Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2015 по делу n А21-2390/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК),Отменить определение первой инстанции (ст.272 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

02 июня 2015 года

Дело №А21-2390/2014

Резолютивная часть постановления объявлена  28 мая 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме  02 июня 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Протас Н.И.

судей Есиповой О.И., Толкунова В.М.

при ведении протокола судебного заседания:  Ганичевой В.А.

при участии: 

от заявителя: не явился - извещен

от заинтересованных лиц: не явились - извещены

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4959/2015, 13АП-4961/2015) Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калининградской области в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на решение от 26.06.2014 и определение от 02.10.2014 по делу А21-2390/2014 принятого Арбитражным судом Калининградской области

по заявлению открытого акционерного общества "КенигАвто"

к 1) МРЭО УГИБДД УМВД России по Калининградской области, 2) Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калининградской области

о признании незаконным отказа в проведении регистрационных действий и обязании осуществить их

установил:

 

открытое акционерное общество «КенигАвто» (ОГРН: 1023900995403, место нахождения: 236006, г. Калининград, Московский проспект, д.184, далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным отказа МРЭО ГИБДД УМВД Калининградской области в проведении регистрационных действий в отношении автомобиля ЗИЛ-131, Тип ТС - специальный груз, изготовитель – ЗИЛ-Москва, год выпуска 1978, модель и номер двигателя 418939, номер кузова - отсутствует, цвет - зеленый, мощность двигателя 150 л.с., рабочий объем двигателя 5969 куб.см., разрешенная масса 10425 кг, масса без нагрузки 6375 кг., номер шасси 257783, принадлежащего ОАО «КенигАвто», оформленный в виде записи на заявлении 19.02.2014 и обязании произвести регистрационные действия в отношении указанного транспортного средства (с учетом уточненных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и принятых судом к рассмотрению, требований).

Решением суда от 26.06.2014 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Общество обратилось в арбитражный суд Калининградской области с заявлением о взыскании с МРЭО ГИБДД УМВД Калининградской области судебных расходов на оплату услуг представителя в сумме 43 000 руб.

Определением суда от 02.10.2014 заявление Общества удовлетворено в      полном объеме.

Общество обратилось в арбитражный суд Калининградской области с заявлением об изменении способа и порядка исполнения определения суда и взыскании с МРЭО ГИБДД УМВД Калининградской области в пользу Общества 43 000 рублей за счет средств Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калининградской области.

Определением суда от 26.11.2014 Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калининградской области привлечено к участию в рассмотрении заявления Общества по делу № А21-2390/2014.

Определением суда от 12.12.2014 заявление Общества об изменении порядка и способа исполнения определения суда от 02.10.2014 по делу № А21-2390/2014 удовлетворено.

К участию в деле на стадии рассмотрения заявления об изменении порядка и способа исполнения определением суда от 02.10.2014 привлечено Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калининградской области.

В  порядке  статьи  42 Арбитражного   процессуального кодекса  Российской  Федерации Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калининградской области (далее - Управление) обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение от 26.06.2014 и определение от 02.10.2014 по делу А21-2390/2014, принятые Арбитражным судом Калининградской области.

В апелляционной жалобе Управление просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своих возражений Управление указывает, что УМВД России по Калининградской области в качестве процессуальной стороны к участию в деле №А21-2390/2014 при принятии судом обжалуемых судебных актов привлечено не было, уведомление о назначении судебных заседаний в УМВД России по Калининградской области по юридическому адресу также направлено не было, вследствие чего, УМВД не имело возможности выступать в судебном процессе, давать пояснения, представлять доказательства в обоснование своих доводов.

Податель жалобы ссылается на то, что УГИБДД УМВД России по Калининградской области также как и МРЭО ГИБДД УМВД России по Калининградской области не являются самостоятельным юридическим лицом, являясь фактически подразделением, входящим в структуру УМВД России по Калининградской области, соответственно, все решения, действия и бездействия обжалуются в судебном порядке с участием представителя УМВД России по Калининградской области, которое привлекается к участию в рассмотрения дела в качестве стороны процесса. Государственным органом УГИБДД УМВД России по Калининградской области, МРЭО ГИБДД УМВД России по Калининградской области также не являются.

Вместе с тем, направление судебных документов в МРЭО ГИБДД УМВД России по Калининградской области и отсутствие в указанном подразделении юрисконсультов фактически исключило возможность организации надлежащей защиты интересов УМВД России по Калининградской области в судебных заседаниях об оспаривании действий должностных лиц и взыскании материального ущерба.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

Суд апелляционной инстанции, установив наличие оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных пунктом 4 части 4 статьи 270 АПК РФ, перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции в соответствии с частью 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о чем вынесено определение от 09.04.2015.

Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу, решением Арбитражного суда Калининградской области №А21-10505/2013 от 13.02.2014г., установлено право владения и пользования автомобилем ЗИЛ-131, Тип ТС - специальный груз, изготовитель – ЗИЛ-Москва, год выпуска 1978, модель и номер двигателя 418939, номер кузова - отсутствует, цвет - зеленый, мощность двигателя 150 л.с., рабочий объем двигателя 5969 куб.см., разрешенная масса 10425 кг, масса без нагрузки 6375 кг., номер шасси 257783 за ОАО «КенигАвто».

Общество, как лицо от имени собственника пользующееся и владеющее транспортным средством, обратилось с заявлением от 19.02.2014г. о регистрации данного автомобиля в МРЭО ГИБДД России по Калининградской области (лист дела 41).

Для производства регистрационных действий Обществом представлены:

 - Решение суда №А21-10505/2013 от 13.02.2014;

 - Страховой полис;

 - Квитанция на оплату государственной пошлины на сумму 2500 рублей.

В тот же день, должностным лицом отдела было отказано в осуществлении регистрационных действий о чем сделана запись на заявлении Общества: «Отказано. Для регистрации автомобиля необходимо предоставить ПТС. Приказ№1001, Административный регламент №605».

Полагая, что отказ в совершении регистрационных действий является незаконным, ОАО «КенигАвто» оспорило его в арбитражном суде.

Исследовав материалы дела и оценив представленные сторонами доказательства, суд апелляционной инстанции установил, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196-ФЗ) определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации и его задачами являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 названного Федерального закона допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

В соответствии с пунктами 2 и 4 Постановления № 938 и пунктами 1 и 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 № 711, регистрацию автотранспортных средств и проверку указанных документов осуществляет Государственная инспекция безопасности дорожного движения.

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» (далее - Приказ № 1001) утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила № 1001).

Согласно пункту 3 Правил № 1001 не подлежат регистрации и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства по следующим основаниям: представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию; представлены транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввезенные на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо подтверждающих их выпуск на территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами; представлены транспортные средства, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах; обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных); наличие запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 3 Правил предусмотрены случаи, при которых транспортные средства не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и с ними не проводятся регистрационные действия.

Указанные Правила соответствуют также положениям пункта 3 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".

Пунктом 39 Правил регистрации транспортных средств определено, что при регистрации транспортных средств, выпущенных организациями-изготовителями до введения в действие паспортов транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 28 настоящих Правил, а также при отсутствии паспортов транспортных средств на транспортные средства, реализованные торговыми организациями на основании договоров, заключенных с уполномоченными органами военного управления, либо изготовленные как единичные транспортное средство, регистрационными подразделениями выдаются паспорта транспортных средств.

На зарегистрированные транспортные средства выдается, в том числе, паспорт транспортного средства в порядке, предусмотренном настоящими Правилами и Административным регламентом (пункт 40 Правил).

Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств" введены паспорта транспортных средств с рабочим объемом двигателя 50 куб. см и более или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час, прицепов к ним (далее - транспортные средства), а также шасси транспортных средств (далее - шасси) в случае поставки шасси их потребителям.

В соответствии с пунктом 2 Постановления СМ - Правительства РФ от 18.05.1993 N 477 паспорта транспортных средств выдаются:

организациями-изготовителями - на транспортные средства и шасси, выпущенные ими после 1 июля 1993 г., а на транспортные средства и шасси с электродвигателем - после 7 августа 2008 г.;

таможенными органами Российской Федерации - на транспортные средства и шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации после 1 июля 1997 г., а на транспортные средства и шасси с электродвигателем - после 7 августа 2008 г.;

подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - на транспортные средства, выпущенные организациями-изготовителями до 1 июля 1993 г. или ввозимые на территорию Российской Федерации до 1 июля 1997 г., при предъявлении их к регистрации и на транспортные средства, состоящие на учете, в случае изменения регистрационных данных либо снятия их с учета, а на транспортные средства и шасси с электродвигателем, выпущенные организациями-изготовителями или ввезенные до 7 августа 2008 г., - при предъявлении их к регистрации.

Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 утверждено

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2015 по делу n А21-9986/2014. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также