Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2013 по делу n А56-19152/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

24 октября 2013 года

Дело №А56-19152/2013

Резолютивная часть постановления объявлена  21 октября 2013 года

Постановление изготовлено в полном объеме  24 октября 2013 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Л.В.Зотеевой

судей О.И. Есиповой, Л.А.Шульги

при ведении протокола судебного заседания:  Е.С.Федосеевой

при участии: 

от истца (заявителя): предст. Середа О.М. – без подтверждения полномочий

от ответчика (должника): предст. Пыжьянова М.С. – доверенность  от 09.01.2013

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18477/2013) Межрайонной ИФНС России № 2 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.08.2013 по делу № А56-19152/2013 (судья Буткевич Л.Ю.), принятое

по иску (заявлению) ООО «Дирекция театрально-зрелищных касс»

к Межрайонной ИФНС России № 2 по Санкт-Петербургу

о признании незаконными и отмене постановлений

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Дирекция театрально-зрелищных касс» (ОГРН 1087847013066; место нахождения: Санкт-Петербург, Щербаков пер., д.14/1 лит. А, пом. 8Н; далее – ООО «ДТЗК», общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Санкт-Петербургу (далее – административный орган, инспекция) от 27.03.2013 № 104, № 105 и № 106, которыми общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.5, частям 1 и 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением суда от 08.08.2013 заявленные обществом требования удовлетворены, оспариваемые постановления признаны незаконными и отменены.

В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России № 2 по Санкт-Петербургу просит решение суда от 08.08.2013 отменить, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. Податель жалобы полагает, что общество правомерно привлечено инспекцией к административной ответственности, поскольку ООО «ДТЗК» является платежным агентом и подпадает под сферу регулирования Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы.

ООО «ДТЗК» извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, уполномоченного представителя в судебное заседание не направило, что в силу части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании поручения № 23 от 06.03.2013 МИФНС России № 2 по Санкт-Петербургу 06.03.2013 проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в отношении ООО «ДТЗК», осуществляющего деятельность в билетной кассе, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Московская, д. 25. В ходе проверки административным органом выявлено, что при осуществлении наличных денежных расчетов с гражданкой Сейфулиной М.Р. при оплате 2-х билетов (по цене 2000 руб. за билет) на фестиваль «Чартова дюжина» в СК «Юбилейный»  продавец-кассир Осиева А.И. приняла наличные денежные средства в размере 4400 руб., оформила документы на бланке строгой отчетности «билеты» серия ЦК № 676331 и № 676332  на сумму 4000 руб., пробила кассовый чек на сумму 400 рублей (услуга по распространению билетов) и выдала на руки платежные документы вместе со сдачей. Контрольно-кассовая техника Касби-02К зав № 00010842, установленная в помещении билетной кассы, в части оплаты за 2 билета на сумму 4000 руб. применена не была, кассовый чек при приеме наличных денежных средств от физического лица за услугу, предоставляемую СК «Юбилейный», выдан не был. По результатам проверки составлен акт проверки соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт от 06.03.2013 № 013243.

Проанализировав представленный обществом договор № 6/01 от 16.01.2013 возмездного оказания услуг по распространению билетов на зрелищные мероприятия, заключенный между ООО «ДТЗК» и ЗАО «Эн.Си.Эй-медиа», инспекция пришла к выводу, что общество является платежным агентом и его деятельность подпадает под сферу регулирования Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Закон № 103-ФЗ), соответственно, общество обязано применять контрольно-кассовую технику при приеме платежей физических лиц в пользу ЗАО «Эн.Си.Эй-медиа» (пункт 12 статья 4 Закона № 103-ФЗ).

22.03.2013 инспекцией в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении № 109, согласно которому действия общества как платежного агента по осуществлению наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой техники квалифицированы административным органом по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ.

Постановлением инспекции от 27.03.2013 № 104 ООО «ДТЗК» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения.

Кроме того, при проведении МИФНС России № 2 по Санкт-Петербургу проверки соблюдения ООО «ДТЗК» законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, а также полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью (поручение № 102 от 22.03.2013) административным органом выявлено, что ООО «ДЗТК», являясь платежным агентом, принимает платежи физических лиц путем продажи билетов на зрелищные мероприятия, проводимые ЗАО «Эн.Си.Эй-медиа», обязано вести кассовую книгу для учета наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом).

На проверку обществом представлены корешки бланков строгой отчетности за 06.03.2013 на общую сумму 133660 руб., в пользу заказчика ЗАО «Эн.Си.Эй-медиа». Указанная сумма не оприходована обществом в кассовую книгу для учета наличных денег, принятых платежным агентом (субагентом), в том числе не была оприходована сумма 4000 руб. за билеты - серия ЦК №676331 и № 676332, полученная от гражданки Сейфулиной М.Р. Кассовая книга для учета наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным (субагентом) на проверку не была представлена в связи с ее отсутствием. Указанная сумма отражена в кассовой книге организации. Вместе с тем, ведение кассовой книги, связанной с финансово-хозяйственной деятельностью организации, не подменяет отдельную кассовую книгу по оприходованию в кассу наличных денежных средств от деятельности платежного агента, ввиду отсутствия в законе такого исключения.

Таким образом, инспекция пришла к выводу о том, что обществом допущено неоприходование наличных денежных средств, полученных с применением бланков строгой отчетности, а именно: денежные средства в сумме 4000 руб. за билеты (БСО- серия ЦК №676331 и № 676332), полученные в кассу платежного агента 06.03.2013, не оприходованы и не отражены в кассовой книге для учета наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом), чем нарушены пункты 5.1, 3.3 Положения о порядке кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ, утвержденного Банком России 12.10.2011 № 373-П (акт проверки полноты учета выручки от 22.03.2013 года № 013243/в).

По факту выявленного правонарушения инспекцией 22.03.2013 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении № 110, согласно которому действия общества квалифицированы по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ.

Постановлением инспекции от 27.03.2013 № 105 ООО «ДТЗК» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 40000 руб.

Кроме того, в ходе проведенной на основании поручения № 101 от 22.03.2013 проверки МИФНС России № 2 по Санкт-Петербургу установлено, что ООО «ДТЗК» в нарушение требований частей 14 и 15 статьи 4 Закона № 103-ФЗ не исполняет обязанность по использованию специального банковского счета для осуществления соответствующих расчетов, а также обязанность сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет, в связи с отсутствием такого счета (акт проверки от 22.03.2013 № 013243/1).

По факту выявленного нарушения инспекцией 22.03.2013 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении № 111, в соответствии с которым действия общества квалифицированы по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ.

Постановлением инспекции от 27.03.2013 № 106 ООО «ДТЗК» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 40000 руб.

Считая постановления инспекции от 27.03.2013 № 104, № 105 и № 106 незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда от 08.08.2013 и удовлетворения апелляционной жалобы инспекции в связи со следующим.

Частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники.

Привлекая общество к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ (постановление от 27.03.2013 № 104), инспекция исходила из того, что заявитель является платежным агентом, который в соответствии с пунктом 12 статьи 4 Закона № 103-ФЗ при осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц в пользу ЗАО «Эн.Си.Эй-медиа» обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой.

Частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

Привлекая общество к административной ответственности по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ (постановление от 27.03.2013 № 105), инспекция вменила заявителю нарушения пункта 3.3 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденного Банком России 12.10.2011 № 373-П (далее – Положение № 373-П), согласно которому платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом) оформляется приходный кассовый ордер 0310001 на общую сумму наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом); а также пункта 5.1 Положения № 373-П, в соответствии с которым платежный агент, банковский платежный агент (субагент) ведет кассовую книгу 0310004 для учета наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом).

Частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.

В постановлении от 27.03.2013 № 106 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ административный орган указал, что  общество не исполняет предусмотренную частью 14 статьи 4 Закона № 103-ФЗ обязанность при приеме платежей использовать специальный банковский счет для осуществления расчетов, а также установленную частью 15 статьи 4 названного Закона обязанность по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет, в связи с отсутствием у общества специального банковского счета.

Таким образом, как следует из оспариваемых постановлений, привлекая ООО «ДТЗК» к административной ответственности, административный орган исходил из того, что общество является платежным агентом, принимает платежи от физических лиц путем продажи билетов на зрелищные мероприятия, проводимые ЗАО «Эй.Си.Эй-медиа», и следовательно, его деятельность подпадает под сферу регулирования Закона № 103-ФЗ.

Суд первой инстанции не согласился с указанной позицией административного органа, правомерно исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона № 103-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 1 Закона № 103-ФЗ положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.

Согласно статье

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2013 по делу n А56-20669/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также