Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2008 по делу n А26-2664/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

 

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50-52

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

24 ноября 2008 года

Дело №А26-2664/2008

Резолютивная часть постановления объявлена     12 ноября 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме  24 ноября 2008 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Л.В.Зотеевой

судей  Т.И.Петренко, И.Г.Савицкой

при ведении протокола судебного заседания:  помощником судьи Денисюк М.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9705/2008) ОАО «Карелгаз» на решение  Арбитражного суда Республики Карелия от 07.08.2008 по делу № А26-2664/2008 (судья Васильева Л.А.), принятое

по иску (заявлению)  ОАО "Карелгаз"

к  Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия

   

о признании недействительным приказа

при участии: 

от истца (заявителя): предст. Гладышева С.В. – доверенность № 1211 от 23.07.2008

от ответчика (должника): предст. Швец Н.А. – доверенность от 06.11.2008

установил:

Открытое акционерное общество "Карелгаз" (далее - заявитель, Общество, ОАО «Карелгаз») обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее -  Управление) о признании недействительным приказа № 20 от 11 марта 2008 «О внесении изменений в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 %» (далее - Приказ).   

Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 07.08.2008 в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной жалобе Общество просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы, оспариваемый приказ противоречит Постановлению Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2007 N 896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов" (далее - Правила), и Федеральному закону от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон №135-ФЗ), а также нарушает права и законные интересы Общества в сфере хозяйственной деятельности. Общество также указывает, что судом не дана оценка его доводам о том, что ОАО «Карелгаз» не является на территории Республики Карелия единственной организацией, отвечающей требованиям газораспределительной организации. По данным Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Карелия (письмо от 03.07.2008 № 2865/09) на территории республики действуют 17 организаций, имеющих в своем составе газовые службы с обученным и аттестованным в установленном порядке персоналом, обладающим правом выполнения газоопасных работ. Следовательно, внося изменения в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%, Управление обязано было, по мнению Общества, исследовать рынок в соответствии с Правилами формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 № 896.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы. Представитель Управления доводы жалобы отклонил по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнении к нему, просил оставить решение суда от 07.08.2008 без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.

Как усматривается из материалов дела, Приказом Карельского территориального управления Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур от 13.06.1996 N 19 заявитель включен в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов (л.д.38-39). Данным приказом ОАО «Карелгаз» включено в Реестр по виду услуг: газоснабжение, услуги по ремонту и обслуживанию газового оборудования (код Общероссийского классификатора продукции 027110).

На розничном рынке продаж ОАО "Карелгаз" занимает доминирующее положение (доля составляет более 65 процентов).

На основании приказа от 11.03.2008 № 20 «О внесении изменений в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 %», принятого в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ, Правилами формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, в Реестр в отношении ОАО «Карелгаз» внесены изменения следующего содержания:

- исключено наименование по виду услуг газоснабжение и включен вид услуг: транспортирование и распределение газового топлива и сырья по распределительным сетям газоснабжения среди потребителей (население, промышленные предприятия и т.д.) ОКВЭД-40.20.2;

- исключены услуги по ремонту и обслуживанию газового оборудования и включен вид услуг: замена изношенных (включая монтаж), ремонт и обслуживание внутридомовых инженерных систем сетевого газоснабжения, ОКУН-042303;

- дополнительно включено аварийно-диспетчерское обслуживание газораспределительных систем (внутридомового газового оборудования).

Считая, что приказ Карельского УФАС от 11.03.2008 № 20 не соответствует закону и нарушает его права, ОАО «Карелгаз» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

ОАО «Карелгаз» включено в Реестр по виду услуг: газоснабжение, услуги по ремонту и обслуживанию газового оборудования (код Общероссийского классификатора продукции 027110). С 2006 года Общество оказывает услуги по газоснабжению сжиженным газом. Ошибочное указание в реестре кода 027110, который определяет «Газ горючий природный (газ естественный)» не повлияло на права и законные интересы заявителя. Как следует из приказа Федеральной антимонопольной службы от 16 марта 2008 № 95, наименование товаров, по которым хозяйствующий субъект включен в реестр, как правило, должно совпадать с наименованиями продукции (работ, услуг) по соответствующему общероссийскому классификатору, идентифицирующему товар. В тех случаях, когда товар не может быть определен по общероссийским классификаторам, допустимо идентифицировать товарную группу по ГОСТам, техническим условиям и иным стандартам. Следовательно, ссылка Общества на неверное указание Управлением кода классификации, не является основанием для признания недействительным оспариваемого ненормативного акта.

Оспариваемые положения Приказа (исключить наименование по виду услуг газоснабжение и включить наименование по виду услуг: транспортирование и распределение газового топлива и сырья по распределительным сетям газоснабжения среди потребителей (население, промышленные предприятия и т.д.) ОКВЭД-40.20.2; исключить услуги по ремонту и обслуживанию газового оборудования и включить наименование по виду услуг: замена изношенных (включая монтаж), ремонт и обслуживание внутридомовых инженерных систем сетевого газоснабжения, ОКУН-042303) не влекут ограничения прав и законных интересов Общества, и не возлагают на него дополнительные обязанности.   

Суд обоснованно указал, что внесение изменений в Реестр в данном случае было сопряжено с приведением данного реестра в соответствие с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОК 029-2001) и Общероссийским классификатором услуг населению (ОК 002-93). Изменение одного классификатора на другой (изменение наименования услуг) не требуют проведения нового анализа рынка, так как в данном случае оспариваемый приказ лишь уточняет и актуализирует сведения реестра о хозяйствующем субъекте.

Суд также признал обоснованным внесение оспариваемым приказом изменения в реестр в части включения такого вида деятельности как аварийно-диспетчерское обслуживание газораспределительных систем (внутридомового газового оборудования).

В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее – Правила), определяющими требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда, ответственность за техническое состояние внутренних устройств газоснабжения, являющихся частью инженерного оборудования жилищного фонда, и контроль за соблюдением правил пользования газом возложены на пользователя и организацию по обслуживанию жилого фонда.

В соответствии с указанными Правилами собственник жилищного фонда или уполномоченная им обслуживающая организация осуществляет организацию эксплуатации жилищного фонда, включающую в себя техническое обслуживание и ремонт инженерных систем зданий.

Техническое обслуживание и ремонт инженерных систем зданий включает в себя диспетчерское и аварийное обслуживание, осмотры, подготовку к сезонной эксплуатации, текущий и капитальный ремонт. При этом организация по обслуживанию жилищного фонда должна своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения.

Указанные Правила являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.

Аварийно-диспетчерская служба является отдельным структурным подразделением ГРО, обеспечивающим постоянную возможность локализации аварий и их ликвидацию, на всех обслуживаемых ГРО объектах, связанных как с транспортировкой природного газа, так и со снабжением сжиженным газом, а также с прочей деятельностью, к которой относится, в том числе, обслуживание газораспределительных сетей и ВДГО по договорам с собственниками.

Согласно отраслевому стандарту ОСТ 153-39.3-051-2003, утвержденному приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 27.06.03 N 259, Общество является газораспределительной организацией. Согласно пункту 12.1.1 ОСТ 153-39.3-051-2003 аварийное обслуживание газораспределительных систем производится круглосуточно АДС газораспределительной организации (эксплуатационной организации газораспределительной сети).

Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что принятие оспариваемого приказа о внесении изменений в Реестр не было сопряжено с изменением видов оказываемых Обществом работ и услуг, так как эти услуги, том числе и по аварийно-диспетчерскому  обслуживанию (ранее они входили в состав услуг по ремонту и обслуживанию газового оборудования), ОАО «Карелгаз» оказывало и до издания  приказа № 20 от 11.03.2008. При этом если Общество полагает, что появление в Республики Карелия иных организаций, оказывающих аналогичные услуги, привело к изменению его доли участия на этом рынке, оно имеет право в соответствии с пунктом 9 Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов направить в антимонопольный орган заявление об исключении соответствующих сведений из реестра или внесении изменений в содержащиеся в реестре сведения о нем, приложив к заявлению перечисленные в указанном пункте документы. При получении такого заявления антимонопольный орган обязан будет провести анализ состояния конкурентной среды на рынке и информировать хозяйствующий субъект о принятом решении (пункт 11 Правил).

Обстоятельства дела полно и всесторонне исследованы судом первой инстанции, неправильного применения норм материального права, а также нарушений процессуальных норм не допущено, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Расходы по государственной пошлине подлежат оставлению на подателе жалобы.

 Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07 августа 2008 года по делу №  А26-2664/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО «Карелгаз» - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

Л.В. Зотеева

Судьи

Т.И. Петренко

 И.Г. Савицкая

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2008 по делу n А56-12369/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/а  »
Читайте также