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что спор не носит экономического характера и не затрагивает прав сторон в сфере осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, а действия должностных лиц Управления в рамках осуществления оперативно-розыскных мероприятий, а также процессуальные действия должностного лица при составлении протокола об административном правонарушении не могут быть предметом рассмотрения в арбитражном суде, в связи с чем прекратил производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ. Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены определения суда не имеется. Руководствуясь статьей 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ: определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31 мая 2013 года по делу № А56-16806/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Открытого акционерного общества «Предприятие Гальваник» – без удовлетворения. Председательствующий О. И. Есипова
Судьи И. Б. Лопато
А. Б. Семенова Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2013 по делу n А26-1941/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Август
|