Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2011 по делу n А56-28773/2011. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

23 сентября 2011 года

Дело №А56-28773/2011

Резолютивная часть постановления объявлена   21 сентября 2011 года

Постановление изготовлено в полном объеме  23 сентября 2011 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Л.В. Зотеевой

судей А.Б. Семеновой, Л.А.Шульги

при ведении протокола судебного заседания:  помощником судьи Денисюк М.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13600/2011) ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.07.2011 по делу № А56-28773/2011 (судья Никитушева М.Г.), принятое

по иску (заявлению)  ООО «ЛУКОЙЛ - Северо-Западнефтепродукт»

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области

об оспаривании постановления от 12.05.2011 №АМЗ-86адм/2011

при участии: 

от истца (заявителя): предст. Данченко В.А. – доверенность № 47 от 01.02.2011

от ответчика (должника): предст. Курятникова К.Ю.- доверенность № 4600/06 от 15.08.2011; предст. Хамдамов Д.Н. – доверенность № 5021/01 от 15.09.2011

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ - Северо-Западнефтепродукт» (ОГРН 1027809206457, место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, Синопская набережная, д. 74, лит. А) (далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (место нахождения: 236006, г. Калининград, Московский пр., д. 95) (далее – УФАС, Управление) от 12.05.2011 № АМЗ-86адм/2011 о привлечении к административной ответственности на основании части 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением суда от 11.07.2011 в удовлетворении заявленного требования  отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности административным органом наличия в действиях Общества состава вмененного ему правонарушения.

В апелляционной жалобе ООО «ЛУКОЙЛ - Северо-Западнефтепродукт» просит отменить решение суда первой инстанции по данному делу, полагая, что судом неполно выяснены обстоятельства имеющие значение для дела. Как указывает податель жалобы, в его действиях отсутствует событие административного правонарушения, установленного частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, так как Обществом в антимонопольный орган была представлена полная информация об объемах реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива сетью 31 автозаправочной станции по всей Калининградской области, в том числе, по г. Калининграду.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы.

Представители Управления доводы жалобы отклонили по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу ООО «ЛУКОЙЛ - Северо-Западнефтепродукт» – без удовлетворения.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, Управление письмом от 12.10.2010 № 4678/04 запросило у Общества информацию об объемах реализации нефтепродуктов по городу Калининграду за 2009 год. Запрошенную информацию необходимо было представить в виде указанной в запросе таблицы в срок до 01.11.2010 (том 1, лист дела 46).

28.10.2010 Общество письмом за № КЛ-904 (том 1, л.д. 47) представило в Управление информацию об объемах реализации нефтепродуктов по городу Калининграду и Калининградской области за 2009 год с указанием объемов нефтепродуктов в тоннах. По устному запросу УФАС Общество повторно представило запрошенную информацию, указав объем нефтепродуктов в литрах (том 1, л.д. 47).

На основании представленной информации Управлением был составлен аналитический отчет от 26.11.2010 и издан приказ от 15.12.2010 № 351, согласно которому Общество было включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.

Общество, посчитав, что Управлением неправильно определена доля «ЛУКОЙЛ - Северо-Западнефтепродукт» на рынке реализации нефтепродуктов в городе Калининграде, оспорило в Арбитражном суде Калининградской области вышеуказанный приказ Управления.

Решением от 11.05.2011 по делу № А21-2395/2011 Арбитражным судом Калининградской области приказ Управления от 15.12.2010 № 351 был признан недействительным.

Посчитав, что составление неправильного аналитического отчета и вынесенного на его основании приказа о включении Общества в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, произошло по вине самого Общества, не представившего в Управление запрошенную письмом от 12.10.2010 № 4678/04 информацию, Калининградское УФАС возбудило в отношении Общества дело об административном правонарушении по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ.

28.04.2011 с участием представителя Общества Унгурян Т.В., действующей на основании доверенности от 05.04.2011 № 150, был составлен протокол об административном правонарушении № АПЗ-86адм/2011.

12.05.2011 Управлением было вынесено постановление № АМЗ-86адм/2011, которым Общество было привлечено к административной ответственности в соответствии с вышеуказанной квалификацией. Наказание назначено в виде штрафа в размере 400000 руб.

Процедура привлечения к административной ответственности Управлением соблюдена.

Не согласившись с законностью вынесенного постановления, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Общество, представив информацию по всей Калининградской области, то есть в границах иного товарного рынка, без разбивки объемов на г. Калининград и Калининградскую область, не исполнило обязанность, установленную статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», чем совершило правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ.

Апелляционный суд считает такую позицию суда ошибочной, а решение подлежащим отмене в связи со следующим.

Согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган по его мотивированному требованию документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями для рассмотрения заявлений и материалов о нарушении антимонопольного законодательства, дел о нарушении антимонопольного законодательства, осуществления контроля за экономической концентрацией или определения состояния конкуренции.  

В соответствии с частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 19.8 КоАП РФ, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Деяние, предусмотренное частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, характеризуется умыслом, то есть намеренным непредставлением, искажением либо недостоверностью предоставляемой информации.

По мнению апелляционного суда, наличие таких нарушений в действиях ООО «ЛУКОЙЛ - Северо-Западнефтепродукт» антимонопольным органом не доказано.

Действительно, как было правильно установлено судом и подтверждается материалами дела, Управление письмом от 12.10.2010 запросило у Общества информацию о реализации бензинов и дизельного топлива за 2009 год по                      г. Калининграду, в то время, как Общество в ответе от 28.10.2010 представило  запрошенную информацию как по г. Калининграду, так и по всей Калининградской области без разбивки по регионам.

Вместе с тем, вышеуказанное обстоятельство не свидетельствует о том, что Общество уклонялось от представления информации и сведений об объемах реализованной продукции, либо намеренно предоставило недостоверные сведения в антимонопольный орган. Напротив, ООО «ЛУКОЙЛ - Северо-Западнефтепродукт» предоставило в Управление сведения в большем объеме, чем требовалось. В дальнейшем, заявитель по устному запросу Управления уточнил сведения, указав объемы реализации бензинов и дизельного топлива в литрах, что не опровергнуто представителями Управления и нашло отражение в оспариваемом постановлении (стр. 4 постановления, абз. 3). Так как Общество отвечало на  запросы УФАС (как письменные, так и устные), то есть принимало разумные и адекватные меры к исполнению требований антимонопольного законодательства, открыто взаимодействовало с антимонопольным органом в целях полного, своевременного и эффективного исполнения публичных обязанностей, Управление, получив сведения  по всей Калининградской области, без разбивки на город и область, имело возможность повторно обратиться к Обществу (как письменно, так и устно) с просьбой откорректировать представленную информацию, выделив объемы реализации нефтепродуктов только по городу Калининграду.

Суд апелляционной инстанции также обращает внимание на то обстоятельство, что составив на основании представленной Обществом информации аналитический отчет от 26.11.2010, Управление в приложении № 1А к названному отчету (том 1, л.д. 39) указало, что  заявленный Обществом объем нефтепродуктов реализован на 14 принадлежащих заявителю АЗС, в то время, как в ответе, предоставленном Обществом в УФАС 28.10.2010, отражено, что заявленный объем реализован 31 АЗС, что свидетельствует о том, что Управление знало о количестве принадлежащих Обществу АЗС, расположенных в г. Калининграде, однако не обратило внимание на несоответствие имеющихся в Управлении сведений о количестве АЗС в городе сведениям, представленным Обществом.

Вышеизложенное свидетельствует о недоказанности административным органом как объективной, так и субъективной (применительно к статье 2.1 КоАП РФ) стороны вмененного Обществу противоправного деяния, а составление некорректного аналитического отчета от 26.11.2011 на основании представленной Обществом в письме от 28.10.2010 информации свидетельствует не о противоправном поведении Общества, а о неполноте собранных Управлением доказательств и их исследовании, на основании которых определена доля Общества и других участников рынка розничной реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива в городе Калининграде.

Более того, оспаривая приказ Управления от 15.12.2010 № 351 в судебном порядке, согласно которому Общество было включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35%, заявитель 11.04.2011, то есть еще до составления протокола по делу об АП, представил в Управление сведения об объемах реализации нефтепродуктов по городу Калининграду за 2009 год. Данное обстоятельство УФАС не опровергнуто.

При таких обстоятельствах, правовых и фактических оснований для привлечения Общества к административной ответственности по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ не имелось, в связи с чем оспариваемое постановление УФАС подлежит признанию незаконным и отмене.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11 июля 2011 года по делу № А56-28773/2011 отменить.

Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 12.05.2011 №АМЗ-86адм/2011 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ– Северо-Западнефтепродукт» (ОГРН 1027809206457, место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, Синопская набережная, д. 74, лит. А) к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий

Л.В. Зотеева

Судьи

А.Б. Семенова

 Л.А. Шульга

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2011 по делу n А56-12414/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также