Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2006 по делу n А42-8935/2005. Изменить решение (ст.269 АПК)

 

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50-52

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

06 июля 2006 года

Дело №А42-8935/2005

Резолютивная часть постановления объявлена  05 июля 2006 года

Постановление изготовлено в полном объеме  06 июля 2006 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Старовойтовой О.Р.

судей  Борисовой Г.В., Фокиной Е.А.

при ведении протокола судебного заседания:  Марченковой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4458/2006)  Инспекции ФНС по г.Мурманску на решение  Арбитражного суда Мурманской области от 09 марта 2006г по делу № А42-8935/2005 (судья Бубен В.Г.),

по заявлению  ОАО "Североморский Альянс"

к  Инспекции ФНС России по г. Мурманску

о признании недействительным решения

при участии: 

от заявителя: не явился (уведомление №09124)

от ответчика: не явился (уведомление №091125)

установил:

Открытое акционерное общество «Североморский Альянс» (далее – Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд Мурманской области  с заявлением, с учетом уточнения требований, о признании недействительным решения Инспекции ФНС по г.Мурманску (далее – Инспекция, налоговый орган) от 19.08.2005г №3156,3219 и №3274 о привлечении к ответственности за допущенные налоговые правонарушения и  от 30.08.2005г №3274 о приостановлении операций по счетам Общества.

Решением арбитражного суда от 09.03.2006г признаны недействительными решения Инспекции от 19.08.2005г №3156,3219 и №3274 от 30.08.2005г.

На решение суда подана апелляционная жалоба, в которой Инспекция просит отменить решение и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

По мнению налогового органа, требование Инспекции о представлении Обществом документов является правомерным, соответствующим ст.ст.23, 31,88,93 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). Ввиду непредставления Обществом истребованных документов, подтверждающих правильность исчисления налога,  Общество правомерно привлечено к налоговой ответственности по ст.126 НК РФ, Обществу доначислен налог, пени, штраф по п.1 ст.122 НК РФ.

Представление указанных документов в судебное заседание не влияет на законность и обоснованность решения налогового органа.

В соответствии со ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, Общество 20.05.05 представило в Инспекцию налоговую декларацию по НДС за апрель 2005г, заявив к вычету 426076 руб. НДС, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг), и сумму налога, исчисленную к уменьшению – 29366 руб.

Одновременно с налоговой декларацией  Общество представило в налоговый орган следующие документы: книгу покупок; книгу продаж; оборотную ведомость по реализации для распределения НДС; анализ счёта 19; налоговый регистр распределения НДС за апрель 2005г; анализ счёта 68.2; анализ счёта 68.21; бухгалтерскую справку по распределению НДС; налоговый регистр распределения оплаченного НДС за апрель 2005г; оборотно-сальдовая ведомость по счёту 90.1.1; оборотно-сальдовая ведомость по счёту 90.3.

Инспекция в ходе проверки направила в адрес Общества требование о предоставлении документов от 10.08.05, в котором запрашивала у налогоплательщика следующие документы: копии договоров купли-продажи материальных ресурсов, товаров, оказания услуг и выполнения работ между Обществом и организациями-поставщиками материальных ресурсов, товаров (работ, услуг); копии счетов-фактур по приобретенным товарам (работам, услугам), зарегистрированным в книге покупок за апрель 2005г согласно приложения №1; копии платежных поручений на оплату ТМЦ, услуг, зарегистрированных в книге покупок за апрель 2005г согласно приложения №2; копии  выписок банка, подтверждающих списание с расчетного счета Общества денежных средств в оплату поставщиком за поставленные товары (работы, услуги) по счетам-фактурам, зарегистрированным в книге покупок за апрель 2005г согласно приложения №3.  

Письмом от 16.08.05 №50-263-5-13/2-96597 Инспекция сообщила Обществу об открытии в отношении него производства по делу о налоговом правонарушении по ст.126, п.1 ст.122 НК РФ с предложением представить пояснения и возражения в части привлечения Общества  к налоговой ответственности за неуплату недостающих сумм налога (л.д.79-81, т.1).

Общество письмом от 16.08.2005г исх.№Б-083 отказалось от представления запрашиваемых Инспекцией документов со ссылкой на отсутствие у налогового органа права на истребование соответствующих документов, полагая, что представленные одновременно с налоговой декларацией документы являются достаточными для подтверждения обоснованности использования права Общества на налоговые вычеты (л.д.77-78 т.1).

По результатам камеральной налоговой проверки представленной Обществом налоговой декларации за апрель 2005г ввиду непредставления Обществом истребованных документов Инспекция вынесла решение №3219,3156 от 19.08.2005г о доначислении налога на добавленную стоимость в сумме 396707 руб., пени в сумме 15778 руб. 90 коп., привлечении Общества к налоговой ответственности по п.1 ст.122 НК РФ за неуплату налога в виде штрафа в сумме 79341 ру. 40 коп. и по п.1 ст.126 НК РФ за непредставление 153 документов в виде штрафа в общей сумме 7650 руб.

Инспекцией было выставлено требование об уплате налога, пеней по состоянию на 24.08.05г №69383 со сроком исполнения до 27.08.05.

По основанию неисполнения указанного требования Инспекцией вынесено решение №3274 от 30.08.05 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке.

Не согласившись с решениями Инспекции от 19.08.2005г №3156,3219 и №3274   от 30.08.2005г, Общество оспорило их в арбитражном суде.

В соответствии с п.5 ст23 НК РФ налогоплательщик обязан представлять  налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налога.

В соответствии с пп.1 п.1 ст.31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) налогов.

Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы.(п.1 ст.93 НК РФ).

Согласно ст.88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится на основании налоговых деклараций и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Пунктом 1 ст.173 НК РФ предусмотрено, что сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст.171 НК РФ, общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со ст.166 НК РФ.

Налоговые вычеты по НДС и порядок их применения установлены ст.ст.171,172 НК РФ, в соответствии с которыми  к документам, подтверждающим налоговые вычеты, относятся счета-фактуры, выставленные поставщиками товаров (работ, услуг), документы, подтверждающие уплату сумм налога и принятие на учет указанных товаров (работ, услуг).

Таким образом, истребованные налоговым органом счета-фактуры, платежные поручения и выписки по счету относятся к документам, непосредственно предусмотренным налоговым кодексом в качестве документов, подтверждающих правильность исчисления налога на добавленную стоимость. При этом перечень истребованных  налоговым органом документов обоснованно определен налоговым органом на основании представленной Обществом книги покупок за апрель 2005г.

Кроме того, Налоговый кодекс РФ не ограничивает право налогового органа на истребование документов при проведении камеральной проверки только случаями обнаружения ошибок и противоречий в уже представленных налогоплательщиком документах.

Законодательство о налогах и сборах предоставляет налоговому органу право истребовать дополнительные сведения, получать объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременности уплаты налогов (абз.4 ст.88 НК РФ). К таким документам относятся истребованные Инспекцией документы, касающиеся взаимоотношений Общества с его поставщиками, - договоры, на основании которых выставлялись счета-фактуры поставщиками.

В соответствии с п.2 ст.93 НК РФ отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставлении их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст.126 НК РФ.

С учетом вышеизложенного налоговый орган правомерно привлек Общество к налоговой ответственности, предусмотренной ст.126 НК РФ за непредставление налогоплательщиком в установленный срок документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Процедура привлечения Общества к налоговой ответственности по п.1 ст.126 НК РФ Инспекцией соблюдена, так как о рассмотрении материалов по делу о налоговом правонарушении Общество было уведомлено письмом от 16.08.05, основания для отказа от представления запрашиваемых документов,   изложенные налогоплательщиком в письме от 16.08.05, были рассмотрены и мотивированно отклонены Инспекцией в решении от 19.08.05 №3219,3156 о привлечении к налоговой ответственности.

В части наложения штрафа по п.1 ст.126 НК РФ решение Инспекции является правомерным.

В остальной части решение Инспекции от 19.08.2005г №3156,3219 и соответственно решение  №3274   от 30.08.2005г  обоснованно признаны судом первой инстанции недействительными.

При рассмотрении дела в суде первой инстанции заявителем подтверждена правильность исчисления налога за апрель 2005г и соответственно отсутствие обязанности по уплате доначисленного Инспекцией налога.

Доначисление налоговым органом налога в отсутствие непредставленных Обществом документов, подтверждающих правильность исчисления налога, которые налоговым органом не проверялись, противоречит законодательству о налогах и сборах.

Из письма Общества об отказе представить истребуемые документы следует, что запрашиваемые документы у налогоплательщика имелись. Согласно абз.2 п.2 ст.93 НК РФ в случае отказа налогоплательщика представить документы должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном ст.94 НК РФ.

С учетом вышеизложенного решение суда подлежит изменению.

Руководствуясь статьями п.2 ст.269, пп.4 п.1 ст.270, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 09 марта 2006г по делу №А42-8935/2005 изменить.

Отказать в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения ИФНС России по Мурманской области от 19 августа 2005г №3156, 3219 в части привлечения к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной п.1 ст.126 НК РФ.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

О.Р. Старовойтова

Судьи

Г.В. Борисова

Е.А. Фокина

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2006 по делу n А56-27101/2005. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также