Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2008 по делу n А56-10295/2007. Изменить решение
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50-52 ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 09 сентября 2008 года Дело №А56-10295/2007 Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2008 года Постановление изготовлено в полном объеме 09 сентября 2008 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Медведевой И.Г. судей Слобожаниной В.Б., Черемошкиной В.В. при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Харенко Е.С. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО «Российские железные дороги» (регистрационный номер 13АП-5269/2008) на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.03.2008 г. по делу № А56-10295/2007 (судья Данилова Н.П.), принятое по иску ОАО "Карельский окатыш" к ОАО "Российские железные дороги" о взыскании 70 380, 00 руб. при участии: от истца: Филимонов К.П. по доверенности № 5 от 11.10.2007 г. от ответчика: Титков Г.А. по доверенности № 11/4-101 от 21.12.2007 г. установил: Открытое акционерное общество «Карельский окатыш» (далее – ОАО «Карельский окатыш», Общество) обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») 70 380 руб. штрафа за задержку приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования, 2 612 руб. расходов по госпошлине. Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.03.2008 г. взыскано 65 840 руб. штрафа и 2 475, 17 руб. расходов по госпошлине. В удовлетворении остальной части иска отказано. ОАО «Российские железные дороги» обратилось с апелляционной жалобой на решение суда. В обоснование своих доводов о неправильности решения податель жалобы ссылается на следующие обстоятельства. Частично удовлетворяя исковые требования, суд необоснованно сделал вывод о том, что составом может считаться любое количество вагонов в пределах 58 вагонов. ОАО «Карельский окатыш» в нарушение пункта 9 договора от 01.12.2002 г. № 162 (далее также - договор), регулирующего эксплуатацию железнодорожного подъездного пути Общества при станции Костомукша-Товарная, включило в расчет исковых требований штрафы за задержку приема от 1 до 4-х вагонов и групп вагонов менее 58 единиц по отправительским маршрутам, не представив доказательства письменного согласования со станцией Костомукша-Товарная возврата вагонов в меньшем количестве, чем это установлено договором для отправительских маршрутов (58 вагонов) и для одиночных вагонов (группа не менее 5 единиц). При этом, по мнению ответчика, принятие приемосдатчиком станции Костомукша-Товарная уведомлений о готовности вагонов к уборке не является письменным согласованием на прием ОАО «РЖД» одиночных вагонов группами менее 5 единиц, а также неполных отправительских маршрутов. Вывод суда о том, что под употребленным в тексте названного пункта договора словом «группа» в данном случае следует понимать не менее двух вагонов противоречит буквальному толкованию пункта 9 договора, предусматривающего, что отправительские маршруты возвращаются в полном составе, одиночные вагоны - группами, не менее пяти вагонов. Ответчик не согласен с тем, что истец предъявил неосновательное требование за задержку приема его вагонов в связи с занятостью станционных путей поступившими в его адрес порожними вагонами под погрузку, которые он не принял ввиду занятости своих путей необщего пользования. По мнению заявителя, ответчик не несет ответственность за передачу неполных отправительских маршрутов и одиночных вагонов менее пяти единиц без предварительного письменного согласования со станцией, а также не несет ответственность по всем указанным в акте сверки расчетов (в колонках №№ 11-13) актам общей формы, так как ответчик доказал, что все выставочные пути были заняты. Представитель ОАО «Карельский окатыш» в судебном заседании заявил о необходимости рассмотрения дела в полном объеме. Законность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке. Как следует из материалов дела, ОАО «Карельский окатыш» (владелец) и ОАО «РЖД» 01.12.2002 г. заключили договор № 162, связанный с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути необщего пользования, примыкающего к пути № 3 станции Костомукша-Товарная Октябрьской железной дороги. В соответствии с пунктом 9 договора с железнодорожного подъездного пути вагоны возвращаются по мере готовности к уборке в количестве, согласованном сторонами, но не более 58 вагонов (232 оси) или по весу не более 5 200 тонн брутто. Возвращаемые с железнодорожного подъездного пути вагоны доставляются локомотивом владельца на свободные приемо-отправочные (выставочные) пути 3, 5 - 11 станции Костомукша-Товарная по уведомлению не позднее, чем за 2 часа до выставления вагонов. При этом отправительские маршруты возвращаются в полном составе, одиночные вагоны группами, не менее 5 вагонов (по согласованию со станцией передача вагонов может производиться в меньшем количестве) с постановкой порожних вагонов отдельной группой. Пунктами 10, 12 договора предусмотрено, что о готовности вагонов к уборке приемосдатчик владельца передает уведомление приемосдатчику станции Костомукша-Товарная по телефону с одновременной записью в «Книге уведомлений о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь» формы ГУ-2а. Задержка приема ОАО «РЖД» вагонов, предъявленных к сдаче с подъездного пути ОАО «Карельский окатыш», по вине станции оформляется актом общей формы, на основании которого время задержки из оплачиваемого времени исключается. Ответственность перевозчика за задержку по его вине приема вагонов с подъездного пути владельца наступает через 2 часа после получения уведомления о готовности вагонов к сдаче. Из указанного следует, что ОАО «РЖД» в течение двух часов с момента получения уведомления Общества производит уборку его полносоставных отправительских маршрутов или групп одиночных вагонов в количестве не менее 5 единиц, в случае нарушения указанного срока ОАО «РЖД» несет ответственность, установленную законом. В соответствии со статьей 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за задержку по вине перевозчика уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов. Согласно пунктам 3.6, 3.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 г. № 26, в случаях, когда размер одновременной подачи партии вагонов к месту погрузки, выгрузки превышает вместимость мест погрузки и выгрузки и она может быть погружена или выгружена без перестановки локомотивом перевозчика, передается уведомление о готовности к уборке всей одновременно поданной партии вагонов к месту погрузки и выгрузки. При наличии у перевозчика возможности допускается осуществление уборки части погруженной или выгруженной одновременно поданной партии вагонов. Сроки на уборку вагонов с мест погрузки, выгрузки и железнодорожных выставочных путей необщего пользования устанавливаются на основании технологии работы станции примыкания и железнодорожного пути необщего пользования и предусматриваются в договорах на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорах на подачу и уборку вагонов. Срок уборки исчисляется с момента передачи уведомления о завершении грузовой операции, но не менее чем через 2 часа после его приема, с последующим письменным подтверждением владельцем, пользователем или контрагентом железнодорожного пути необщего пользования. Полагая, что в период с 10.04.2006 г. по 24.04.2006 г. станцией Костомукша-Товарная задержан прием вагонов с грузами с железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих владельцу, сверх нормативного времени, предусмотренного пунктом 12 договора, ОАО «Карельский окатыш» предъявило ОАО «РЖД» претензию от 11.05.2006 г. № 2 (исх. № 3969 от 19.05.2006 г.) об уплате штрафа в размере 107 500 руб. за задержку приема вагонов с подъездного пути. К претензии ОАО «Карельский окатыш» приложило ведомости подачи и уборки вагонов, памятки приемосдатчика, уведомления о завершении грузовой операции, акты общей формы, выписку из договора на эксплуатацию пути необщего пользования. Ответчик отказался удовлетворить претензию (уведомление от 22.06.2006 г. № МЮ-11/24) со ссылкой на пункт 9 договора от 01.12.2002 г. № 162, а также на то, что истец включил в претензионный расчет вагоны, поступившие группами «от 1 до 4 вагонов», за которые перевозчик ответственности не несет. В связи с тем, что в претензионном порядке стороны не урегулировали возникший спор, ОАО «Карельский окатыш» обратилось в арбитражный суд с иском. В ходе судебного разбирательства ответчик признал иск в сумме 30 000 руб., против удовлетворения иска в остальной части возражал, указав на то, что штрафы в сумме 40 380 руб. являются необоснованными, так как начислены истцом за задержку уборки вагонов, поступивших в неполных отправительских маршрутах или в группах менее 5 единиц. При этом ответчик полагал, что срок доставки грузов увеличивается на все время задержки в пути по вине грузоотправителя. Оценив доводы сторон, приняв во внимание признание ответчиком заявленных требований в части взыскания штрафа в сумме 34 980 руб., суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности требований в размере 65 840 руб. и отказал в остальной части иска, указав, что возврат единичных вагонов и противоречит положениям договора. При этом суд исходил из согласованности сторонами количества вагонов, подлежащих возвращению по мере готовности к уборке, в предельном количестве 58 вагонов, которые могут быть сформированы в состав для отправки. Относительно одиночных вагонов, суд первой инстанции исходил из согласованности сторонами минимального предельного количества группы - не менее 5 вагонов, но с оговоркой о том, что по согласованию со станцией передача вагонов может производиться и группой вагонов в меньшем количестве. Исходя из буквального толкования слова «группа», представляющего количественный показатель не менее двух, суд первой инстанции не принял в расчет железнодорожные накладные, по которым были отправлены одиночные вагоны в составе менее двух вагонов. С учетом названного вывода, суд первой инстанции отказал во взыскании штрафных санкций в сумме 4 540 руб., начисленных истцом по накладным №№ 550905, 539694, 595715, 654188, 654210, 697177 в размере 1 180 руб. (менее пяти вагонов) – в полном объеме, по накладной № 894329 - в размере 3 360 руб. (неполный маршрут). Признание части требований принято судом первой инстанции, что отражено в решении суда. В силу части 4 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые признаны, удостоверены лицами, участвующими в деле в порядке, установленном статьей 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и приняты арбитражным судом первой инстанции, не проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции. Доводы подателя жалобы о невозможности принятия от истца вагонов ввиду занятости путей, отклоняются апелляционным судом как несоответствующие условиям договора, не предусматривающего освобождения от ответственности, установленной статьей 100 Устава железнодорожного транспорта, в связи с фактической невозможностью принятия вагонов от истца. Апелляционный суд считает необоснованным вывод суда о правомерности требований истца в части взыскания штрафа за задержку приема единичных вагонов, а также групп числом менее 5 по следующим памяткам: №№ 1701, 1704, 1713, 1711, 1788. В силу статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Толкуя условия договора от 01.12.2002 г. в соответствии с указанной нормой, апелляционный суд приходит к выводу о том, что возможность истца возвращать вагоны в количестве менее 5 вагонов допускается только по согласованию со станцией. Такого согласования истец не представил. Несостоятельными являются доводы истца о том, что принятие перевозчиком письменного уведомления и отсутствие отказа перевозчика в приеме вагонов по причине их недостаточного количества свидетельствует о согласии дороги принять вагоны в количестве, указанном в уведомлении, поскольку уведомление не содержит явно выраженного согласия на прием указанного количества вагонов. Учитывая изложенное, санкции к ОАО «РЖД» за задержку вагонов, поданных с нарушением условий договора, применению не подлежат. Апелляционный суд полагает правомерным взыскание с ответчика штрафа в сумме 53 220 руб. (исключив из заявленной суммы сумму штрафов за задержку приема единичных вагонов и вагонов группами 2-4), решение суда подлежит изменению в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела. С учетом частичного удовлетворения исковых требований расходы истца по иску подлежат возмещению в сумме 1 974 руб. 69 коп. С учетом частичного удовлетворения апелляционной жалобы, расходы ОАО «Российские железные дороги» по апелляционной жалобе подлежат возмещению в сумме 243 руб. 82 коп. С учетом произведенного зачета взаимных обязательств сторон по возмещению судебных расходов с ОАО «Российские железные дороги» в пользу ОАО «Карельский окатыш» расходы по госпошлине подлежат взысканию в сумме 1 730 руб. 87 коп. На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, частью 2 статьи 269, пунктом 2 части 1 статьи 220, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ: Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.03.08 г. изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции. Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в пользу ОАО «Карельский окатыш» 53 220 руб. неустойки и 1 730 руб. 87 коп. расходов по госпошлине. В остальной части иска отказать. Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. Председательствующий И.Г. Медведева Судьи В.Б. Слобожанина В.В. Черемошкина
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2008 по делу n А26-2272/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|