Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2006 по делу n А56-24750/2005. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50-52 ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 04 мая 2006 года Дело №А56-24750/2005 Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2006 года Постановление изготовлено в полном объеме 04 мая 2006 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего М.А. Шестаковой судей И.Б. Лопато, И.Г. Савицкой при ведении протокола судебного заседания: секретарем В.И. Агеевой рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1838/2006) ИФНС РФ по Лужскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.12.2005 г. по делу № А56-24750/2005 (судья Пасько О.В.), принятое по иску Инспекции ФНС России по Лужскому району Ленинградской области к МУП «Лужское жилищное хозяйство» о взыскании санкций при участии: от заявителя: не явились, извещены. от ответчика: не явились, извещены.
установил: В Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области обратилась ИФНС РФ по Лужскому району Ленинградской области с заявлением о взыскании с МУП «Лужское жилищное хозяйство» штрафных санкций по ст. 122 п.1 НК РФ от суммы неуплаченного налога на добавленную стоимость за август 2004 года в размере 20 654, 20 руб. Решением суда от 26.12.2005 г. в удовлетворении требований налоговому органу было отказано. Не согласившись с решением суда, налоговым органом подана апелляционная жалоба, в которой указано о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права. В судебное заседание представители участвующих в деле лиц не явились, извещены надлежаще. Изучив в судебном заседании материалы дела и доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему. Как видно из существа спора, решением ИФНС РФ по Лужскому району Ленинградской области от 20.12.04 г. № 4726 Муниципальное унитарное предприятие «Лужское жилищное хозяйство» привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения – неполную уплату суммы налога на добавленную стоимость за август 2004 года в размере 20 654, 20 руб. Основанием для привлечения предприятия к ответственности послужили выводы инспекции, сделанные на основании проведенной камеральной проверки налоговой декларации предприятия и представленных документов о том, что предприятием неправомерно заявлена была в проверяемом периоде льгота по НДС по ст. 149 НК РФ в части оказанных в 2003 году, но не оплаченных населением услуг. На основании вынесенного решения предприятию выставлено требование от 24.12.04 г. № 1650 об уплате налоговой санкции, которое добровольно не исполнено, что послужило основанием для обращения налогового органа в суд. Решение налогового органа о привлечении к ответственности было основано на том, что согласно материалов камеральной проверки, что по существу не оспаривалось и предприятием, им отражались в составе выручки по НДС за август 2004 года ( и др. периоды) суммы оплаченных услуг, оказание которых произведено было в 2003 году. Налоговым органом указано о необоснованном исчислении суммы льгот по услугам содержания жилья исходя из расчетного показателя среднего уровня оплаты услуг. Данный метод отражения выручки противоречит, по мнению налогового органа, учтенной политике предприятия и не соответствует ст. 149, 169 НК РФ, т.к. не составлены при совершении операций, не подлежащих налогообложению, счета-фактуры и их отражение в учете должно иметь место в том периоде, когда возникает обязательство ( оплата услуг). Кроме того, указано об отсутствии раздельного учета облагаемых и не облагаемых операций. Суд первой инстанции указал в решении, что средства квартиросъемщиков, полученные ответчиком в виде платы за жилье и поступившие не счет предприятия в оплату стоимости выполненных по содержанию жилого фонда работ, являются платой за реализацию услуг населению, т.е. физическим лицам. В соответствии со ст. 143 НК РФ, т.к. физические лица не являются плательщиками НДС, данные операции по реализации им услуг не подлежат обложению налогом и все иные доводы налогового органа, в связи с этим, несостоятельны. Суд апелляционной инстанции приходит к следующему. Согласно ст. 149 п. 10 НК РФ услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности относятся к операциям, не подлежащим обложению НДС. Предоставление гражданам (нанимателям) во владение и пользование жилых помещений осуществляет собственник или уполномоченное им на это лицо ( наймодатель), что следует из содержания положений ЖК РФ, гл.35 ГК РФ, Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики». Сбор платы за жилье и коммунальные услуги производится собственниками или уполномоченными им организациями и данная плата представляет собой как собственно квартирную плату за пользование помещениями, так и иные платежи, в том числе за коммунальные услуги ( Постановление Правительства РФ от 02.08.1999 г. № 887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения»). Таким образом, квартплата населения, поступающая на счета специально уполномоченных собственником предприятий, освобождается от обложения НДС, при условии выполнения организациями положений п.4 ст. 149 НК РФ – обязательного раздельного учета ведения не облагаемых и облагаемых налогом операций. Платежи за оказанные коммунальные услуги подлежат обложению НДС в общем порядке. Согласно устава предприятия – п.2, оно осуществляет техническую эксплуатацию, капитальный и текущий ремонт, обеспечение их инженерного функционирования жилого фонда и т.п., а также заключает с собственниками и нанимателями жилых помещений договоры на техническое обслуживание и содержание жилого фонда. Согласно договора от 04.09.02 г. № 147 за предприятием на праве хозяйственного ведения закреплены объекты муниципального жилого фонда. Содержание права хозяйственного ведения, как оно определено в ст. 294, 295, п.2 ст.299 ГК РФ предусматривает пользование, владение, распоряжение предприятия имуществом, закрепленным собственником за ним на праве хозяйственного ведения, в том числе, пользование и распоряжение доходами от использования имущества. Для целей налогообложения, исходя из содержания ст. 39 НК РФ, плата, поступающая от реализации услуг предоставления в пользование муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, является выручкой. Однако в соответствии со ст. 149 п.10 НК РФ, как уже указано, освобождается от обложения НДС. Таким образом, предприятие осуществляло, как уполномоченное собственником лицо, предоставление жилых помещений в пользование и имело право на льготу по обложению НДС в 2003-2004 году по оплате указанных услуг. Налоговым органом фактически не исследован в полной мере вопрос о ведении предприятием раздельного учета. Так, из материалов дела ( письмо от 20.12.04 г. предприятия – л.д. 11) усматривается, что представляя возражения налоговому органу, предприятие указывало, что фактически ведет раздельный учет платы, поступающей как за «свои» услуги по предоставлению жилых помещений, так и оплаты, поступающей за оказанные иными коммунальными предприятиями ( МУП «Лужский водоканал», МУП «Лужские тепловые сети») коммунальные услуги по типовым программам раздельно по каждому виду. В соответствии со ст.88 НК РФ налоговый орган мог запросить для выяснения данного обстоятельства необходимые документы и сведения и дать оценку методу ведения раздельного учета, чего не было сделано. Довод налогового органа о том, что предприятие в нарушение ст. 169 п.3 НК РФ не выставляла счета-фактуры на услуги, необоснован, поскольку в тех случаях, когда населению выдавались кассовые чеки, предприятие в соответствии со ст.168 п.7 НК РФ, было вправе не составлять их. Довод налогового органа о том, что метод определения выручки как средний расчет от стоимости оказанных в другом периоде услуг, не соответствует учетной политике предприятия и нормам НК РФ, так же не подтвержден в полной мере документами и доказательствами. Так из имеющихся в материалах дела копий книги продаж следует, что предприятие отражало фактически полученную выручку от реализации услуг населению. В книге продаж за август отражено фактическое поступление платы от населения в размере 677 000 руб. и эта сумма была применена налоговым органом, как видно из решения, для исчисления суммы доначисленного налога и санкции. Сумма 677000 руб., как следует из письменных пояснений, является частью фактически полученной выручки, отраженной в соответствии с приказом по учетной политике предприятия, от 31.12.03 г. № 126 по ранее оказанным услугам. Метод распределения фактически полученной выручки расчетным способом сам по себе не противоречит нормам налогового законодательства и применяемой учетной политике. Не отражение в книге продаж раздельно по облагаемому и не облагаемому обороту данной части выручки, при том условии, что фактически на предприятии велся такой учет, требовал от налогового органа выяснения вопроса раздельного ведения ранее учета ( в периодах оказания услуг) облагаемых и не облагаемых операций по полученным суммам. Такого выяснения вопросов учета не произведено, каких либо пояснений, сведений и документов у налогоплательщика не запрашивалось. Согласно ст.106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность. В данном случае налоговый орган, привлекая предприятие к налоговой ответственности, фактически не доказал наличие объективного состава правонарушения и вину, а также обоснованность размера санкции. На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 п.1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ: Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.12.2005 года по делу А56-24750/2005 оставить без изменения, апелляционную жалобу ИФНС РФ по Лужскому району Ленинградской области без удовлетворения. Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. Председательствующий М.А. Шестакова
Судьи И.Б. Лопато
И.Г. Савицкая
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2006 по делу n А56-947/2005. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|