Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2015 по делу n А56-197/2015. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65 http://13aas.arbitr.ru ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 25 мая 2015 года Дело №А56-197/2015 Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2015 года Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2015 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семеновой А.Б. судей Борисовой Г.В., Сомовой Е.А. при ведении протокола судебного заседания: Шамовой Г.А. при участии: от заявителя: Трофимова Л.В. по доверенности от 14.10.2014 от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10326/2015) ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.03.2015 о прекращении производства по делу № А56-197/2015 (судья Константинова Е.В.), принятое по заявлению ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу об отмене постановления установил: Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга" (ОГРН 1027809256254, адрес: 191015, г. Санкт-Петербург, Кавалерградская ул., д. 42; далее – Предприятие, ГУП «Водоканал СПб») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании незаконными и отмене постановления № 16-152/2014-ПО от 30.12.2014 и представления № 16-152/2014 от 30.12.2014, вынесенных Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу (адрес: 191014, г. Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 39; далее – административный орган, Департамент). Определением от 25.03.2015 арбитражный суд первой инстанции прекратил производство по делу № А56-197/2015 на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ. Не согласившись с определением суда, Предприятие обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение суда, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, выводы суда первой инстанции о неподведомственности данного дела арбитражному суду ошибочны. В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы апелляционной жалобы. Департамент, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направил, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие административного органа в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке. Как следует из материалов дела, постановлением Департамента от 30.12.2014 № 16-152/2014-ПО Предприятие привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 руб. Административным органом в адрес ГУП «Водоканал» также вынесено представление № 16-152/2014, согласно которому Предприятие обязано в течение одного месяца со дня получения указанного представления принять меры по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, в частности, разработать и представит в Департамент план мероприятий по устранению выявленных нарушений. Постановление № 16-152/2014-ПО от 30.12.2014 и представление № 16-152/2014 от 30.12.2014 обжалованы Предприятием в арбитражном суде. Суд первой инстанции по результатам рассмотрения материалов административного дела, исходя из объекта, объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.3 КоАП РФ, не установил оснований для рассмотрения указанного административного правонарушения, как совершенного юридическим лицом в связи с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности. На основании изложенного, производство по настоящему делу прекращено судом первой инстанции в порядке пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ. Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Предприятия, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены определения суда в виду следующего. В соответствии с частью 3 статьи 8.31 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные в защитных лесах и на особо защитных участках лесов влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Частью 2 статьи 8.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса. Таким образом, объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.31 КоАП РФ, выражается в засорении леса, при этом загрязнение лесов может осуществляться химическим, биологическим, радиационным и иным способом путем привнесения указанных в диспозиции нормы веществ, их соединений. Предусмотренный частью 3 статьи 8.31 КоАП РФ состав административного правонарушения характеризуется обязательным признаком объективной стороны - местом совершения правонарушения: в защитных лесах. В рассматриваемом случае постановлением Департамента № 16-152/2014-ПО от 30.12.2014 Предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 8.31 КоАП РФ, выразившееся в нарушении правил санитарной безопасности в лесах. Согласно части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. В соответствии с пунктом 3 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного производства дела об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда. В силу части 2 статьи 207 АПК РФ производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших. В пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано на необходимость учитывать, что жалобы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в части 3 статьи 30.1 КоАП РФ и пункте 3 части 1 статьи 29 АПК РФ, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом необходимо учитывать, что жалобы указанных лиц на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в части 3 статьи 30.1 КоАП РФ и пункте 3 части 1 статьи 29 АПК РФ, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда. Таким образом, арбитражному суду подведомственны дела по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами или лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности. Дела по жалобам на постановления об административных правонарушениях, вынесенные в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если совершенные ими административные правонарушения не связаны с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, подведомственны суду общей юрисдикции. Следовательно, при определении подведомственности дел по жалобам в соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ следует учитывать не только субъектный состав участников правонарушения, но и характер административного правонарушения. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. На основании изложенных норм, а также исходя из объекта и объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.31 КоАП РФ, суд первой инстанции пришел к выводу, что в рассматриваемом случае не имеется оснований рассматривать правонарушение, совершенное Предприятием, в качестве совершенного юридическим лицо в связи с осуществлением экономической деятельности. Формальное соответствие субъектного состава по делам, рассматриваемым арбитражным судом, не является единственным и достаточным основанием для отнесения дела к подведомственности арбитражного суда. Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности вынесенного арбитражным судом первой инстанции определения. Прекращая производство по делу, суд первой инстанции принял во внимание изменения, внесенные пунктом 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2013 N 40 в абзац второй пункта 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5, и сделал правильный вывод о том, что привлечение Предприятия к административной ответственности на основании части 3 статьи 8.31 КоАП РФ не связано с осуществлением Предприятием предпринимательской и иной экономической деятельности. Суд первой инстанции также обоснованно принял во внимание тот факт, что вменяемая обжалуемым постановлением и вынесенным на его основе представлением правовая норма имеет объектом посягательства общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования. Таким образом, заявление Предприятия об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 8.31 КоАП РФ подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции. Прекращая производство по делу, неподведомственному арбитражному суду, суд первой инстанции учел изложенные выше нормы и принципы доступности судопроизводства. Заявитель имеет право обратиться с соблюдением правил подведомственности с заявлением об оспаривании постановления и представления административного органа в суд общей юрисдикции. При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого определения суда первой инстанции о прекращении производства по настоящему делу. Апелляционная жалоба признается апелляционным судом не подлежащей удовлетворению. Излишне уплаченная государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы, уплаченная Предприятием платежным поручением от 01.04.2015 № 1355, подлежит возвращению подателю апелляционной жалобы из федерального бюджета в размере 3 000 рублей на основании статьи 104 АПК РФ, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации. Руководствуясь статьей 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ: определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 марта 2015 года по делу № А56-197/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" - без удовлетворения. Возвратить государственному унитарному предприятию "Водоканал Санкт-Петербурга" (ОГРН 1027809256254, адрес: 191015, г. Санкт-Петербург, Кавалерградская ул., д. 42) из федерального бюджета 3 000 рублей излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе. Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия. Председательствующий
А.Б. Семенова Судьи
Г.В. Борисова Е.А. Сомова
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2015 по делу n А56-67920/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|