Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2008 по делу n А56-19000/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/а

 

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50-52

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

09 декабря 2008 года

Дело №А56-19000/2008

Резолютивная часть постановления объявлена     02 декабря 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме  09 декабря 2008 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего   судьи Л.С.Копыловой

судей  Т.С.Гафиатуллиной, Е.К.Зайцевой

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.Д.Семеновой  

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-10572/2008) ОАО "Российские Железные Дороги"на решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.09.2008г.  по делу № А56-19000/2008 (судья С.И.Несмиян), принятое

по иску  ООО "Чермет-групп"

к ОАО "Российские Железные Дороги"

о  взыскании 287.475 руб. 73 коп.

при участии: 

от истца: не явился

от ответчика: Тулаева А.П. по доверенности № Ю-11/179 от 28.12.2007г.

установил:

Решением арбитражного суда первой инстанции от 02.09.2008г. с ОАО «Российские железные дороги» (далее –ОАО «РЖД»)  в пользу  ООО «Чермет-групп» взыскано 282.386 руб. 00 коп. ущерба от недостачи груза, перевозившегося в  российско-финляндском прямом железнодорожном сообщении, 5.107 руб. 73 коп. в качестве возврата провозной платы и 7.249 руб. 51 коп. расходов по государственной пошлине. Суд первой инстанции  на основании пункта 40  Условий перевозок пассажиров, багажа, товаробагажа и грузов в российско-финляндском прямом железнодорожном сообщении  (далее – Условия перевозок), применил статьи 95, 96 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»  № 18-ФЗ от 10.01.2003г. ( с последующими изменениями и дополнениями, далее – Устав железнодорожного транспорта РФ), признал ОАО «РЖД» ответственным за недостачу груза.

ОАО «РЖД» подана и в судебном заседании подержана апелляционная жалоба, в которой  просит решение суда первой инстанции отменить, как вынесенное при неправильном применении  норм материального права – статьи 40 Условий перевозки и статьи 95 Устава железнодорожного транспорта РФ. Ответчик указывает, что  со станции Череповец-2 вагон № 65106734 убыл в исправном состоянии, передан на железные дороги Финляндии  со станции Бусловская Октябрьской железной дороги 08.08.2007г. по передаточной ведомости № 1722 без замечаний, с весом, соответствующим перевозочным документам. Недостача груза установлена на станции Муссало железных дорог Финляндии 05.09.2007г.  По мнению подателя апелляционной жалобы, поскольку ОАО «РЖД» масса груза, перевозимого навалом,  не удостоверялась, то  в соответствии с § 4 пункта 2 статьи 25 Условий перевозок  перевозчик освобождается от ответственности за недостачу груза.

ООО «Чермет-групп» возражало против удовлетворения апелляционной жалобы, полагая, что судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции. Отмечает, что груз, согласно накладной  Б 439422 от 21.04.2007г., ответчиком принят к перевозке, а отсутствие на станции Череповец-2  весов не является виной истца. Оснований для предъявления претензий железным дорогам Финляндии истец не усматривает, и ответчиком таковые не приведены.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке  с применением части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ  в связи с неявкой истца, извещенного о времени и месте судебного заседания в соответствии с частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Исследовав доводы подателя апелляционной жалобы, правовую позицию истца в совокупности и взаимосвязи  с собранными по делу доказательствами, апелляционный суд  находит апелляционную жалобу обоснованной, а решение – подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права.

Как следует из материалов дела,  ООО «Чермет-групп» отправило со станции Череповец-2 Северной железной дороги на станцию Муссало Финских железных дорог в адрес ОА «Куусакоски» 18 тонн  металлолома навалом в вагоне № 65106734 по международной железнодорожной накладной № Б 439422 от 21 апреля 2007года.

Представленный в деле документ  является копией оригинала, находящегося в деле об административном правонарушении №№ 10206000-607/2007 от 25.04.2007г., пояснений и документов по которому истец судам первой и апелляционной инстанций не предоставлял и  исковом заявлении не сообщал.

Согласно отметкам на накладной, металлолом был погружен грузоотправителем ООО «Чермет-групп» навалом  количеством, как указано  грузоотправителем, 18 тонн.

Взвешивание, как следует из акта № 559 от 18.04.2007г., производилось грузоотправителем без участия  железной дороги.

На станции Муссало Финских железных дорог составлен коммерческий акт от 05.09.2007г. № 1/9  о недостаче  3200 тонн металлолома.

29.10.2007. исх. № 159 истец обратился  к ответчику с претензией  о возмещении ущерба от недостачи  груза.

Поскольку  претензия была оставлена без ответа истец  обратился в Арбитражный суд Ярославской области с иском о взыскании с ОАО «Российские железные дороги» 282.368 руб. 00 коп. ущерба, образовавшегося вследствие недостачи металлолома, выявившейся при получении груза ОА «Куусакоски» на станции Муссало Финских железных дорог в вагоне № 65106734 по железнодорожной накладной № Б 439422 от 21 апреля 2007 года, а также возврате части провозной платы в сумме 5.107 руб. 73 коп.  пропорционально размеру недостачи.

Определением Арбитражного суда Ярославской области от 04 июня 2008 года дело передано по подсудности в  Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Суд первой инстанции правильно определил, что на спорные правоотношения распространяются Условия перевозок, но применил нормы национального законодательства, не подлежащие применению.

Частью 2 статьи 3 Федерального закона от 10.01.2003г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" установлено, что, если международным договором Российской Федерации в области железнодорожного транспорта установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте, применяются правила международного договора.

Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о Российско-Финляндском прямом международном сообщении (Условия перевозок пассажиров, багажа, товаро-багажа и грузов в Российско-Финляндском прямом железнодорожном сообщении) установлены иные правила, отличные от примененных судом первой инстанции.

В соответствии с  пунктом 2 § 4 статьи 25 Условий перевозок,  железная дорога освобождается  от ответственности за недостачу  массы груза, перевозимого навалом или насыпью в открытом подвижном составе, и прибывшего на станцию назначения без признаков недостачи, если масса груза указана отправителем.

В соответствии с § 3 статьи 11 Условий перевозок определение и проверка массы груза, числа мест, а также фактической массы тары вагона при приеме груза к перевозке  производится в соответствии с правилами, действующими на  железной дороге отправления.

Статья 27 Устава железнодорожного транспорта РФ предусматривает, что перевозчик имеет право проверить достоверность массы грузов и других сведений, указанных грузоотправителями в железнодорожных накладных.

Таким образом,  исходя из смысла указанных норм, проверка достоверности сведений, внесенных грузоотправителем в товаросопроводительные документы - это право, а не обязанность перевозчика.

Поскольку в рассматриваемом случае масса груза была  удостоверена  отправителем, а  не железной дорогой, последняя не несет ответственности за недостачу массы груза.

При установленных обстоятельствах отсутствуют основания для возврата провозной платы в пропорциональном недостающей массе груза размере.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 176, 268, 269 п. 2, 270 ч. 2   п.2,   271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение арбитражного суда первой инстанции от 02.09.2008г. отменить.

Принять новый судебный акт.

В иске отказать.

Взыскать с ООО «Чермет-групп» в пользу ОАО «Российские железные дороги»  1.000 руб. 00 коп. расходов по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

Л.С. Копылова

 

Судьи

Т.С.Гафиатуллина

 

  Е.К.Зайцева

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2008 по делу n А56-20072/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также