Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2015 по делу n А26-7523/2014. Изменить решение (ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

17 июня 2015 года

Дело №А26-7523/2014

Резолютивная часть постановления объявлена     09 июня 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме  17 июня 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Кашиной Т.А.

судей  Горбик В.М., Полубехиной Н.С.

при ведении протокола судебного заседания:  Веселовой М.А.

при участии: 

от истца (заявителя): Иванова О.Г. по доверенности от 12.01.2015г.,

от ответчика (должника): Тельтевской Ю.А. по доверенности от 21.05.2015г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-8472/2015, 13АП-8474/2015)  Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия, ООО "Форест-групп" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.02.2015 по делу № А26-7523/2014 (судья Шалапаева И.В.), принятое

по иску (заявлению) Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия

к ООО "Форест-групп"

о взыскании

установил:

Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Форест-групп" (далее - ответчик, Общество) о взыскании 471 430,06 руб. задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка от 18.12.07 за 2013 год и по сроку платежа на 15 августа 2014 года.

В связи с погашением ответчиком задолженности по сроку платежа на 15 августа 2014 года, протокольными определением арбитражного суда от 10.12.14 принято уменьшение размера иска до 137 897,06 руб.. Одновременно, с учётом возражений ответчика, отказано в принятии к рассмотрению требования о взыскании 317 737 руб. задолженности по арендной плате по срокам оплаты на 15 сентября и 15 ноября 2014 года. Протокольным определением от 16.01.15 отказано в принятии увеличения размера иска до 831 624,28 руб. в связи с заявлением требования о взыскании задолженности по арендной плате за весь 2014 год.

Судом принято к рассмотрению требование Министерства о взыскании 137 897,06 руб. задолженности по арендной плате за 2013 год.

Общество обратилось со встречным иском об уменьшении арендной платы за 2013 год до 1 635 894,43 руб. (с учётом уточнения в судебном заседании 16.01.15).

Решением суда от 23.02.2015 в удовлетворении иска Министерства по отказано. В удовлетворении встречного иска общества с ограниченной ответственностью «Форест-групп» отказано.

Министерство и ООО «Форест-групп» обратились с апелляционными жалобами на указанное решение, в которых просят его отменить. Как считает Министерство, решение суда в части отказа в удовлетворении иска Министерства противоречит п.2.1 договора аренды лесного участка от 18.12.2007г. Общество в апелляционной жалобе просит исключить из мотивировочной части решения суда вывод о действительности пункта 2.1 договора аренды лесного участка от 18.12.2007г., устанавливающего повышающий коэффициент к арендной плате в размере 1,6.

Законность и обоснованность решения проверены апелляционным судом.

Как следует из материалов дела, 18.12.2007 между Государственным комитетом Республики Карелия (правопредшественник Министерства, арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью «Карелфинлес» (правопредшественник Общества, арендатор) заключен договор аренды лесного участка площадью 26677 кв.м, расположенного на территории Коткозерского участкового лесничества Олонецкого лесничества.

Размер и порядок внесения арендной платы согласованы сторонами в разделе 2 договора. Пунктом 2.1 договора размер арендной платы устанавливается с учётом вида использования лесов, размера участка, годового размера лесопользования на арендуемом лесном участке, действующих ставок платы за данный вид использования лесов и повышающего конкурсного коэффициента в размере 1,6. Повышающий конкурсный коэффициент установлен конкурсной комиссией.

Согласно пункту 2.4 размер арендной платы подлежит изменению в одностороннем порядке арендодателем в соответствии с изменением размера ставок платы за единицу объёма лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса РФ.

Из приложения к договору №4 на 2013 год, предложенного к подписанию 24.01.13 следует, что размер годовой арендной платы определен исходя из годового объёма лесопользования, определенного в соответствии с Проектом освоения лесного участка (включая объём изъятия лесных ресурсов для создания лесной инфраструктуры - 0,3 тыс. куб. м), минимальных ставок арендной платы и ставок, превышающих минимальные (перечисляемые в региональный бюджет и определяемые посредством применения к минимальным ставкам конкурсного коэффициента).

По состоянию на начало 2013 года (24.01.13) размер годовой арендной платы, подлежащей перечислению в федеральный бюджет (в части минимальных ставок), определен в приложении 4, равным 1 402 417 руб.; подлежащей перечислению в региональный бюджет (в части, превышающей минимальные ставки) - равным 841 450 руб. При этом, как видно из расчёта к Приложению 4 на 2013 год (т.1 л.д.18), на начало года арендная плата определялась, исходя из средних ставок, выведенных по результатам уточненного расчёта арендной платы за 2012 год.

Размер годовой арендной платы определен с учётом объёма расчётной лесосеки на 2013 год, установленной Проектом освоения лесов, включая 0,3 тыс. куб. м на создание лесной инфраструктуры, всего 19,4 тыс.куб.м.

Суд первой инстанции, оценив условия договора аренды с учетом части 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации отклонил доводы Общества о ничтожности условия договора о применении повышающего коэффициента 1,6. При этом суд отказал Министерству во взыскании арендной платы, рассчитанной за недоосвоенный объём древесины по средним ставкам. В удовлетворении встречного иска также отказано, поскольку минимальный размер арендной платы был определен по правилам части 2 статьи 74 ЛК РФ и Постановления 310.

В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иным правовым актам (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Согласно положениям частей 1, 2 статьи 94 ЛК РФ использование лесов в Российской Федерации является платным, за использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. Размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 ЛК РФ настоящего Кодекса (часть 3 статьи 94 ЛК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи. Ставки платы установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 №310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности». Ставки дифференцированы по крупности древесины, исходя из ее деления на четыре категории.

Частью 4 статьи 73 ЛК РФ предусмотрено, что для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются, соответственно, Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.

В Постановлениях Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» (далее - Постановление №73) и от 25.01.2013 №13 «О внесении дополнений в Постановление №73 выражена правовая позиция, в соответствии с которой «при рассмотрении споров, связанных со взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее.

В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.

Если федеральный закон, предусматривающий необходимость такого регулирования (пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации; далее - ЗК РФ, статья 73 ЛК РФ), вступил в силу после заключения договора аренды, то согласно пункту 2 статьи 422 ГК РФ условия этого договора об арендной плате сохраняют силу, поскольку в законе не установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений".

Наряду с этим в пункте 18 Постановления №73 даны следующие разъяснения «судам следует учитывать, что по смыслу пункта 4 статьи 447 ГК РФ размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер арендной платы определяется по результатам проведения торгов.

Исходя из этого, в тех случаях, когда по результатам торгов определяется ставка арендных платежей, уплачиваемых периодически (торги на повышение ставки арендной платы), регулируемая арендная плата не применяется.

Согласно пункту 2 статьи 614 ГК РФ размер арендной платы в договоре аренды может быть установлен, в частности, в виде платежей, вносимых периодически или единовременно, а также может предусматриваться сочетание различных способов определения арендной платы. В связи с этим допускается установление арендной платы таким образом, когда государственное регулирование относится лишь к одному или нескольким элементам предусмотренного в договоре порядка определения размера арендной платы, при этом другие элементы платы определяются по результатам торгов, если это не противоречит порядку проведения торгов, установленному в соответствии с федеральным законом. Так, не является регулируемой та часть арендной платы, которая в соответствии с условиями торгов на право заключения договора аренды подлежит внесению дополнительно к периодическим платежам и размер которой определяется по результатам этих торгов (например, пункт 7 статьи 38.2 ЗК РФ). При этом размер другой части арендной платы, которая согласно договору аренды, заключенному по результатам таких торгов, подлежит внесению периодически, может определяться по правилам о регулируемой арендной плате.

В тех случаях, когда в соответствии с законом торги на право заключения договора аренды не проводились, условия договоров аренды государственного или муниципального имущества, предусматривающие взимание с арендатора дополнительно к регулируемой арендной плате платы за право на заключение договора аренды, являются ничтожными (статьи 168, 614 ГК РФ).

Как следует из материалов дела, договор от 18.12.2007 заключен в порядке приведения ранее заключенного договора от 04.08.2005 в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации.

Следовательно, размер арендной платы, превышающий минимальный размер арендной платы, установленный Постановлением №310, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации; названный договор в указанной части не соответствует положениям статьи 424 ГК РФ и статьи 73 ЛК РФ и, как следствие, ничтожен в части размера арендной платы, превышающего минимальный размер арендной платы, установленный Постановлением N 310.

Согласно пункту 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 регулируемая арендная плата может применяться к договору, заключенному до вступления в силу этого федерального закона, только в том случае, если стороны такого договора связали изменение размера арендной платы с изменением нормативных актов, подлежащих применению к их отношениям.

Пунктом 3.1. договора №3 от 04.08.2005г. стороны установили необходимость использования лесного участка в соответствии с действующими нормативными актами РФ и Республики Карелия в области лесных отношений, пунктом 10.1.6.,10.1.7. стороны предусмотрели возможность изменения договора, в случае изменения лесного законодательства.

Пунктом 10.1.6. договора от 04.08.2005г. было прямо предусмотрено, что изменение условий договора возможно в случае изменения порядка расчета, установления, взимания или размера арендной платы.

После введения в действие Лесного кодекса и принятия Постановления Правительства №310, в связи с изменением методики расчета арендных платежей методика расчета арендной платы была изменена. Арендные платежи должны начисляться арендодателем, исходя регулируемых цен.

Следовательно, стороны были обязаны изменить порядок определения арендных платежей. Включение Министерством в новый договор условий о повышающем коэффициенте не соответствовало статье 73 ЛК РФ.

С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции о действительности пункта 2.1 договора аренды от 18.12.2007 является необоснованным, а требование апелляционной жалобы Общества об исключении указанного вывода из решения суда – подлежащим удовлетворению.

Доводы Министерства о том, что арендная плата должна исчисляться за объем заготовки - 19 400 куб.м. в год с учетом объемов по созданию лесной инфраструктуры (300 куб.м.), обоснованно не приняты судом первой инстанции.

В силу статьи 13 Лесного кодекса РФ в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и других). Однако, создание лесной инфраструктуры не является самостоятельным

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2015 по делу n А21-7918/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также