Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2013 по делу n А56-33327/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65 http://13aas.arbitr.ru ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 28 ноября 2013 года Дело №А56-33327/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2013 года Постановление изготовлено в полном объеме 28 ноября 2013 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Савицкой И.Г. судей Лопато И.Б., Фокиной Е.А., при ведении протокола судебного заседания: Беляевой Ю.А., при участии: от истца (заявителя): Борисова К.С. по доверенности от 30.11.2012 № 2-3500/12; от ответчика (должника): не явился, извещен; рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22799/2013) Жилищного комитета Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.09.2013 по делу № А56-33327/2013 (судья Соколова Н.Г.), принятое по заявлению Жилищного комитета Санкт-Петербурга к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу Третьи лица: ЗАО «Сбербанк-Автоматизированная система торгов», ООО «Фаворит» об оспаривании решения, предписания установил: Жилищный комитет Санкт-Петербурга (191023, Санкт-Петербург, пл. Островского, д. 11, далее – заявитель, Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения от 18.04.2013 в части признания действий заказчика нарушающими часть 4 статьи 11, часть 8 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и предписания от 18.04.2013 по делу №94-594/13, вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Управление, УФАС, антимонопольный орган). К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены закрытое акционерное общество «Сбербанк-Автоматизированная система торгов», общество с ограниченной ответственностью «Фаворит». Решением суда первой инстанции от 18.09.2013 решение УФАС от 18.04.2013 и предписание по делу № 94-594/13 признаны недействительными в части признания в действиях Комитета нарушения части 4 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 94-ФЗ); в остальной части в удовлетворении заявленного требования Комитету отказано. В апелляционной жалобе Комитет, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение от 18.09.2013 в части отказа в удовлетворении заявленных требований и признать недействительными решение и предписание Управления от 18.04.2013 в части признания в действиях Комитета нарушения части 8 статьи 9 Закона № 94-ФЗ. По мнению подателя жалобы, Закон № 94-ФЗ, действовавший на дату заключения контракта, не регулировал вопросы одностороннего отказа от исполнения государственного контракта и не запрещает устанавливать в условиях государственного контракта право государственного заказчика отказаться в одностороннем порядке от исполнения обязательств по государственному контракту, когда такая возможность допускается законом. При таких обстоятельствах, Комитетом обоснованно были применены положения статьи 715 Гражданского Кодекса Российской Федерации. В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы апелляционной жалобы. Управление и третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции представителей не направили. Апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу без их участия в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ, принимая во внимание отсутствие возражений сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе. Как следует из материалов дела, Комитет (заказчик) в сети Интернет на официальном сайте www.zakupki.gov.ru разместил извещение № 0172200000513000016 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту здания по адресу: Санкт-Петербург, Киевская ул., д. 8, лит. А в 2013 году для государственных нужд Санкт-Петербурга. На основании жалобы ООО «Фаворит» (от 12.04.2013вх. №6895) антимонопольным органом проведена внеплановая проверка в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона № 94-ФЗ, по результатам которой комиссией УФАС принято решение от 18.04.2013 по делу №94-594/13 о признании жалобы ООО «Фаворит» частично обоснованной и признании в действиях заказчика нарушений части 4 статьи 11 Закона № 94-ФЗ, выразившихся в установлении требования к участнику размещения заказа, не предусмотренного Законом, части 2 статьи 9 Закона № 94-ФЗ в части нарушения порядка заключения контракта, предусмотренного статьей 41.12 Закона № 94-ФЗ, пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона № 94-ФЗ, выразившихся в неуказании требований к качеству и техническим характеристикам товара, соответствующих потребностям заказчика; а также части 8 статьи 9 Закона № 94-ФЗ, выразившихся в установлении возможности одностороннего расторжения договора. Предписанием Управления от 18.04.2013 Комитету предписано устранить нарушения части 8 статьи 9, части 4 статьи 11 Закона № 94-ФЗ путем внесения изменений в аукционную документацию в части установления требования к участникам размещения заказа о наличии у участника размещения заказа свидетельства о допуске к работам исключительно по организации строительства; путем внесения изменений в аукционную документацию в части установления требований ко второй части заявки в соответствии с требованиями к участнику размещения заказа; путем внесения изменений в аукционную документацию (в проект государственного контракта) в части исключения пункта 12.2 проекта государственного контракта о возможности одностороннего расторжения контракта. Частично не согласившись с указанными решением и предписанием, Комитет обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением по настоящему делу. Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях комитета нарушений требований части 4 статьи 11 Закона № 94-ФЗ, однако, частично отказывая в признании незаконными решения и предписания антимонопольного органа, исходил из положений части 8 статьи 9 Закона № 94-ФЗ, в соответствии с которой расторжение контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Исследовав представленные по делу доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и заслушав представителя Комитета, апелляционный суд не находит оснований для отмены суда первой инстанции в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы Комитета ввиду следующего. В соответствии с частью 1 статьи 450 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В соответствии с частью 3 статьи 450 ГК РФ в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным. Частью 2 статьи 9 Закона № 94-ФЗ установлено, что контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона. Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции, порядок заключения, исполнения и прекращения договоров, выделенных законодателем в особую отдельную группу - государственных и муниципальных контрактов, регламентирован, прежде всего, Законом № 94-ФЗ, его положения носят специальный характер по отношению к нормам гражданского законодательства, регулирующих заключение, исполнение и прекращение (расторжение) договоров, которые предусматривают возможность одностороннего расторжения договора и применяются в части, не противоречащей требованиям Закона № 94-ФЗ. В силу части 8 статьи 9 Закона № 94-ФЗ (действующей в период размещения извещения) расторжение контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Поскольку приведенной нормой указано о возможности расторжения государственного контракта только в судебном порядке либо по достигнутому между сторонами соглашению, то включение в документацию об аукционе положения об одностороннем расторжении контракта является неправомерным. Довод подателя жалобы о том, что возможность расторжения государственного контракта в одностороннем порядке предусмотрена нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, основан на неправильном толковании норм материального права. К отношениям по поставке товаров для муниципальных нужд в части, не урегулированной § 4 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются иные законы. В рассматриваемом случае таким иным законом является Закон № 94-ФЗ, который является специальным по отношению к нормам Гражданского кодекса Российской Федерации в части порядка заключения, исполнения и прекращения (расторжения) договоров. Ссылка подателя жалобы на часть 8 статьи 9 Закона № 94-ФЗ (в редакции Федерального закона от 07.06.2013 № 114-ФЗ), в соответствии с которой расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством, обоснованно отклонена судом первой инстанции. При этом суд первой инстанции обоснованно отметил, что новая редакция части 8 статьи 9 Закона № 94-ФЗ вступила в силу с 07.06.2013, и не может быть применима к отношениям, возникшим до введения ее в действие ( пункт 1 статьи 4 ГК РФ). При таких обстоятельствах апелляционная инстанция соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что пункт государственного контракта, предусматривающий право заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта, нарушает часть 8 статьи 9 Закона № 94-ФЗ (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период). Апелляционный суд считает несостоятельной ссылку подателя апелляционной жалобы в обоснование своих доводов на статью 715 ГК РФ. Действительно, частями 2 и 3 указанной нормы предусмотрено, что заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным. Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков. Однако, пунктом 12.2 контракта заказчик предусмотрел право в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения причиненных убытков даже в случаях, не предусмотренных статьей 715 ГК РФ (подрядчик не представил календарный план выполнения работ в течение срока, установленного пунктом 4.1 Контракта; подрядчик в течение 10 рабочих дней после передачи объекта по Акту не приступил к выполнению работ; подрядчик не предоставил копию договора страхования в течение срока, установленного пунктом 4.20.1 Контракта; подрядчик не соблюдает указанные в Календарном плане выполнения работ сроки выполнения работ; отступление в выполненной работе от условий Контракта или иные недостатки, выявленные Заказчиком, которые не были устранены Подрядчиком в установленные Заказчиком сроки, либо являются существенными и неустранимыми; обнаружение ограничений, налагаемых государственными органами, в рамках действующего законодательства, лишающие Подрядчика права на производство работ). При таких обстоятельствах, у суда апелляционного суда не имеется оснований полагать, что пункт 12.2 Контракта соответствует статье 715 ГК РФ. На основании вышеизложенного, отказав в удовлетворении заявленного требования в данной части, суд первой инстанции вынес законный и обоснованный судебный акт. Принимая во внимание, что подателем жалобы не представлено доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, нарушения норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции не допущено, оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в обжалуемой части у апелляционного суда не имеется. Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд постановил: Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.09.2013 по делу № А56-33327/2013 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Жилищного комитета Санкт-Петербурга – без удовлетворения. Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия. Председательствующий И.Г. Савицкая Судьи И.Б. Лопато Е.А. Фокина
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2013 по делу n А26-1208/2013. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|