Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2015 по делу n А56-23310/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

09 июня 2015 года

Дело №А56-23310/2013

Резолютивная часть постановления объявлена     08 июня 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме  09 июня 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Несмияна С.И.,

судей  Жуковой Т.В., Поповой Н.М.,

при ведении протокола судебного заседания:  Куличенко Л.С.,

при участии: 

от истца: Грабовский А.А., доверенность от 11.03.2015; Михайлов В.А., доверенность от 11.03.2015;

от ответчиков: 1. Краснолобова Е.М., доверенность от 12.01.2015; Давыдова О.А., доверенность оот 12.01.2015;

2. Поташова С.С., доверенность от 13.05.2015;

3. Щеглов В.В., доверенность от  12.09.2014;

4. не явился, извещен;

от 3-го лица: не явился, извещен;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9998/2015) Администрации Центрального района Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03 марта 2015 года по делу № А56-23310/2013 (судья Судас Н.Е.), принятое

по иску Товарищества собственников жилья «Шпалерная 26»  (ОГРН: 1097847063160)

к   1.Администрации Центрального района Санкт-Петербурга     (ОГРН: 1037843045701) 

2.Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению «Жилищное агентство Центрального района Санкт-Петербурга» (ОГРН: 1027809248378)    

3. Управлению специальной связи и информации  в Северо-Западном федеральном округе   (ОГРН: 1037867005406)   

4. Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом   (ОГРН:  1087746829994)

3-е лицо: Комитет финансов Санкт-Петербурга  (ОГРН: 1027810256352)

о взыскании 1 333 342 рублей 32 копеек,

установил:

Товарищество собственников жилья «Шпалерная 26» (далее – ТСЖ «Шпалерная 26») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с Администрации Центрального района Санкт-Петербурга (далее – Администрация) 1 333 342 рублей 32 копеек задолженности, в том числе 570 603 рублей 63 копеек задолженности за оказанные услуги по отоплению и горячему водоснабжению за период с 01.07.2009 по 30.09.2012 и 762 738 рублей 69 копеек задолженности за эксплуатационные услуги за период с 01.08.2009 по 31.10.2012, оказанные в отношении помещений 10-Н, 15-Н, 18-Н, 19-Н, 24-Н, 30-Н, 40-Н, 49-Н, 65-Н, 66-Н, 68-Н и 69-Н, расположенных в доме 26 по Шпалерной улице в Санкт-Петербурге, а также 40 000 рублей судебных издержек на оплату услуг представителя.

Определением арбитражного суда от 02.07.2013 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Жилищное агентство Центрального района Санкт-Петербурга» (далее – Агентство); к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены:

- Управление специальной связи и информации в Северо-Западном федеральном округе (с учетом уточнения наименования, далее – Управление) и Комитет финансов Санкт-Петербурга.

Определением арбитражного суда от 19.07.2013 по ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее – ФАУГИ) и Управление с исключением Управления из числа третьих по делу.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.01.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.06.2014, производство по делу в отношении Агентства и Управления прекращено, в удовлетворении иска отказано.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.10.2014 решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.01.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2014 отменены, дело направлено на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела истец изменил исковые требования и просил взыскать:

1)    С Российской Федерации в лице ФАУГИ:

- 129 406 рублей 56 копеек долга за услуги по отоплению и горячему водоснабжению, оказанные в период с 01.04.2010 по 31.03.2011 в отношении помещений 10-Н и 18-Н;

-247 681 рублей 80 копеек возмещения эксплуатационных расходов, понесенных в период с 01.04.2010 по 31.10.2012 в отношении помещений 10-Н и 18-Н;

-11 370 рублей 39 копеек возмещения эксплуатационных расходов, понесенных в период с 27.07.2012 по 28.08.2012 в отношении помещений 15-Н, 19-Н, 24-Н, 30-Н, 40-Н, 49-Н, 65-Н, 66-Н, 68-Н и 69-Н;

2) С Администрации, Управления и Агентства солидарно:

-172 430 рублей 91 копейки долга по оплате услуг по отоплению и горячему водоснабжению, оказанных в период с 01.04.2010 по 31.03.2011 в отношении помещений 15-Н, 19-Н, 24-Н, 30-Н, 40-Н, 49-Н, 65-Н, 66-Н, 68-Н и 69-Н;

-307 874 рублей 08 копеек долга по возмещению эксплуатационных расходов, понесенных в период с 01.04.2010 по 26.07.2012 в отношении помещений 15-Н, 19-Н, 24-Н, 30-Н, 40-Н, 49-Н, 65-Н, 66-Н, 68-Н и 69-Н;

3) С Управления:

- 24 101 рубля 35 копеек долга по возмещению эксплуатационных расходов, понесенных в период с 29.08.2012 по 31.10.2012 в отношении помещений 15-Н, 19-Н, 24-Н, 30-Н, 40-Н, 49-Н, 65-Н, 66-Н, 68-Н и 69-Н.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.03.2015 иск удовлетворен.

В апелляционной жалобе Администрация прости решение суда от 03.03.2015 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в иске к Администрации. По мнению заявителя, к обязанностям администрации района ни законом, ни договором не отнесены полномочия по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома в отношении нежилых помещений, коммунальных расходов в равной степени, как за свободные помещения, так и за помещения, предоставленные третьими лицами в аренду, либо безвозмездное пользование.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.03.2015 проверены апелляционным судом в обжалуемой части.

Из материалов дела следует, что в управление ТСЖ «Шпалерная 26» принят многоквартирный дом по адресу: Санкт-Петербург, ул. Шпалерная, д. 26, литера А. Собственником нежилых помещений 10-Н, 15-Н, 18-Н, 19-Н, 24-Н, 30-Н, 40-Н, 49-Н, 65-Н, 66-Н, 68-Н, 69-Н до 27.07.2012 являлся город Санкт-Петербург. По Акту приема – передачи имущества от 27.07.2012 помещения 15-Н, 19-Н, 24-Н, 30-Н, 40-Н, 49-Н, 65-Н, 66-Н, 68-Н, 69-Н безвозмездно переданы в собственность Российской Федерации на основании Распоряжения от 06.06.2012 № 348-р, в отношении помещений 10-Н и 18-Н в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 08.10.2007 внесена запись № 78-78-01/0476/2007-033 о регистрации права собственности Российской Федерации, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 08.10.2007 № 78-АГ 043081. Спор о правовом режиме спорных объектов в рассматриваемый период отсутствует.

ТСЖ «Шпалерная 26» предъявлен иск о взыскании задолженности в отношении вышеперечисленных нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, принадлежащих городу Санкт-Петербургу как собственнику, а именно:

- 172 430 рублей 91 копейки долга за отопление и горячее водоснабжение в период с 01.04.2010 по 31.03.2011 в отношении помещений 15-Н, 19-Н, 24-Н, 30-Н, 40-Н, 49-Н, 65-Н, 66-Н, 68-Н и 69-Н;

-3 07 874 рублей 08 копеек возмещения эксплуатационных расходов, понесенных в период с 01.04.2010 по 26.07.2012 в отношении помещений 15-Н, 19-Н, 24-Н, 30-Н, 40-Н, 49-Н, 65-Н, 66-Н, 68-Н и 69-Н;

Материальное требование предъявлено к Администрации, как исполнительному органу государственной власти, уполномоченному на организацию содержания и обслуживания государственного жилищного и нежилого фонда, и выступающему в качестве главного распорядителя бюджетных средств по соответствующей статье расходов, на который возложены обязанности по оплате коммунальных услуг, содержанию и обслуживанию общего имущества многоквартирного дома, в части помещений, принадлежащих Санкт-Петербургу как собственнику.

Неоплата от Администрацией выставленных счетов послужила основанием для обращения ТСЖ «Шпалерная 26» в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции признал обоснованными требования истца заявленные к Администрации Центрального района города Санкт-Петербурга по праву и по размеру.

Апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.

В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, пунктами 1 и 2 статьи 307, статей 125, 210, 249, 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения; обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.

Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.

Суд апелляционной инстанции считает правомерным удовлетворение иска о взыскании с Администрации задолженности по оплате услуг по отоплению и горячему водоснабжению, эксплуатационных расходов. Данный подход соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях Президиума от 12.04.2011 № 16646/10 и от 17.04.2012 № 15222/11. Содержащееся в указанных Постановлениях толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.

Статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения; обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.

В соответствии со статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 37, 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 28 Правил № 491 собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.

Пунктом 1.1 Распоряжения № 310-р определено, что Санкт-Петербург с момента его признания в соответствии с действующим законодательством собственником жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме, несет расходы по оплате фактически потребляемых коммунальных услуг, по содержанию жилого помещения, по оплате содержания и сохранения общего имущества дома (кондоминиума) пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество дома (кондоминиума).

Согласно пункту 1.2 Положения, утвержденного Распоряжением № 310-р, расчеты Санкт-Петербурга по платежам за коммунальные услуги и содержание помещения, а также на содержание и сохранение общего имущества дома (кондоминиума) производятся через государственное учреждение "Районное жилищное агентство" (далее РЖА) по месту нахождения помещения в порядке, определяемом Положением.

Таким образом, указанным Положением определен порядок, в котором должны осуществляться расчеты по платежам за коммунальные услуги и содержание помещений, являющихся собственностью города Санкт-Петербурга, а также на содержание и сохранение общего имущества дома, - через государственное учреждение "Районное жилищное агентство".

Из данного Положения не следует, что Агентство является лицом, обязанным нести указанные расходы.

В силу пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Подпунктом 1 части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривается, что в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования.

Подпунктом 3.2.7 Положения об администрациях районов Санкт-Петербурга, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 № 1078 (далее - Положение № 1078) к полномочиям администрации отнесены, в том числе, полномочия главного распорядителя средств бюджета Санкт-Петербурга в установленном порядке.

В соответствии с подпунктом 2.4.1 Положения № 1078 к компетенции администрации района относится организация содержания, обеспечение функционирования и обслуживания государственного жилищного и нежилого фонда Санкт-Петербурга.

Из подпункта 3.4.34 указанного Положения следует, что администрация наделена полномочиями по представлению интересов Санкт-Петербурга как собственника помещений в многоквартирном доме.

Распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 15.06.2005 № 52-р "Об утверждении Положения о порядке представления интересов Санкт-Петербурга как собственника жилых или нежилых помещений в многоквартирных домах" интересы Санкт-Петербурга как собственника помещений в многоквартирном доме представляет Администрация района.

Из названных норм права следует, что Администрация как представитель Санкт-Петербурга, являющегося собственником нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, обязано нести расходы по содержанию общего имущества этого дома, а также оплате коммунальных услуг.

При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные доказательства, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права, ввиду чего апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения о  03.03.2015.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области  от 03.03.2015 по делу №  А56-23310/2013  оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

С.И. Несмиян

Судьи

                          Т.В. Жукова

                            Н.М. Попова

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2015 по делу n А56-60439/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также