Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2008 по делу n А26-924/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/а
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50-52 ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 30 июля 2008 года Дело №А26-924/2008 Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2008 года Постановление изготовлено в полном объеме 30 июля 2008 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Савицкой И.Г. судей Лопато И.Б., Петренко Т.И. при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Морозовой Н.А. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6788/2008) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.05.08 по делу А26-924/2008 (судья Романова О.Я.), принятое по заявлению закрытого акционерного общества «Туристическая компания Беломорско-Онежского пароходства» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия, 3-е лицо: общество с ограниченной ответственностью «Турхолдинг «Карелия» о признании недействительным решения при участии: от заявителя: Устинов И.А. – доверенность от 21.02.08 б/н; от ответчика: Безрукавникова И.Ю. – доверенность от 28.07.08 б/н; от 3-го лица: Константинов В.А. – доверенность от 12.01.07 б/н;
установил: Закрытое акционерное общество «Туристическая компания Беломорско-Онежского пароходства» (далее – ООО «ТК БОП», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее – управление, антимонопольный орган) от 22.11.07 по делу № 04-13/32 о признании факта нарушения со стороны ООО «ТК БОП» пункта 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.06 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона № 135-ФЗ). В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, суд привлек общество с ограниченной ответственностью «Турхолдинг «Карелия» (далее – ООО «Турхолдинг «Карелия», третье лицо). Решением от 19.05.08 суд заявленные требования удовлетворил. В апелляционной жалобе управление просит решение суда от 19.05.08 отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы, им доказано нарушение заявителем пункта 1 части 1 статьи 14 Закона № 135-ФЗ, выразившееся в распространении визуальных и аудиообъявлений, содержащих ложные, недостоверные сведения, которые могли причинить убытки третьему лицу или нанести ущерб его деловой репутации. В судебном заседании представитель антимонопольного органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель ООО «Турхолдинг «Карелия» поддержал жалобу управления. Представитель ООО «ТК БОП» просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке. Как следует из материалов дела, на основании приказа управления от 29.08.07 № 61 в отношении ООО «Туристическая компания «Беломорско-Онежское пароходство – Карелия» возбуждено дело № 04-13/32 о нарушении части 1 статьи 14 Закона № 135-ФЗ, выразившегося в распространении сведений (визуальное и аудио объявления) на территории водного/речного вокзала (пр. К.Маркса, д. 1А, г. Петрозаводск, Республика Карелия) и пассажирского причала, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации (том 1, л.д. 17). Определением от 09.11.07 привлечено к участию в деле в качестве ответчика ООО «Туристическая компания Беломорско-Онежского пароходства» (том 1, л.д. 23-25). В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссией управления установлено, что ООО «ТК БОП» и ООО «Турхолдинг «Карелия» обслуживают водный маршрут «Петрозаводск – остров Кижи». При этом заявитель осуществляет розничную реализацию билетов на указанный маршрут в здании водного вокзала, арендуемого у своего учредителя открытого акционерного общества «Беломорско-Онежское пароходство», а третье лицо – вне касс водного вокзала. В период с июня по июль 2007 года ООО «ТК БОП» распространяло в местах нахождения потенциальных пассажиров на арендуемой им территории визуальные объявления следующего содержания: «Приобретая билеты на проезд водным транспортом, опасайтесь подделок! Приобретайте билеты только в кассах водного вокзала», а также аудиообъявления: «Внимание! Уважаемые пассажиры! В связи с участившимися случаями мошенничества с билетами на Кижи, не приобретайте билеты с рук. Опасайтесь подделок! Приобретайте билеты на Кижи только в кассах водного вокзала». Заявитель также заказывал летом 2007 года для распространения в эфире радиостанции «Авторадио-Петрозаводск» аудиообъявления следующего содержания: «Внимание! Участились случаи мошенничества с билетами на теплоход «Комета» до острова Кижи, остерегайтесь подделок. Приобретайте билеты на скоростные суда «Комета» только в кассах водного вокзала». Оценив распространенные заявителем объявления, антимонопольный орган пришел к выводу о том, что ООО «ТК БОП» получает определенные преимущества в осуществляемой им предпринимательской деятельности, в результате чего его действия могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам. По мнению управления, тем самым ООО «ТК БОП» допустило недобросовестную конкуренцию, нарушив положения части 1 статьи 14 Закона № 135-ФЗ. По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссией управления в отношении заявителя принято решение от 22.11.07 (том 1, л.д. 28-31). В связи с прекращением распространения указанных в решении объявлений предписание в адрес ООО «ТК БОП» не выдавалось. Не согласившись с законностью названного решения, ООО «ТК БОП» оспорило его в судебном порядке. Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, указав на недоказанность управлением вмененного ООО «ТК БОП» нарушения антимонопольного законодательства. Изучив материалы дела и доводы участников спора, суд апелляционной инстанции находит жалобу подлежащей удовлетворению на основании следующего. Согласно пункту 9 статьи 4 Закона № 135-ФЗ под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. В силу пункта 1 части 1 статьи 14 Закона № 135-ФЗ не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации. Материалами дела подтверждается и не оспаривается заявителем, что ООО «ТК БОП» распространяло в местах нахождения потенциальных пассажиров на арендуемой им территории визуальные объявления следующего содержания: «Приобретая билеты на проезд водным транспортом, опасайтесь подделок! Приобретайте билеты только в кассах водного вокзала», а также аудиообъявления: «Внимание! Уважаемые пассажиры! В связи с участившимися случаями мошенничества с билетами на Кижи, не приобретайте билеты с рук. Опасайтесь подделок! Приобретайте билеты на Кижи только в кассах водного вокзала». Заявитель также заказывал летом 2007 года для распространения в эфире радиостанции «Авторадио-Петрозаводск» аудиообъявления следующего содержания: «Внимание! Участились случаи мошенничества с билетами на теплоход «Комета» до острова Кижи, остерегайтесь подделок. Приобретайте билеты на скоростные суда «Комета» только в кассах водного вокзала». В ходе производства по делу №04-13/32 управлением было установлено, что водный маршрут «Петрозаводск – остров Кижи» обслуживают две организации: ООО «ТК БОП» и ООО «Турхолдинг «Карелия». ООО «ТК «БОП» предоставляет пассажирам услуги перевозки судами на подводных крыльях серии «Комета», ООО «Турхолдинг «Карелия» - судами на подводных крыльях серии «Метеор». По техническим характеристикам и внешне указанные суда незначительно отличаются друг от друга. И те и другие суда отходят от причалов пассажирского порта г. Петрозаводска, в производственно-технологический комплекс которого входит здание водного вокзала. Вместе с тем розничная реализация билетов на маршрут «Петрозаводск – остров Кижи» осуществляется ООО «ТК БОП» в здании водного вокзала, которое арендуется им у своего учредителя – ОАО «Беломорское-Онежское пароходство», в то время как ООО «Турхолдинг «Карелия» лишено возможности использовать кассы водного вокзала и осуществляет розничную реализацию билетов вне касс водного вокзала, в том числе в гостинице «Карелия». Указанные выше обстоятельства отражены в оспоренном решении антимонопольного органа и не оспариваются сторонами. В данном случае следует признать, что потенциальные покупатели тура по маршруту «Петрозаводск – остров Кижи», прослушав объявление о необходимости приобретения билетов по указанному маршруту только в кассах водного вокзала, не видя существенных различий в судах серии «Комета» и «Метеор», отдадут предпочтение именно такому способу покупки билетов. В этом случае билеты будут приобретаться преимущественно у ООО «ТК БОП», что свидетельствует о наличии недобросовестной конкуренции со стороны заявителя. Суд апелляционной инстанции считает, что отклоненный судом первой инстанции довод управления об отсутствии доказательств мошеннических действий при реализации билетов на рейсы «Петрозаводск – остров Кижи» в рамках настоящего спора не имеет никакого правового значения. Несмотря на необходимость предупреждения пассажиров о возможности приобретения недействительных билетов на указанный маршрут, такое предупреждение должно быть сделано в корректной форме, не приводящей к неоднозначному пониманию полученной информации и не создающей получение преимуществ при реализации билетов. Всеми участниками процесса по настоящему делу признано, что с точки зрения пассажиров кассы вокзала – это обычное место продажи билетов на все перевозки, осуществляемые из соответствующего пункта отправления. В этой ситуации, когда ООО «Турхолдинг «Карелия» не имеет своих касс в здании водного вокзала, призыв о покупке билетов только в этих кассах, в том числе по радиоэфиру, свидетельствует о недобросовестной конкуренции по смыслу пункта 9 статьи 4 Закона № 135-ФЗ, независимо от того, что непосредственно в гостинице «Карелия» (в месте реализации билетов конкурирующей фирмой) такого объявления не давалось. Апелляционная инстанция не может согласиться с выводом суда первой инстанции о невозможности установления предмета рассмотренного управлением дела, а именно: деятельность по организации водных перевозок по Онежскому озеру либо только перевозки по маршруту г. Петрозаводск – остров Кижи. Из установочной части оспоренного решения антимонопольного органа четко видно, что им исследовался вопрос по организации водного маршрута по Онежскому озеру «Петрозаводск – остров Кижи», перевозки по которому являются коммерчески выгодными ввиду высокого спроса на посещение памятников острова Кижи со стороны туристов. Именно по этому маршруту установлена деятельность двух конкурирующих фирм – ООО «ТК БОП» и ООО «Турхолдинг «Карелия». Управлением установлено, подтверждается материалами дела и не опровергается заявителем, что в аудиообъявлениях, производимых на водном вокзале и прилегающей территории, а также в эфире радиостанции «Авторадио-Петрозаводск» распространялась информация относительно билетов на остров Кижи. При этом комиссией была дана правильная оценка, что упоминание в объявлениях скоростного судна «Комета» не имела существенного значения для объективного восприятия потребителями услуги, поскольку объявления адресованы обычным пассажирам, которые не обладают информацией о том, что указанный маршрут обслуживается скоростными судами на подводных крыльях двух различных серий, принадлежащим двум различным организациям. Апелляционная инстанция отклоняет как несоответствующий нормам действующего законодательства довод ЗАО «ТК БОП» о том, что антимонопольный орган обязан доказать наступление убытков у ООО «Турхолдинг «Карелия» в результате распространения заявителем спорных визуальных и аудиообъявлений. По смыслу пункта 1 части 1 статьи 14 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган в пределах предоставленных ему полномочий выявляет только факт нарушения, которое может послужить основанием для причинения конкурирующему субъекту убытков. При этом порядок установления и возмещения убытков, возникших в результате совершения такого нарушения, определяются нормами гражданского законодательства. Право заявить требование о возмещении убытков по праву и по размеру принадлежит лицу, которое считает, что его право нарушено, установленным антимонопольным органом фактом недобросовестной конкуренции по Закону № 135-ФЗ. Относительно выводов суда первой инстанции о нарушении управлением процедуры рассмотрения дела следует отметить следующее. В соответствии с частью 1 статьи 44 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает заявление или материалы в срок, не превышающий одного месяца со дня их представления. В случае недостаточности или отсутствия доказательств, позволяющих антимонопольному органу сделать вывод о наличии или об отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольный орган для сбора и анализа дополнительных доказательств вправе продлить срок рассмотрения заявления или материалов, но не более чем на два месяца. О продлении срока рассмотрения заявления или материалов антимонопольный орган уведомляет в письменной форме заявителя. Согласно части 3 статьи 42 Закона № 135-ФЗ если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссия установит, что признаки нарушения антимонопольного законодательства содержатся в действиях (бездействии) иного лица, чем ответчик по делу, комиссия привлекает такое лицо в качестве ответчика по делу. В случае, если комиссией не выявлено фактов, свидетельствующих о наличии в действиях одного из ответчиков по делу признаков нарушения антимонопольного законодательства, комиссия выносит определение о прекращении участия такого ответчика в рассмотрении дела. Копия определения о прекращении участия ответчика по делу в рассмотрении дела незамедлительно направляется лицам, участвующим в деле. Из материалов дела следует, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2008 по делу n А56-2908/2007. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|