Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2015 по делу n А21-9187/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

28 июля 2015 года

Дело №А21-9187/2014

Резолютивная часть постановления объявлена     21 июля 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме  28 июля 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Борисова Г.В.

судей  Лопато И.Б., Сомова Е.А.

при ведении протокола судебного заседания:   Шамовой  Г.А.

при участии:

от  заявителя:  не  явились-извещены (уведомление №78455);

от  заинтересованного  лица: Крепина  А.В.   по доверенности  от  16.01.2015 

от  третьего  лица:  не  явились извещены (уведомление №78453, 78454, 78457);

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-12792/2015)  Управления  Федеральной  антимонопольной  службы  по  Калининградской  области на  решение  Арбитражного  суда  Калининградской  области  от  10.04.2015  по делу № А21-9187/2014  (судья  Зинченко  С.А.), принятое

по  заявлению   ОАО  «Калининградская  пригородная  пассажирская  компания»   

 к Управлению  Федеральной  антимонопольной  службы  по  Калининградской  области 

третье  лицо – председатель  Калининградской  областной  думы  Оргеева  М.Э.,  гр.Киселев  В.М.,  Служба  по  государственному  регулированию  цен  и  тарифов  Калининградской  области

о  признании  недействительными  решения  и  предписания  антимонопольного  органа   

установил:

   ОАО  «Калининградская  пригородная  пассажирская  компания» (236039,  г.Калининград, ул. Железнодорожная, д.13-23, ОГРН 1103926011969, далее – общество)  обратилось  в  Арбитражный  суд  Калининградской  области  с  заявлением  о  признании  недействительными  решения  от  23.10.2014  № АМЗ-89/2014  и  предписания  от  23.10.2014  № 237-АМЗ   Управления  Федеральной  антимонопольной  службы  по  Калининградской  области (236006, г.Калининград, ул.Барнаульская, д.4,ОГРН 1023901001552, далее – антимонопольный  орган).

К  участию  в  деле  в  качестве  третьего  лица,  не  заявляющего  самостоятельных  требований  относительно  предмета  спора,  привлечены   председатель  Калининградской  областной  думы  Оргеева  М.Э.,  гр.Киселев  В.М.,  Служба  по  государственному  регулированию  цен  и  тарифов  Калининградской  области.

Решением  суда  первой  инстанции  заявленные  ОАО  «Калининградская  пригородная  пассажирская  компания»  требования  удовлетворены.  Признаны  недействительными  решение  №  АМЗ-89/2014  и  предписание  № 237-АМЗ  от  23.10.2014   Управления  Федеральной  антимонопольной  службы  по  Калининградской  области.  С  Управления  Федеральной  антимонопольной  службы  по  Калининградской  области  в  пользу  ОАО  «Калининградская  пригородная  пассажирская  компания»  взысканы  расходы  по  уплате  государственной  пошлины  в  размере  2 000 рублей.

Не  согласившись  с  решением  суда,  Управление  Федеральной  антимонопольной  службы  по  Калининградской  области  направило  апелляционную  жалобу,  в  которой  просило  решение  суда  отменить,  как  принятое  с  нарушением  норм  материального  и  процессуального  права,  принять  новый  судебный  акт  об  отказе  в  удовлетворении  заявленного  требования. 

В  судебном  заседании  представитель  антимонопольного  органа  поддержал  доводы  апелляционной  жалобы  по  тем  основаниям,  что  неправомерное  взимание  с  пассажиров  платы  за  оформление  проездного  документа  разъездным  кассиром  в  поезде  сверх  установленной  платы,  утвержденной  приказом  Службы  по  государственному  регулированию  цен  и  тарифов  Калининградской  области  является  нарушением  ч.1  ст.10  Федерального  закона  от  26.07.2006  № 135-ФЗ  «О  защите  конкуренции».

В  судебное  заседание  представители  заявителя  и  третьих  лиц  не  явились,  о  месте  и  времени  рассмотрения  апелляционной  жалобы  извещены  надлежащим  образом.

Законность  и  обоснованность  принятого  решения  проверяются  в  порядке  и  по  основаниям,  установленными  статьями  258, 266-271  АПК  РФ.

Выслушав  представителя  антимонопольного  органа,  исследовав  материалы  дела,  обсудив  доводы  апелляционной  жалобы,  апелляционный  суд  не  находит  оснований  для  удовлетворения  апелляционной  жалобы.

Как  видно  из  материалов  дела,  в  Управление  Федеральной  антимонопольной  службы  по  Калининградской  области  31.03.2014  поступило  обращение  председателя  Калининградской  областной  думы  Оргеевой  М.Э.  и  гражданина  Киселева В.Ф.  о  неправомерном  взимании  ОАО  «Калининградская  пригородная  пассажирская  компания»  платы  за  оформление  проездного  документа (билета)  разъездным  кассиром  непосредственно  в  поезде  в  размере  24 рублей  сверх  платы,  утвержденной  приказом  Службы  по  государственному  регулированию  цен  и  тарифов  Калининградской  области  от  25.12.2013  № 119-02н/13. 

Антимонопольным  органом  в  отношении  общества  возбуждено  дело  о  нарушении  антимонопольного  законодательства  № АМЗ-89/2014.  По  результатам  рассмотрения  дела  23.10.2014  антимонопольным  органом  вынесено  решение  № АМЗ-89/2014,  которым:

- общество  признано  нарушившим  ч. 1  ст. 10  Закона  № 135  в  части  незаконного  взимания  платы  за  оформление  проездного  документа (билета)  проездным  кассиром  непосредственно  в  поезде  в  размере  24 рублей  сверх  платы,  утвержденной  приказом  службы  от  25.12.2013  № 119-02н/13;

- обществу  выдано  предписание  № 237-АМЗ  по  делу  № АМЗ-89/2014  о  прекращении  нарушения  антимонопольного  законодательства,  незамедлительном  прекращении  взимания  платы  за  оформление  проездного  документа (билета)  разъездным  кассиром  непосредственно  в  поезде  в  размере  24 рублей  сверх  платы.

Общество  не  согласилось  с  указанным  решением  и  предписанием  антимонопольного  органа  по  тем  основаниям,  что  в  соответствии  с  действующим  законодательством  осуществлялось  взимание  дополнительной (сверх  утвержденного  для  него  тарифа)  платы  за  оформление  проездного  документа (билета)  непосредственно  в  поезде  пригородного  сообщения  разъездными  кассирами  пассажирам,  проезжающим  без  проездных  документов  со  станций (остановочных  пунктов),  где  производится  оформление  проездных  документов,  то  есть  оказывалась  дополнительная  услуга  пассажирам,  которые  не  приобрели  проездной  билет  в  кассах  станций.  Указанные  обстоятельства  явились  основанием  для  обращения  в  арбитражный  суд  с  иском.

Суд  первой  инстанции,  удовлетворяя  заявленные  требования,  дал  полную  оценку  обстоятельствам  дела,  правильно  применив  нормы  материального  и  процессуального  права.

В  соответствии  с  частью 1  статьи 198  АПК  РФ  граждане,  организации  и  иные  лица  вправе  обратиться  в  арбитражный  суд  с  заявлением  о  признании  недействительными  ненормативных  правовых  актов,  незаконными  решений  и  действий (бездействия)  органов,  осуществляющих  публичные  полномочия,  должностных  лиц,  если  полагают,  что  оспариваемый  ненормативный  правовой  акт,  решение  и  действие (бездействие)  не  соответствуют  закону  или  иному  нормативному  правовому  акту  и  нарушают  их  права  и  законные  интересы  в  сфере  предпринимательской  и  иной  экономической  деятельности,  незаконно  возлагают  на  них  какие-либо  обязанности,  создают  иные  препятствия  для  осуществления  предпринимательской  и  иной  экономической  деятельности. 

Согласно  ч.4  ст.200  АПК  РФ  при  рассмотрении  дел  об  оспаривании  ненормативных  правовых  актов,  решений  и  действий (бездействия)  органов,  осуществляющих  публичные  полномочия,  должностных  лиц  арбитражный  суд  в  судебном  заседании  осуществляет  проверку  оспариваемого  акта  или  его  отдельных  положений,  оспариваемых  решений  и  действий (бездействия)  и  устанавливает  их  соответствие  закону  или  иному  нормативному  правовому  акту,  устанавливает  наличие  полномочий  у  органа  или  лица,  которые  приняли  оспариваемый  акт,  решение  или  совершили  оспариваемые  действия (бездействие),  а  также  устанавливает,  нарушают  ли  оспариваемый  акт,  решение  и  действия  (бездействие)  права  и  законные  интересы  заявителя  в  сфере  предпринимательской  и  иной  экономической  деятельности.

Частью 1  статьи 10  Федерального  закона  от  26.07.2006  № 135-ФЗ «О  защите  конкуренции»  запрещаются  действия (бездействие)  занимающего  доминирующее  положение  хозяйствующего  субъекта,  результатом  которых  являются  или  могут  явиться  недопущение,  ограничение,  устранение  конкуренции  и (или)  ущемление  интересов  других  лиц,  в  том  числе  навязывание  контрагенту  условий  договора,  невыгодных  для  него  или  не  относящихся  к  предмету  договора (экономически или технологически не обоснованные и (или)  прямо  не  предусмотренные  федеральными  законами,  нормативными  правовыми  актами  Президента  Российской  Федерации,  нормативными  правовыми  актами  Правительства  Российской  Федерации,  нормативными  правовыми  актами  уполномоченных  федеральных  органов  исполнительной  власти  или  судебными  актами  требования  о  передаче  финансовых  средств,  иного  имущества,  в  том  числе  имущественных  прав,  а  также  согласие  заключить  договор  при  условии  внесения  в  него  положений  относительно  товара,  в  котором  контрагент  не  заинтересован,  и  другие  требования.

Статей  784  ГК  РФ  предусмотрено,  что  перевозка  пассажиров  осуществляется  на  основании  договора  перевозки,  общие  условия  которого  определяются  транспортными  уставами  и  кодексами,  иными  законами  и  издаваемыми  в  соответствии  с  ними  правилами.  Условия  перевозки  пассажиров  отдельными  видами  транспорта,  а  также  ответственность  сторон  по  этим  перевозкам  определяются  соглашением  сторон,  если  настоящим  Кодексом,  транспортными  уставами  и  кодексами,  иными  законами  и  издаваемыми  в  соответствии  с  ними  правилами  не  установлено  иное.

По  договору  перевозки  пассажира  перевозчик  обязуется  перевезти  пассажира  в  пункт  назначения;  пассажир  обязуется  уплатить  установленную  плату  за  проезд.  Заключение  договора  перевозки  пассажира  удостоверяется  билетом (ст.786 ГК РФ).

В  силу  ст.790  ГК  РФ  за  перевозку  пассажиров  взимается  провозная  плата,  установленная  соглашением  сторон,  если  иное  не  предусмотрено  законом  или  иными  правовыми  актами.  Плата  за  перевозку  пассажиров  транспортом  общего  пользования  определяется  на  основании  тарифа,  утверждаемого  в  порядке,  установленном  транспортными  уставами  и  кодексами.

Отношения,  которые  возникают  на  товарных  рынках  Российской  Федерации  и  в  которых  участвуют  субъекты  естественных  монополий,  потребители,  федеральные  органы  исполнительной  власти,  органы  исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации и  органы  местного  самоуправления  регулируются  Федеральным  законом  Российской  Федерации  от  17.08.1995  № 147-ФЗ  «О  естественных  монополиях».

Согласно  ч. 1  ст. 4  Закона  о  естественных  монополиях  указанным  законом  регулируется  деятельность  субъектов  естественных  монополий,  в  том  числе,  в  сфере  железнодорожных  перевозок.  

Частью 5  статьи 5  Закона  № 135  предусмотрено,  что  доминирующим  признается  положение  хозяйствующего  субъекта – субъекта  естественной  монополии  на  товарном  рынке,  находящемся  в  состоянии  естественной  монополии.

В  силу  ст. 6  Закона  одним  из  методов  регулирования  деятельности  субъектов  естественных  монополий  является  ценовое  регулирование,  осуществляемое  посредством  определения (установления)  цен (тарифов)  или  их  предельного  уровня.  Перечень  товаров (работ, услуг) субъектов  естественных  монополий,  цены (тарифы)  на  которые  регулируются  государством,  и  порядок  государственного  регулирования  цен (тарифов)  на  эти  товары (работы, услуги),  включающий  основы  ценообразования  и  правила  государственного  регулирования,  утверждаются  Правительством  Российской  Федерации.

Из  материалов  дела  следует,  что  ОАО  «Калининградская  пригородная  пассажирская  компания»  было  создано  26.11.2010  в  рамках  структурной  реформы  железнодорожного  транспорта  Российской  Федерации  и  его  основным  видом  деятельности  является  деятельность  железнодорожного  транспорта.  При  этом  согласно  выписке  из  ЕГРЮЛ  основным  акционером  общества (99 % акций)  является  ОАО  «Российские  железные  дороги». 

В  соответствии  с  приказом  Министерства  транспорта  Российской  Федерации  от  24.12.2010  №  ГК-1409фс  обществу  предоставлена  лицензия  серии ППБ  № 3905701  на  осуществление  перевозок  пассажиров  и  багажа  железнодорожным  транспортом  сроком  на  пять  лет.

Приказом  Федеральной  службы  по  тарифам  от  06.04.2011  № 103-т  общество,  осуществляющее  деятельность  в  сфере  железнодорожных  перевозок  на  территории  Калининградской  области,  включено  в  реестр  субъектов  естественных  монополий  на  транспорте,  в  раздел  I «Железнодорожные  перевозки»,  регистрационный  номер - 39/12.

Следовательно,  общество  правомерно  отнесено  антимонопольным  органом  к  субъектам,  занимающим  доминирующее  положение  на  рынке  услуг  железнодорожных  перевозок,  и  на  него  распространяются  запреты  и  ограничения,  предусмотренные  ст. 10  Федерального  закона  «О  защите  конкуренции».

Постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  02.03.2005  № 111  утверждены  Правила  оказания  услуг  по  перевозкам  на  железнодорожном  транспорте  пассажиров,  а  также  грузов,  багажа  и  грузобагажа  для  личных,  семейных,  домашних  и  иных  нужд,  не  связанных  с  осуществлением  предпринимательской  деятельности.

По  общему  правилу  пассажир  приобретает  билет  на  проезд  до  посадки  в  транспорт  общего  пользования  по  цене,  определенной  на  основании  утвержденного  в  установленном  порядке  тарифа.

Постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  05.08.2009  № 643  утверждено  Положение  о  государственном  регулировании  тарифов,  сборов  и  платы  в  отношении  работ (услуг)  субъектов  естественных  монополий  в  сфере  железнодорожных  перевозок.

В  соответствии  с  перечнем  работ (услуг)  субъектов  естественных  монополий  в  сфере  железнодорожных  перевозок,  тарифы,  сборы  и  плата,  в  отношении  которых  регулируются  государством,  отнесены  в  том  числе:

- перевозка  пассажиров  железнодорожным  транспортом 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2015 по делу n А26-2134/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также