Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2008 по делу n А56-2179/2008. Изменить решение
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50-52 ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 01 сентября 2008 года Дело №А56-2179/2008 Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2008 года Постановление изготовлено в полном объеме 01 сентября 2008 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Масенковой И.В. судей Гафиатуллиной Т.С., Черемошкиной В.В. при ведении протокола судебного заседания: Тихомировой Н.М. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5475/2008) ТСЖ «Владимирское» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.04.2008 г. по делу № А56-2179/2008 (судья Корж Н.Я.), принятое по иску ТСЖ "ВЛАДИМИРСКОЕ" к ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" о согласовании условий договора при участии: от истца: пр. Морозовой С.Г., дов. от 11.01.2008 г. №1, председ. Антоновой Т.Н. (прот. от 04.06.2007 г. №1) от ответчика: ю/к Масленникова Д.А., дов. от 09.01.2008 г., ю/к Крылова К.С., дов. от 21.02.2008 г. №100 установил: Товарищества собственников жилья «Владимирское» (далее – истец, ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с требованием об урегулировании разногласий, возникших с Государственным унитарным предприятием «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» (далее – ответчик, ГУП ТЭК) при заключении договора № 4794.041.1 теплоснабжения в горячей воде жилого дома 20-22 по улице Достоевская в Санкт-Петербурге. Решением суда первой инстанции от 10.04.2008 г. в редакции истца приняты пункты 2.3, 3.2, 4.1 приложения № 3.3, 3.4. В редакции ответчика принят пункт 5.12 договора. Пункты 5.7, 7.1 и 7.2 договора исключены. На решение суда ГУП ТЭК подана апелляционная жалоба, в которой указано на следующие обстоятельства, не учтенные судом при рассмотрении преддоговорного спора: - публичный договор энергоснабжения в горячей воде № 4794.041.1 по своей правовой природе представляет собой договор по отпуску тепловой энергии в соответствии с данными учета энергии, регулируемый параграфом 6 главы 30 ГК РФ. Порядок расчетов за тепловую энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Оказание коммунальных услуг гражданам предметом рассматриваемого договора не является. Тарифы на тепловую энергию подлежат государственному регулированию, а энергоснабжающая организация в силу требований статьи 6 Федерального закона РФ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», приказа Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 г. № 20-э/2 «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке» обязана осуществлять расчеты за поставленную тепловую энергию по тарифам, установленным уполномоченным государственным органом; - из пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 307, следует, что данный пункт регулирует порядок расчета платы за коммунальные услуги и не относится к спорным правоотношениям, т.к. оказание коммунальных услуг гражданам спорным договором не предусмотрено; - из положений Правил предоставления коммунальных услуг гражданам не следует, что приобретение исполнителем тепловой энергии осуществляется исходя из размера платы за коммунальные услуги, установленной для граждан. Установленный размер платы за коммунальные услуги, в том числе по оплате тепловой энергии (отопление и горячее водоснабжение), применяется только при осуществлении расчетов граждан за оказанные исполнителем (ТСЖ) коммунальные услуги и не может использоваться для расчетов между энергоснабжающей организацией и ТСЖ; - то обстоятельство, что ТСЖ приобретает тепловую энергию для предоставления коммунальных услуг гражданам, не изменяет в данном случае установленный законом порядок оплаты тепловой энергии; - по смыслу статьи 15 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», статьи 6 Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», тариф (размер платы) за коммунальные услуги для потребителей-граждан должен определяться на основе установленного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации тарифа для поставщиков тепловой энергии, а также надбавок: - истец в соответствии с пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам должен рассчитываться с гражданами по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами, к правоотношениям между истцом и ответчиком эта норма отношения не имеет. Фактически разногласия по договору связаны с намерением ТСЖ определить в нем тариф, по которому ему следует оплачивать тепловую энергию и услуги по ее передаче. Однако, в силу статьи 424 ГК РФ рассматриваемые тарифы и порядок их применения определяются не соглашением сторон, а в соответствии с требованиями закона и решениями уполномоченных регулирующих органов; - редакция пунктов 7.1 и 7.2 договора не противоречит положениям Постановления Правительства РФ от 05.01.1998 г. № 1. Каких-либо правовых оснований, при наличии которых данное постановление не подлежит применению к отношениям сторон, не имеется; - пункт 4.1 договора подлежит изложению в редакции ответчика, поскольку Правила предоставления коммунальных услуг гражданам к существу рассматриваемого договора отношения не имеют, в связи с чем, ссылка на них не корректна; - пункт 5.7 договора также должен быть изложен в редакции ответчика, т.к. предложенная истцом редакция предусматривает, что ТСЖ несет ответственность за неоплату платежных требований только в случае наличия вины абонента, в то время как неоплата может произойти по вине третьих лиц. Согласно статье 403 ГК РФ должник отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства третьими лицами, на которых было возложено исполнение. Ссылка истца на часть 14 статьи 155 ЖК РФ, устанавливающую предельный размер взыскания пени с должников, в данном случае неприменима, т.к. данным пунктом устанавливается ответственность за неоплату коммунальных услуг. Податель апелляционной жалобы просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым отказать ТСЖ в удовлетворении исковых требований. В судебном заседании при рассмотрении жалобы ответчик уточнил, что решение суда в части пункта 5.12 не оспаривается, поскольку этот пункт принят в редакции ответчика. Отзыв на апелляционную жалобу не представлен. В судебном заседании апелляционного суда 18.08. – 25.08.2008 г. с учетом объявленного перерыва представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель ответчика просил оставить решение суда без изменения. Стороны не возражали против рассмотрения дела в пределах доводов апелляционной жалобы. Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке с учетом положений части 5 статьи 268 АПК РФ. Заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит изменению. Материалами дела подтверждается, что в адрес ТСЖ от ГУП ТЭК поступил проект договора теплоснабжения в горячей воде № 4794.041.1 от 10.07.2006 г. с соответствующими приложениями к нему (л.д.8-14). Договор подписан ТСЖ с протоколом разногласий от 10.11.2007 г. (л.д.16-17). Разногласия касались следующих пунктов договора: 2.3, 3.2, 4.1, 5.7, 5.12, 7.1, 7.2,, а также Приложений №№ 3.3 и 3.4 к договору. По результатам согласования возникших при заключении договора разногласий стороны не пришли к соглашению, что следует из протокола согласования разногласий от 01.11.2007 г. (л.д. 18-19), что повлекло обращение ТСЖ в арбитражный суд с заявлением об урегулировании разногласий при заключении публичного договора. Удовлетворяя требования истца и принимая договор и приложения к нему №№ 3.3 и 3.4 в редакции истца, суд первой инстанции исходил из того, что: - расчеты, предложенные истцом (Приложения №№ 3.3 и 3.4) основываются на тарифе, утвержденном Распоряжением РЭК СПб от 16.11.2005 г. № 100-р, для помещений жилого фонда и на тарифе, утвержденном Распоряжением РЭК СПб от 16.11.2005 г. № 97-р для нежилых помещений. Ответчиком граждане в части применения тарифа на отопление приравнены к юридическим лицам, занимающим нежилые помещения; - в Санкт-Петербурге на момент заключения договора тарифы на тепловую энергию установлены Распоряжением РЭК СПб от 16.11.2005 г. № 100-р, которые и были применены истцом при определении суммы договора в части исчисления размера оплаты для жилых помещений. Предложенный ответчиком тариф, установленный Распоряжением РЭК СПб от 16.11.2007 г. № 97-р, применяется для иных потребителей. У ответчика не имеется правовых оснований для применения в расчетах с ТСЖ тарифов, установленных для юридических лиц за тепловой ресурс, предоставляемый населению. Применение к ТСЖ тарифов для населения подтверждается также Приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 г. № 20-э/2. Редакция пункта 3.2 договора, предложенная истцом, соответствует законодательству и не нарушает прав энергоснабжающей организации; - пункт 4.1 подлежит принятию в редакции ТСЖ, поскольку потребителями коммунальных услуг являются непосредственно граждане и именно с целью защиты прав и интересов всех жильцов дома создан ТСЖ, который от имени граждан заключает все договоры и обеспечивает их исполнение; - поскольку стороны не достигли соглашения о размере ответственности, предусмотренной пунктом 5.7, он подлежит исключению из договора; - пункты 7.1 и 7.2, предусматривающие прекращение подачи тепловой энергии, подлежат исключению из договора, поскольку действующее законодательство не предусматривает нормы, в соответствии с которой допускалось бы отключение от тепловой энергии всего дома в случае наличия задолженности ТСЖ перед теплоснабжающей организацией; - пункт 5.12 в редакции ответчика не противоречит действующему законодательству. Наличие в договоре данного условия не освобождают энергоснабжающую организацию от обязанности доказывать факт нарушений. Апелляционный суд считает правильным вывод суда первой инстанции относительно урегулирований условий рассматриваемого договора, предусмотренных пунктами 2.3, 3.2, 4.1, 7.1., 7.2 Приложений №№ 3.3.и 3.4. В части пункта 5.7. договора вывод суда сделан при неправильном применении норм материального права о порядке заключения договора. Суть разногласий по пункту 2.3. договора и приложений №№ 3.3, 3.4. к договору сводится к том – какие именно тарифы (установленные для юридических лиц или для граждан) следует применять при расчетах за тепловую энергию между истцом и ответчиком. Так, истец полагает подлежащим применению при расчетах тариф, установленный Распоряжением РЭК Санкт-Петербурга от 16.11.2005 г. №100-р для граждан, проживающих в жилых помещениях, а ответчик – тариф, установленный Распоряжением РЭК Санкт-Петербурга от 16.11.2005 г. 97-р для иных потребителей. Согласно пункту 1 статьи 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме. В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 137 Жилищного кодекса РФ ТСЖ вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества. В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 137 ЖК РФ ТСЖ вправе выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги. Из толкования во взаимосвязи названных норм ЖК РФ следует, что в рамках рассматриваемых в настоящем постановлении правоотношений ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, в связи с чем, при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), в том числе услуг по энергоснабжению, ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц. Таким образом, ТСЖ, заключая договор с ответчиком на теплоснабжение, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов ТСЖ. В силу положений пункта 1 статьи 424 ГК РФ, Федерального закона Российской Федерации от 14.04.1995 г. №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию» и Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. №109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», при заключении спорного договора его стороны обязаны руководствоваться нормативными актами, касающимися применения тарифов по оплате тепловой энергии. Так, Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 г. №20-э/2 «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке» предусмотрено, что расчет тарифов для исполнителей коммунальных услуг – товариществ собственников жилья – производится аналогично расчету тарифов для 2-й тарифной группу – население. Аналогичные условия о приобретении тепловой энергии исполнителями – товариществами собственников жилья – по тарифам, установленным для граждан, содержатся и в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам». Положения этих правил прямо отнесены к случаям приобретения, а не передачи товариществами собственников жилья тепловой Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2008 по делу n А26-1165/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|