Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2008 по делу n А56-23145/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

 

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50-52

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

26 февраля 2008 года

Дело №А56-23145/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме 26 февраля 2008 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Е.А.Фокиной

судей Г.В.Борисовой, Л.В.Зотеевой

при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Н.Ю.Шандаровой

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1132/2008) ООО «ПродИмпорт» на решение  Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.12.2007 года по делу № А56-23145/2007 (судья М.В.Трохова),

по заявлению ООО "ПродИмпорт"

к Управлению уполномоченного Минэкономразвития России по Северо-Западному району

3-е лицо:  Министерство экономического развития и торговли РФ

о признании незаконными действия и бездействия

при участии: 

от заявителя: Жилинскй Е.С., доверенность б/н от 20.07.2007 года; Чупрыгин С.В., доверенность б/н от 18.09.2007 года; Ткач Д.А., доверенность б/н от 04.10.2007 года

от ответчика: Жук А.В., доверенность б/н от 15.01.2008 года

от 3-го лица: не явился (извещен)

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «ПродИмпорт» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия и действия  Управления уполномоченного Минэкономразвития России по Северо-Западному району (далее – Управление), выразившегося в отказе в переоформлении лицензий на импорт свинины общим весом 5 525 772 кг и обязании Управления переоформить лицензии на импорт свинины общим весом 5 525 772 кг на категорию «Другие страны», в  том числе: лицензию № ЛР 2480701001013 от 16.04.2007 на 2 674 057 кг, лицензию № ЛР 2480701001665 от 18.05.2007 на 1 817 434 кг, лицензию № ЛР 2480701001663 от 18.05.2007 на 1 034 281 кг.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, к участию в деле привлечено Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.

Решением суда от 18.12.2007 года в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе Общество просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении требований заявителя. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции неправильно применил положения пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 № 733 «О дополнительных мерах по регулированию импорта говядины, свинины и мяса домашней птицы». Общество считает, что результат проведения консультаций с государством-поставщиком, в отношении которого введен запрет на ввоз мясопродукции, не может влиять на право импортера на переоформление лицензий на ввоз этого же товара из любого другого государства – поставщика в том же количестве вне зависимости от объема квоты, установленного для этого государства, в случае введения таких запретов или ограничений.

Также заявитель полагает, что суд в нарушение части 6 статьи 13 АПК РФ, не применил аналогию закона, регулирующего сходные правоотношения, а именно, положения пункта 3 статьи 9 Федерального закона № 165-ФЗ от 08.12.2003 «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», поскольку  постановление Правительства № 733 не регулирует поведение сторон в случае непроведения консультаций.

В судебном заседании представители Общества поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Представитель Управления против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве на апелляционную жалобу.

Министерство экономического развития и торговли РФ (далее – Министерство, МЭРТ РФ), извещенное надлежащим образом о месте и времени  рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя  Министерства.

Законность и обоснованность решения суда проверена в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании распределения квот на импорт свинины из стран Европейского союза и США на 2007 год Обществу были оформлены лицензии: № ЛР 2480701001013 от 16.04.2007 на 2 674 057 кг, № ЛР 2480701001665 от 18.05.2007 на 1 817 434 кг, № ЛР 2480701001663 от 18.05.2007 на 1 034 281 кг (все – квота ЕС).

В связи с введением Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору частичных запретов на ввоз свинины из некоторых государств - членов Европейского союза Общество обратилось к Уполномоченному Минэкономразвития России по Северо-Западному району с заявлением от 09.07.2007 № 03/09/07/07 о переоформлении лицензий на импорт свинины на категорию «Другие страны» (лист дела 37).

Управление письмом от 19.07.2007 сообщило об отсутствии у него полномочий разрешать переоформление лицензий на импорт квотируемой мясопродукции с одной страновой категории на другую, ссылаясь на постановление Правительства РФ от 05.12.2005 № 733. Управление разъяснило, что данный вопрос находится в компетенции Департамента государственного регулирования внешнеторговой деятельности (ДГРВ) Минэкономразвития РФ (л.д.39).

Посчитав действия и бездействие Управления незаконным, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Исследовав  материалы дела, заслушав доводы представителей заявителя и Уполномоченного, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда, исходя из следующего.

Согласно пункту 4 Постановления Правительства РФ от 05.12.2005 № 732 «Об импорте говядины, свинины и мяса домашней птицы» выдачу лицензий на ввоз мясопродуктов, в том числе свинины свежей, охлажденной или мороженой осуществляет Минэкономразвития РФ.     

В соответствии с пунктами 3, 8 Положения о лицензировании в сфере внешней торговли товарами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 09.06.2005 № 364 переоформление лицензий осуществляется Минэкономразвития РФ через свои территориальные органы.

Управления уполномоченных Минэкономразвития РФ в регионах и субъектах Российской Федерации являются полномочными представителями Минэкономразвития РФ на территории Российской Федерации и осуществляют свою деятельность под руководством Министерства во взаимодействии с подразделениями его центрального аппарата в силу пунктов 1, 6 Положения об управлениях уполномоченных Минэкономразвития РФ в регионах и субъектах Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства от 22.11.2001 № 466.

Согласно подпункту 18 пункта 13 указанного Положения Управления оформляют и выдают лицензии на осуществление операций по экспорту и/или импорту в случаях, предусмотренных законодательством РФ и в порядке, установленном нормативными актами Министерства.

Таким образом, непосредственное оформление и переоформление лицензий Управление осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, однако под непосредственным руководством и с учетом положений, закрепленных в нормативных актах Минэкономразвития РФ.

В силу пункта 1 Постановления Правительства РФ от 05.12.2005 № 733 «О дополнительных мерах по регулированию импорта говядины, свинины и мяса домашней птицы в 2006-2009 годах» в случае введения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору полного или частичного запрета на ввоз свинины свежей, охлажденной или мороженой) из какого-либо государства-поставщика (союза государств) по причине неблагоприятной эпизоотической обстановки, а также в случае продолжения действия более 3 месяцев в году ранее введенных государством-поставщиком (союзом государств) ограничений на экспорт и (или) отсутствия необходимого количества товара на рынках государства-поставщика (союза государств) участник внешнеэкономической деятельности, имеющий лицензию на ввоз указанного товара из этого государства-поставщика (союза государств), имеет право после проведения консультаций с этим государством-поставщиком (союзом государств) переоформить ее на лицензию на ввоз этого же товара из любого другого государства-поставщика (союза государств) в том же количестве вне зависимости от общего объема квоты, установленной для этого государства-поставщика (союза государств).

Исходя из смысла положений, закрепленных в пункте 3 этого же постановления, полномочия по проведению консультаций с государствами-поставщиками с целью определения возможности поставки квотируемых объемов мясопродукции или переоформления квот на другие государства – поставщики предоставлены исключительно Минэкономразвития РФ и Россельхознадзору РФ. Управления уполномоченных в регионах такими полномочиями не наделены.

Доводы Общества о неправомерном применении судом при разрешении спора ненормативных правовых актов Минэкономразвития РФ по причине того, что они являются нижестоящими актами по отношению к постановлению Правительства РФ от 05.12.2005 № 733, которым не предусмотрено такое основание для переоформления лицензий как получение информации от Департамента государственного регулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела, отклоняются апелляционным судом.

Минэкономразвития РФ, как орган, осуществляющий переоформление лицензий через свои территориальные органы (на основании пунктов 3, 8 Положения о лицензировании …), своим внутренним распоряжением от 09.02.2006 № 3Р-ВС установил порядок переоформления лицензий Управлениями, то есть указанное распоряжение принято в целях организации выполнения постановления Правительства РФ от 05.12.2005 № 733.

Пунктом 2 распоряжения Минэкономразвития РФ от 09.02.2006 № 3Р-ВС установлено, что Уполномоченные Минэкономразвития РФ в регионах должны осуществлять переоформление лицензий участникам внешнеэкономической деятельности после получения информации Департамента государственного регулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела о порядке переоформления в случае введения полного или частичного запрета на ввоз говядины, свинины и мяса домашней птицы из какого-либо государства-поставщика (союза государств) по причине неблагоприятной эпизоотической обстановки, также не противоречит положениям постановления Правительства № 733.

Анализ вышеприведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что обязанность Управления по переоформлению лицензий на ввоз мясопродуктов, также как и право Общества на такое переоформление, возникают исключительно после проведения Минэкономразвития РФ консультаций с государствами-поставщиками (союзами государств) по определению возможности поставок квотируемых объемов мясопродуктов или переоформления квот на другие государства-поставщики (союзы государств). Без проведения таких  консультаций и получения соответствующих указаний от Минэкономразвития переоформление лицензий невозможно.

Таким образом, вывод суда первой инстанции об отсутствии у Управления правовых оснований для переоформления лицензий на оставшуюся часть квоты ЕС и США является правильным.

Доводы подателя жалобы о том, что в нарушение части 6 статьи 13 АПК РФ, суд не применил аналогию закона, регулирующего сходные правоотношения, а именно, положения пункта 3 статьи 9 Федерального закона № 165-ФЗ от 08.12.2003 «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», также нельзя признать обоснованными, так как указанная правовая норма регулирует отношения по распределению квоты между иностранными государствами, а не между российскими участниками ВЭД.

Федеральный закон № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», во исполнение которого Правительством РФ были приняты постановления № 732 и № 733, определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также зашиты экономических и политических интересов Российской Федерации. В то же время, ФЗ № 165-ФЗ устанавливает порядок введения и применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров, и регулирует иные правоотношения, возникающие в связи с расследованиями, которые предшествуют введению перечисленных специальных мер.

Требования заявителя об обязании Управления переоформить лицензии на импорт свинины общим весом 5 525 772 кг на категорию «Другие страны» также противоречат положениям и нормам действующего законодательства. В силу подпункта «а» пункта 3 Положения о лицензировании в сфере внешнеторговой деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 09.06.2005 № 364  срок действия разовых лицензий не может превышать 1 год со дня ее выдачи. В случае если в отношении товара введены временные количественные ограничения, срок действия такой лицензии заканчивается 1 января следующего года. Из анализа данной правовой нормы следует вывод о том, что выделенная на конкретный календарный год квота на импорт товара не может быть перенесена на следующий год, даже в случае невозможности ее реализации по независящим от лицензиата причинам.

Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал заявителю в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

При вынесении обжалуемого судебного акта нормы материального и процессуального права судом первой инстанции не нарушены, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.

Государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции подлежит оставлению на заявителе.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18 декабря 2007 года по делу № А56-23145/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «ПродИмпорт» - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

Е.А. Фокина

 

Судьи

Г.В. Борисова

 

 Л.В. Зотеева

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2008 по делу n А56-48794/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также