Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2015 по делу n А56-68776/2014. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65 http://13aas.arbitr.ru ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 23 апреля 2015 года Дело №А56-68776/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2015 года Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2015 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Толкунова В.М. судей Есиповой О.И., Протас Н.И. при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Цубановой К.А., при участии: от заявителя: Козлоков В.В. по доверенности от 05.02.2014 № 78/158 от заинтересованного лица: Герлиман К.С. по доверенности от 13.04.2015 № 04-19/3308 рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7796/2015) ОАО "Адмиралтейские верфи" на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.02.2015 по делу № А56-68776/2014 (судья Семенова И.С.), принятое по заявлению ОАО "Адмиралтейские верфи" к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу о признании незаконным и отмене постановления
установил: Открытое акционерное общество «Адмиралтейские верфи» (далее – ОАО «Адмиралтейские верфи», Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (далее – Департамент) от 07.10.2014 № 08-106/2014-ПО. Определением суда от 11.02.2015 производство по делу прекращено. В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на необоснованность выводов суда о неподведомственности данного спора арбитражным судам, просит отменить определение суда. Податель жалобы полагает, что заявление о признании незаконным и отмене постановления № 08-106/2014-ПО подано Обществом 21.10.2014, до вступления 15.11.2014 в законную силу изменений, внесенных Федеральным законом № 307-ФЗ в часть 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и принято арбитражным судом к производству (определение от 24.10.2014) в соответствии с действующими правилами подведомственности, в связи с чем дело подлежало рассмотрению по существу арбитражным судом. В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а представитель Департамента возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве, просил оставить определение суда без изменения. Законность и обоснованность определения суда проверены в апелляционном порядке. Как следует из материалов дела, в период с 16.05.2014 по 21.07.2014 Санкт-Петербургской прокуратурой совместно с сотрудником Департамента проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства ОАО «Адмиралтейские Верфи», расположенного по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 203. В ходе проверки выявлено, что Общество нарушило правила водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты. По данному факту Санкт-Петербургской прокуратурой в отношении ОАО «Адмиралтейские верфи» вынесено постановление от 21.07.2014 о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ, материалы дела направлены в Департамент для проведения административного расследования и рассмотрения по существу. 23.09.2014 Департаментом в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении № 08-106/2014-П по части 1 статьи 8.14 КоАП РФ. Постановлением от 07.10.2014 № 08-106/104-ПО Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.14 КоАП РФ в виде штрафа в размере 82 000 руб. Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд. Суд первой инстанции, прекращая производство по делу, пришел к выводу о том, что рассмотрение данного спора не подведомственно арбитражному суду. Изучив материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции в конкретных обстоятельствах не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего. Согласно пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. Под компетенцией суда понимают полномочие суда на рассмотрение и разрешение одновременно подведомственного и подсудного ему дела. Подведомственность является свойством юридического дела, позволяющим определить ту или иную систему федеральных судов (суды общей юрисдикции и арбитражные суды), в том числе по характеру спора и субъектному составу тяжущихся сторон. В соответствии с частью 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. В силу пункта 3 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда. Согласно части 2 статьи 207 АПК РФ производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности. Согласно части 3 статьи 30.1 КоАП РФ (в редакции, действующей с 15.11.2014) постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Для отнесения дел об обжаловании постановлений административных органов о привлечении юридического лица или индивидуального предпринимателя к административной ответственности к компетенции арбитражных судов законодатель в вышеприведенных нормативных положениях установил необходимость в каждом конкретном случае учитывать следующие критерии: 1) административное правонарушение совершено определенным в КоАП РФ субъектом (юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем), выступающим участником хозяйственного оборота; 2) административное правонарушение совершено этим лицом в процессе осуществления им предпринимательской или иной экономической деятельности, то есть административное правонарушение связано с осуществлением такой деятельности и выражается в несоблюдении законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих отношения, в том числе в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и устанавливающих правила, запреты, ограничения и административную ответственность в этой сфере для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (пункт 10 раздела VI Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014). Таким образом, обязательными критериями отнесения дела к подведомственности арбитражного суда являются субъектный состав его участников и характер спора, возникший из правоотношений при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом само по себе наличие статуса юридического лица не дает основания для отнесения спора с его участием к подведомственности арбитражного суда. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 20.02.2014 N 261-О, дела по жалобам на постановления об административных правонарушениях, вынесенные в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если совершенные ими административные правонарушения не связаны с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, подведомственны не арбитражным судам, а судам общей юрисдикции. Об экономическом характере спора свидетельствует связь его предмета с осуществлением деятельности в сфере хозяйственного оборота и участием его субъекта в имущественно-стоимостных отношениях, регулируемых нормами гражданского права. При рассмотрении споров, вытекающих из публичных правоотношений, он может считаться экономическим, если юридические факты, по поводу которых возник спор, порождают последствия не только в сфере публичного или иного правоотношения, но одновременно и правоотношения, регулируемого гражданским законодательством и связанного с осуществлением его субъектом предпринимательской или иной экономической деятельности. В пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в редакции Постановления от 19.12.2013 N 40), разъяснено, что жалобы юридических лиц или лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в части 3 статьи 30.1 КоАП РФ и пункте 3 части 1 статьи 29 АПК РФ, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда. Как следует из указанных разъяснений, при таком анализе объективная сторона совершенного административного правонарушения может выражаться в действиях (бездействии), направленных как на нарушение, так и на невыполнение норм действующего законодательства. В настоящем случае оспариваемым постановлением Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ. Частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты. Объектом посягательства правонарушения в рассматриваемом случае являются общественные отношения в области водопользования. Оспариваемым постановлением Обществу вменяется нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты. В настоящем конкретном случае судом первой инстанции не установлено, что характер вмененного Обществу правонарушения свидетельствует именно о его экономической основе. Выполнение лицом требований в указанной области не может расцениваться именно как предпринимательская или иная экономическая деятельность. При этом, в апелляционном суде Общество не оспаривает вывод суда первой инстанции о том, что деятельность, указанная в пункте 53 устава Общества (использование водных объектов для забора воды и сбора сточных вод, использование подземных водных объектов для хозяйственно-бытового водоснабжения), не является основным видом его деятельности, а вмененное правонарушение касается сброса, а не забора, сбора воды и сточных вод. Ссылка Общества на обращение в арбитражный суд еще до вступления с 15.11.2014 в силу названной выше редакции части 3 статьи 30.1 КоАП РФ не отменяет применения и смысла указанных выше положений и подходов к определению вопросов подведомственности. При таких конкретных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно прекратил производство по делу в связи с неподведомственностью данного спора арбитражному суду. При этом, апелляционным судом на основе материалов дела и объяснений сторон учтено, что ранее, до обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением, Общество в суд общей юрисдикции с теми же требованиями не обращалось и отказа в рассмотрении дела в нем в связи с неподведомственностью спора не получало, заявление изначально было подано в арбитражный суд. Кроме того, как пояснил представитель Департамента, Октябрьским районным судом г. Санкт-Петербурга принято к производству и проведено предварительное судебное заседание по заявлению ОАО «Адмиралтейские верфи» о признании незаконным и отмене того же постановления от 07.10.2014 №08-106/2014-ПО. При таких обстоятельствах спора о подведомственности между судом общей юрисдикции и арбитражным судом не возникло. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено. В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 3 000 руб., уплаченная платежным поручением N 6726 от 19.02.2015, подлежит возврату ОАО «Адмиралтейские верфи» из федерального бюджета в порядке, установленном статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации. На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд постановил: Определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.02.2015 по делу № А56-68776/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Адмиралтейские верфи» - без удовлетворения. Возвратить открытому акционерному обществу «Адмиралтейские верфи» из федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины, уплаченной при подаче апелляционной жалобы. Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий месяца со дня его принятия. Председательствующий В.М. Толкунов
Судьи О.И. Есипова
Н.И. Протас Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2015 по делу n А26-9410/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|