Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2015 по делу n А26-7952/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

03 июня 2015 года

Дело №А26-7952/2014

Резолютивная часть постановления объявлена     01 июня 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме  03 июня 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Несмияна С.И.,

судей  Жуковой Т.В., Поповой Н.М.,

при ведении протокола судебного заседания:  Ершовой Е.И.,

при участии: 

от истца: Ермаков Д.А., доверенность от 12.02.2015;

от ответчика: не явился, извещен;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9510/2015) администрации Муезерского городского поселения на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05 марта 2015 года  по делу № А26-7952/2014 (судья Борунов И.Н), принятое

по иску открытого акционерного общества «Карелгаз»

к администрации Муезерского городского поселения

о взыскании 270 661 рубля 77 копеек,

установил:

открытое акционерное общество «Карелгаз» (место нахождения: 185007, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Архипова, 30, ОГРН: 1021000507725; ИНН: 1001000598, далее – ОАО «Карелгаз») обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском (с учетом уточнений)  о взыскании с администрации Муезерского городского поселения (место нахождения: 186960, Республика Карелия, пгт. Муезерский, ул. Октябрьская, 28, ОГРН: 1051001871843, ИНН: 1019003060, далее – администрация) 270 661 рубля 77 копеек задолженности за оказанные в период с января 2012 года по сентябрь 2014 года услуги по техническому обслуживанию системы газоснабжения, включающей подземную резервуарную установку сжиженного углеводородного газа и идущие от неё к жилым домам газопроводы низкого давления, расположенные по адресу: Республика Карелия, п. Муезерский, ул. Октябрьская, посредством которых осуществляется газоснабжение многоквартирного дома № 44 по ул. Октябрьская.

Решением Арбитражного суда Республика Карелия от 05.03.2015 иск удовлетворен.

В апелляционной жалобе Администрация Муезерского городского поселения просит решение суда от 05.03.2015 отменить, в иске отказать, поскольку администрация не является собственником групповой резервуарной установки сжиженного углеводородного газа и идущего от него к жилому дому газопровода, имущество поставлено на учет как бесхозяйное с 18.07.2014, ответственность по содержанию бесхозяйного имущества подлежит отнесению на ОАО «Карелгаз», осуществляющие фактическое, безвозмездное использование и эксплуатацию системы газоснабжения.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республика Карелия от 05.03.2015 проверены в апелляционном порядке.

Из материалов дела следует, что в период с января 2012 года по сентябрь 2014 года ОАО «Карелгаз» осуществило подачу сжиженного углеводородного газа гражданам-потребителям, проживающих в многоквартирном доме номер 44, расположенном на территории администрации Муезерского городского поселения по адресу: Республика Карелия, поселок Муезерский, улица Октябрьская и понесло затраты на техническое обслуживание соответствующий системы газоснабжения (подземной групповой резервуарной установки сжиженного углеводородного газа, газопроводов низкого давления) общей стоимостью 270 661 рубля 77 копеек, которые предъявлены к взысканию в настоящем деле с Администрации Муезерского городского поселения, ответственной за эксплуатацию бесхозяйной установки (далее – ГРУ).

Администрации Муезерского городского поселения полагает, что ответственность по содержанию спорного имущества подлежит отнесению на ОАО «Карелгаз», осуществляющие фактическое, безвозмездное использование и эксплуатацию системы газоснабжения, обязанность администрации по содержанию спорной ГРУ возникла с 18.07.2014, даты постановки имущества на учет, как бесхозяйное, что подтверждается выписками из ЕГРП от 18.07.2014 (т. 3 л.д. 69, 70).

Договор на техническое обслуживание газовых сетей и оборудования газовой подземной установки, расположенной по адресу: п. Муезерский, ул. Октябрьская, 44, в деле отсутствует. Суд иск удовлетворил со ссылкой на статью 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», где  к вопросам местного значения поселения в том числе отнесена организация газоснабжения в границах поселения, вопросы в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуации.

Апелляционная инстанция пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно пункту 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

В силу пункта 3 части 1 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальное образование должно принять бесхозяйное имущество на учет и в дальнейшем признать на него право муниципальной собственности, а также обеспечить ввиду отсутствия собственника имущества его эксплуатацию в целях организации электроснабжения населения.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Согласно п. 2, 4, 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 № 580 (действующий в период спорных правоотношений, до 01.01.2015), объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых не известны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьями 225, 236 Гражданского кодекса Российской Федерации, принимаются на учет органами Федеральной регистрационной службы (на сегодняшний день органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии). Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

С учетом изложенного суд сделал вывод о том, что администрация как орган муниципальной власти, на который возложена обязанность по организации газоснабжения в границах поселения, учитывая вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.05.2013 по делу № А26-2-11/2013, обязана принять меры по своевременному включению в состав муниципальной собственности системы газоснабжения.

Во исполнение указанного решения администрация поставила на учет спорную ГРУ и газопровод низкого давления как бесхозяйное имущество, что подтверждается выписками из ЕГРП от 18.07.2014 (т. 3 л.д. 69, 70).

Факт наделения Администрации соответствующими полномочиями подтверждается постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в приложении № 3 к названному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). В числе объектов, относящихся к муниципальной собственности, названы объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий).

В пункте 1 приложения № 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 указано, что объектами, относящимся к муниципальной собственности, являются, в том числе объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов.

Объекты, указанные в приложении № 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона, независимо от того, оформлено право муниципальной собственности на эти объекты в установленном порядке или нет (пункт 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 № 15 «Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий»).

На основании изложенного собственником инженерных коммуникаций, расположенных в населенном пункте, в силу закона является муниципальное образование независимо от того, принимался ли спорное имущество в муниципальную собственность с учетом того, что иной собственник, законный владелец в данном случае отсутствует.

Исходя из того, что администрацией в спорный период не предпринято необходимых мер, возложенных на него законодательством в отношении бесхозяйного имущества; ОАО «Карелгаз», как лицо, осуществляющее газоснабжение населения Республики Карелия, вправе получить плату за техническое содержание не принадлежащего ему бесхозяйного имущества; факт несения соответствующих расходов и их размер подтвержден эксплуатационно-технической документацией (рапорта обхода трассы газопровода, паспорт и журнал эксплуатации резервуарной установки, содержащей сведения о комплексе проведенных работ в отчетном периоде).

Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило (пункт 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федеции каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с особенностью предмета доказывания по делам о взыскании неосновательного обогащения и распределением бремени доказывания, истец в данном случае должен доказать факт приобретения или сбережения ответчиком денежных средств за счет истца, отсутствие правовых оснований такого приобретения или сбережения, а также размер неосновательного обогащения.

Согласно статье 2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон № 69-ФЗ) даны основные понятия в сфере законодательного регулирования газоснабжения:

- газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа;

- система газоснабжения - имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа;

- газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям;

- газотранспортная организация - организация, которая осуществляет транспортировку газа и у которой магистральные газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и другие производственные объекты находятся на праве собственности или на иных законных основаниях;

- поставщик (газоснабжающая организация) - собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющие поставки газа потребителям по договорам;

- потребитель газа (абонент, субабонент газоснабжающей организации) - юридическое или физическое лицо, приобретающее газ у поставщика и использующее его в качестве топлива или сырья.

В соответствии с положениями статьи 23 Закона № 69-ФЗ Федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов утверждает тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на срок не менее трех и не более пяти лет и определяет порядок их применения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации (далее - Основные положения).

Согласно пункту 4 раздела II Основных положений государственному регулированию на территории Российской Федерации в числе прочих подлежат тарифы на услуги

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2015 по делу n А56-82467/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также