Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2008 по делу n А56-7989/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/а

 

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50-52

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

24 июня 2008 года

Дело №А56-7989/2008

Резолютивная часть постановления объявлена  16 июня 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме  24 июня 2008 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Л.В.Зотеевой

судей  Г.В.Борисовой, Л.А.Шульги

при ведении протокола судебного заседания:  помощником судьи Денисюк М.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4671/2008) ОАО «Лужский водоканал» на решение  Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.04.2008 по делу № А56-7989/2008 (судья Пилипенко Т.А.), принятое

по иску (заявлению)  Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Лужском районе

к  ОАО "Лужский водоканал"

   

о привлечении к административной ответственности

при участии: 

от истца (заявителя): предст. Алексеева Е.Б. – доверенность № 26 от 17.01.2008, предст. Базай Я.Б. – доверенность № 6 от 09.01.2008

от ответчика (должника): предст. Крумина А.А.- доверенность от 09.01.2008

установил:

Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Лужском районе (далее – Территориальный отдел Роспотребнадзора)  обратился в суд с заявлением о привлечении ОАО «Лужский водоканал» (далее – Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением суда от 03.04.2008 ОАО «Лужский водоканал» привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Общество обжаловало решение суда от 03.04.2008 в апелляционном порядке, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права. Кроме того, податель апелляционной жалобы считает, что выводы суда о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, представители Территориального отдела доводы жалобы отклонили, просили оставить в силе решение суда первой инстанции, считают, что Общество правомерно привлечено к административной ответственности за грубое нарушение лицензионных требований и условий.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.

Основанием обращения Территориального управления Роспотребнадзора в суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности послужили выявленные в ходе внеплановой проверки нарушения ОАО «Лужский водоканал» лицензионных требований и условий.

Правонарушения зафиксированы  в акте проверки от 28.02.2008.

03.03.2008 уполномоченным должностным лицом Роспотребнадзора в отношении ОАО «Лужский водоканал» составлен протокол № 36 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), материалы дела в соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ направлены в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности в соответствии с установленной квалификацией.

Как видно из материалов дела, Министерством здравоохранения Российской Федерации Муниципальному унитарному предприятию «Лужский водоканал», правопреемником которого является ОАО «Лужский водоканал», 29 апреля 2004 года выдана лицензия № ГСЭН 1.10.34 на право осуществления деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, выполнение работ с микроорганизмами 4 группы патогенности. Лицензионным условием осуществления данного вида деятельности является соблюдение законодательных актов Российской Федерации, санитарных правил и других организационно - распорядительных документов, регламентирующих эту деятельность.

Порядок лицензирования деятельности, связанной с использование возбудителей инфекционных заболеваний, регулируется Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 31 (далее – Положение).

Как указано в пункте 5 Положения, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и другого материально-технического оснащения, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности и отвечающих требованиям, установленным статьями 24 и 26 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

б) наличие у руководителя юридического лица или его заместителя либо у руководителя структурного подразделения, ответственного за осуществление лицензируемой деятельности, индивидуального предпринимателя - соискателя лицензии (лицензиата) на осуществление деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, высшего или среднего профессионального образования и соответствующей подготовки по специальности "бактериология", "вирусология", "паразитология", "микробиология";

в) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) специалистов, имеющих высшее или среднее профессиональное образование и прошедших подготовку по специальности "бактериология", "вирусология", "паразитология", "микробиология", соответствующую требованиям и характеру выполняемой работы;

г) повышение квалификации специалистов, осуществляющих деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, не реже одного раза в 5 лет;

д) соблюдение лицензиатом установленных статьей 26 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требований по обеспечению безопасности работ, проводимых с возбудителями инфекционных заболеваний.

В силу пункта 6 Положения о лицензировании деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается, в частности, невыполнение лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами ''a'', "в" и "д" пункта 5 Положения, а также нарушение, повлекшее причинение вреда жизни, здоровью человека и (или) окружающей среде.

Согласно части 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В ходе внеплановой проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемой деятельности, проведенной Территориальным отделом Роспотребнадзора в период с 18 по 28 февраля 2008 года, установлены следующие нарушения, которые квалифицированы административным органом как грубые нарушения лицензионных требований и условий.

Как следует из материалов дела, Обществу вменяется нарушение подпунктов "в" и "д" пункта 5 Положения:

1. По мнению Территориального отдела в нарушение подпункта "в" пункта 5 Положения у лаборанта Осиповой Т.П. отсутствует соответствующая подготовка по специальности «бактериология», что является нарушением п. 4.3.1 Санитарных правил СП 1.2.731-99 «Безопасность работы с микроорганизмами» 3-4 групп патогенности и гельминтами.

В соответствии с подпунктом "в" (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.10.2007 N 720) обязательным лицензионным требованием является наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) специалистов, имеющих высшее или среднее профессиональное образование и прошедших подготовку по специальности "бактериология", "вирусология", "паразитология", "микробиология", соответствующую требованиям и характеру выполняемой работы.

Действительно, пункт 4.3. СП 1.2.731-99 (действовавших до 01.05.2008) устанавливает требования к проведению работ в лаборатории, в частности, как указано в пункте 4.3.1. данных Санитарных правил работу с ПБА III - IV групп патогенности выполняют специалисты с высшим и средним специальным образованием, в соответствии с принятым каждым ведомством порядком замещения должностей, прошедшие соответствующую подготовку.

Однако по смыслу подпункта "в" пункта 5 Положения о лицензировании, лицензионным требованием и условием, необходимым для получения лицензии, является наличие в штате специалистов с соответствующим образованием и подготовкой. При этом законодательство не предъявляет требование к соискателю лицензии о наличии соответствующего образования у всех сотрудников лаборатории. Наличие таких сотрудников в лаборатории ОАО «Лужский водоканал» административный орган не оспаривает.

Вместе с тем доказательств, свидетельствующих о том, что Осипова Т.П. проводит в лаборатории соответствующие работы (анализы), выходящие за рамки ее квалификации, Территориальным отделом не представлено, и из материалов дела не следует, что этот вопрос исследовался должностными сотрудниками Территориального отдела в ходе проверки.

Таким образом, апелляционным судом не установлено нарушение Обществом подпункта "в" пункта 5 Положения о лицензировании.

2. Проверяющие пришли к выводу о том, что специалисты бактериологического отдела испытательной лаборатории по контролю за качеством питьевой воды, осуществляющие деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, не проходили повышение квалификации более 5 лет, что является нарушением подпункта "г" пункта 5  Положения о лицензировании.

Апелляционный суд не может согласиться с данным выводом ввиду следующего.

Действительно, одним из лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, является повышение квалификации специалистов, осуществляющих указанную деятельность, не реже одного раза в 5 лет (подпункт "г" пункта 5 Положения).

Однако невыполнение лицензиатом требований указанного пункта не относится к грубым нарушением лицензиатом лицензионных требований и условий, а поэтому, не может быть квалифицировано по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, что свидетельствует о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.

Кроме того, административным органом не учтено следующее.

Общество не оспаривает того обстоятельства, что специалисты лаборатории не проходили повышение квалификации более 5 лет, однако указывает, что это произошло в результате тяжелого финансового положения МУП «Лужский водоканал», которое 31.01.2008 решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу № А56-24607/2005 признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство.

В соответствии со статьей 115 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ на базе имущества МУП «Лужский водоканал» действует ОАО «Лужский водоканал», которое осуществляет деятельность по водоснабжению и водоотведению населения и юридических лиц.

При этом все права и обязанности работодателя перешли к вновь созданному юридическому лицу – ОАО «Лужский водоканал» с 1 января 2008 года в соответствии с приказом внешнего управляющего МУП «Лужский водоканал» от 14.12.2007 № 124. С этой же даты работники МУП были уведомлены о переходе в ОАО «Лужский водоканал», были переданы трудовые договоры и трудовые книжки работников МУП. Основные средства переданы Обществу также с 01.01.2008, что подтверждается актом приема-передачи и Перечнем основных средств, передаваемых МУП «Лужский водоканал» в уставный капитал ОАО «Лужский водоканал».

Таким образом, трудовые правоотношения между Обществом и бывшими работниками МУП возникли только с 01.01.2008, и уже 15.02.2008 (еще до начала проверки) Обществом был заключен договор с Негосударственным образовательным учреждением дополнительного образования «Межотраслевой центр повышения квалификации» на предмет обучения и повышения квалификации сотрудников.

По сути, административный орган вменяет Обществу нарушения, допущенные другим юридическим лицом – МУП «Лужский водоканал» (в протоколе №36 от 03.03.2008 содержится указание, что сотрудники именно МУП «Лужский водоканал» более 5 лет не проходили повышение квалификации), что не согласуется с нормами и принципами административного законодательства. Общество не может нести административную ответственность за неправомерные деяния, допущенные МУП «Лужский водоканал». 

3. В ходе проверки установлено, что сотрудники бактериологического отдела испытательной лаборатории по контролю за качеством питьевой воды не проходят профилактические медицинские осмотры в соответствии с п. 4.3.30 СП 1.2.731-99 «Безопасность работы с микроорганизмами 3-4 групп патогенности и гельминтами», Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16.082004 года № 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядке проведения этих осмотров (обследований)», а именно: не соблюдается кратность проведения (один раз в два года) периодического медицинского осмотра в лечебно-профилактических учреждениях с участием терапевта, анализом крови на лейкоцитарную формулу и лабораторным исследованием гельминтозы, что является нарушением подпункта "д" пункта 5  Положения о лицензировании.

Указанная норма возлагает на лицензиата обязанность по соблюдению  установленных статьей 26 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требований по обеспечению безопасности работ, проводимых с возбудителями инфекционных заболеваний.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается Обществом, что в 2006 и 2007 годах медицинские осмотры сотрудников МУП «Лужский водоканал» не проводились.

Однако, как уже

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2008 по делу n А56-4024/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также