Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2015 по делу n А56-69923/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

02 июня 2015 года

Дело №А56-69923/2014

Резолютивная часть постановления объявлена     27 мая 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме  02 июня 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Лопато И.Б.

судей  Борисовой Г.В., Семеновой А.Б.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Шамовой Г.А.

при участии: 

от заявителя: Цикин В.Н. по доверенности от 17.09.2012;

от заинтересованного лица: Олейник Л.В. по доверенности от 23.12.2014;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-6584/2015)  Управления Государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на решение  Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.02.2015 по делу № А56-69923/2014 (судья Константинова Е.В.), принятое

по заявлению Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"

к Управлению Государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

о признании недействительным предписания

установил:

     Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (адрес: 107144, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2; ОГРН 1037739877295; далее - Общество, заявитель, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания от 25.09.2014 № 07-37-06/547 (П), вынесенного Управлением Государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному Федеральному округу федеральной службы по надзору в сфере транспорта (адрес: 190068, г. Санкт-Петербург, пр. Римского-Корсакова, д. 39, далее - заинтересованное лицо, Управление).

Решением суда от  02.02.2015 заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе Управление, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что предписание Управления от 25.09.2014 № 07-37-06/547 (П) не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.   

В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.

В связи с невозможностью участия судьи Сомовой Е.А. в судебном заседании 27.05.2015 и в соответствии с правилами статьи 18 АПК РФ произведена ее замена на судью Семенову А.Б., рассмотрение жалобы начато сначала.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 19.08.2014 № 657-р Управлением проведена плановая документарная проверка с целью контроля (надзора) за деятельностью юридического лица по обеспечению транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры железнодорожная станция Ломоватка ОАО «РЖД».

В ходе проверки выявлены нарушение Обществом пунктов 5.10, 5.12, 5.22, 5.25.4 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 №43 (далее – Требования № 43), а также подпункта 9 пункта 4, подпункта 10 пункта 4, подпункта 13 пункта 4 Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 11.02.2010г. №34 (далее - Порядок №34).

По результатам проверки составлен акт от 25.09.2014 № 07-37-06 547(A).

Обществу выдано Предписание от 25.09.2014 № 07-37-06,547(П)  об устранении выявленных нарушений в срок до 09.02.2015.

За невыполнение обязательных требований в области транспортной безопасности, в отношении Общества были составлены протокол от 06.10.2014 № 07-39-06/243 и протокол от 06.10.2014 № 07-39-06/244.

16.10.2014 постановлением № 07-40-06 243 Общество  привлечено к административной ответственности по части  1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 50000 рублей, и постановлением № 07-40-06/244 - по части  1 статьи 11.15.2 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 50000 рублей.

Не  согласившись  с  означенным  предписанием,  Общество  оспорило его в судебном порядке.

Суд первой инстанции пришел к выводу  об отсутствии в действиях заявителя вмененных нарушений, в связи с чем признал недействительным оспариваемое предписание.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению на основании следующего.

В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности ОТИ и транспортных средств (далее - ТС) возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 9 статьи 1 Закона N 16-ФЗ субъектами транспортной инфраструктуры признаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Пунктом 5 названной статьи предусмотрено, что ОТИ являются технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.

В соответствии со статьей 8 Закона о транспортной безопасности утверждены Требования N 43.

Требования N 43 определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее - ОТИ и ТС) от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства (далее - АНВ). Требования применяются в отношении ОТИ и ТС, эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации. Требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС (пункты 2, 3, 4 Требований N 43).

Таким образом, ОАО "РЖД" является субъектом транспортной инфраструктуры на железнодорожной станции Ломоватка и обязано обеспечивать на данном объекте транспортную безопасность.

В соответствии с пунктом 7.2 статьи 1 Закона № 16-ФЗ  под силами обеспечения транспортной безопасности понимаются лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на ОТИ, ТС, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности ОТИ или ТС.

В соответствии с пунктами 5.10, 5.12 Требований N 43 субъект транспортной инфраструктуры обязан проверить сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Закона № 16-ФЗ, для прекращения трудовых отношений или отказа в приеме на работу; осуществлять специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации.

Правовая возможность исполнения существующей обязанности определяется отсутствием объективных препятствий для выполнения указанных обязанностей, то есть обстоятельств, не зависящих от воли обязанного лица.    

Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 27.04.2001 № 7-П подобные обстоятельства квалифицируются как чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля обязанных лиц.

Таких обстоятельств, находящихся вне контроля Общества, материалы дела не содержат.

Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у Общества возможности исполнения требований законодательства о транспортной безопасности в части осуществления специальной профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в связи с изменениями законодательства и временным отсутствием правового механизма  реализации  обязанности, предусмотренной пунктом 5.12 Требований № 43.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом суда в связи со следующим.

Согласно разделу VI Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.2010 № 1285-р, задачами создания системы профессиональной подготовки, обучения и аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности, в том числе в части предотвращения и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на транспорте, являются:

-   разработка методики и программ профессиональной подготовки и обучения, определение требований, порядка, способов и методов аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности;

-   создание сети учебных центров профессиональной подготовки, обучения и аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности;

-    обучение, подготовка и аттестация специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности;

-    обучение должностных лиц и специалистов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на транспорте.

Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте реализуется в рамках приоритетного направления деятельности Правительства Российской Федерации по обеспечению национальной безопасности.

При подготовке специалистов и должностных лиц. принимающих участие в обеспечении транспортной безопасности, необходимо руководствоваться законодательством Российской Федерации.

Статья 76 Федерального закона от 21.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон об образовании) устанавливает общий порядок получения дополнительного образования и закрепляет за образовательным учреждением полномочия по разработке, утверждению и реализации дополнительных образовательных программ самостоятельно с учетом потребностей заказчика, а также требований государственных образовательных стандартов к уровню подготовки специалистов по соответствующему направлению (специальности) (часть 6 статьи 76 Закона об образовании), что в свою очередь не противоречит статье  85.1. Закона об образовании, на которую ссылается ОАО «РЖД».

Данные положения действующего законодательства Российской Федерации разъясняются ответом на запрос ОАО «РЖД», изложенном в письме заместителя Министра транспорта Российской Федерации от 27.09.2012 Яр. АЦ-25/11124 и в письме Минтранса РФ от 05.03.2013 № 10-09 503-ис.

Министерством транспорта РФ и Федеральным агентством железнодорожного транспорта {далее - Росжелдор) во исполнение закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», Указа Президента РФ от 31.03.2010 № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» и Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте (утверждена Распоряжением Правительства РФ 30.07.2010 М> 1285-р) созданы Центры транспортной безопасности, предотвращения и защиты от чрезвычайных ситуаций на транспорте на базе подведомственных агентству ВУЗов.

В созданных Центрах на основании существующего законодательства разработаны, утверждены и реализуются программы профессиональной подготовки, обучения и аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности, в том числе в части предотвращения и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на железнодорожном транспорте и метрополитене.

Центры укомплектованы не только профессиональными кадрами, но и образцами современных технических средств, используемых для обеспечения транспортной безопасности.

Кроме того, на официальном сайте Росжелдора (http://www.roszeldor.ru/trans save security_centers) в разделе «Транспортная безопасность» опубликован Перечень подведомственных Росжелдору ВУЗов, на базе которых открыты учебные центры транспортной безопасности. В указанном перечне опубликованы названия федеральных государственных бюджетных образовательных учреждений, номер лицензии на право ведения образовательной деятельности в области обеспечения транспортной безопасности и название учебных программ

Из вышесказанного следует, что по заказу Правительства РФ в образовательных учреждениях на базе транспортных ВУЗов совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти были разработаны и утверждены учебные программы профессиональной подготовки на основании существующего законодательства, регламентирующего вопросы обеспечения безопасности в государстве и в сфере транспорта. Право образовательных учреждений на самостоятельное утверждение соответствующих программ непосредственно закреплено законодательством РФ.

Таким образом, в настоящее время утверждены соответствующие программы и документы, регулирующие подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2015 по делу n А21-9938/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также