Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2008 по делу n А56-23145/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50-52 ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 26 февраля 2008 года Дело №А56-23145/2007 Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2008 года Постановление изготовлено в полном объеме 26 февраля 2008 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Е.А.Фокиной судей Г.В.Борисовой, Л.В.Зотеевой при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Н.Ю.Шандаровой рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1132/2008) ООО «ПродИмпорт» на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.12.2007 года по делу № А56-23145/2007 (судья М.В.Трохова), по заявлению ООО "ПродИмпорт" к Управлению уполномоченного Минэкономразвития России по Северо-Западному району 3-е лицо: Министерство экономического развития и торговли РФ о признании незаконными действия и бездействия при участии: от заявителя: Жилинскй Е.С., доверенность б/н от 20.07.2007 года; Чупрыгин С.В., доверенность б/н от 18.09.2007 года; Ткач Д.А., доверенность б/н от 04.10.2007 года от ответчика: Жук А.В., доверенность б/н от 15.01.2008 года от 3-го лица: не явился (извещен) установил: Общество с ограниченной ответственностью «ПродИмпорт» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия и действия Управления уполномоченного Минэкономразвития России по Северо-Западному району (далее – Управление), выразившегося в отказе в переоформлении лицензий на импорт свинины общим весом 5 525 772 кг и обязании Управления переоформить лицензии на импорт свинины общим весом 5 525 772 кг на категорию «Другие страны», в том числе: лицензию № ЛР 2480701001013 от 16.04.2007 на 2 674 057 кг, лицензию № ЛР 2480701001665 от 18.05.2007 на 1 817 434 кг, лицензию № ЛР 2480701001663 от 18.05.2007 на 1 034 281 кг. В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, к участию в деле привлечено Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. Решением суда от 18.12.2007 года в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано в полном объеме. В апелляционной жалобе Общество просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении требований заявителя. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции неправильно применил положения пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 № 733 «О дополнительных мерах по регулированию импорта говядины, свинины и мяса домашней птицы». Общество считает, что результат проведения консультаций с государством-поставщиком, в отношении которого введен запрет на ввоз мясопродукции, не может влиять на право импортера на переоформление лицензий на ввоз этого же товара из любого другого государства – поставщика в том же количестве вне зависимости от объема квоты, установленного для этого государства, в случае введения таких запретов или ограничений. Также заявитель полагает, что суд в нарушение части 6 статьи 13 АПК РФ, не применил аналогию закона, регулирующего сходные правоотношения, а именно, положения пункта 3 статьи 9 Федерального закона № 165-ФЗ от 08.12.2003 «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», поскольку постановление Правительства № 733 не регулирует поведение сторон в случае непроведения консультаций. В судебном заседании представители Общества поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель Управления против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Министерство экономического развития и торговли РФ (далее – Министерство, МЭРТ РФ), извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Министерства. Законность и обоснованность решения суда проверена в апелляционном порядке. Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании распределения квот на импорт свинины из стран Европейского союза и США на 2007 год Обществу были оформлены лицензии: № ЛР 2480701001013 от 16.04.2007 на 2 674 057 кг, № ЛР 2480701001665 от 18.05.2007 на 1 817 434 кг, № ЛР 2480701001663 от 18.05.2007 на 1 034 281 кг (все – квота ЕС). В связи с введением Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору частичных запретов на ввоз свинины из некоторых государств - членов Европейского союза Общество обратилось к Уполномоченному Минэкономразвития России по Северо-Западному району с заявлением от 09.07.2007 № 03/09/07/07 о переоформлении лицензий на импорт свинины на категорию «Другие страны» (лист дела 37). Управление письмом от 19.07.2007 сообщило об отсутствии у него полномочий разрешать переоформление лицензий на импорт квотируемой мясопродукции с одной страновой категории на другую, ссылаясь на постановление Правительства РФ от 05.12.2005 № 733. Управление разъяснило, что данный вопрос находится в компетенции Департамента государственного регулирования внешнеторговой деятельности (ДГРВ) Минэкономразвития РФ (л.д.39). Посчитав действия и бездействие Управления незаконным, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением. Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей заявителя и Уполномоченного, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда, исходя из следующего. Согласно пункту 4 Постановления Правительства РФ от 05.12.2005 № 732 «Об импорте говядины, свинины и мяса домашней птицы» выдачу лицензий на ввоз мясопродуктов, в том числе свинины свежей, охлажденной или мороженой осуществляет Минэкономразвития РФ. В соответствии с пунктами 3, 8 Положения о лицензировании в сфере внешней торговли товарами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 09.06.2005 № 364 переоформление лицензий осуществляется Минэкономразвития РФ через свои территориальные органы. Управления уполномоченных Минэкономразвития РФ в регионах и субъектах Российской Федерации являются полномочными представителями Минэкономразвития РФ на территории Российской Федерации и осуществляют свою деятельность под руководством Министерства во взаимодействии с подразделениями его центрального аппарата в силу пунктов 1, 6 Положения об управлениях уполномоченных Минэкономразвития РФ в регионах и субъектах Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства от 22.11.2001 № 466. Согласно подпункту 18 пункта 13 указанного Положения Управления оформляют и выдают лицензии на осуществление операций по экспорту и/или импорту в случаях, предусмотренных законодательством РФ и в порядке, установленном нормативными актами Министерства. Таким образом, непосредственное оформление и переоформление лицензий Управление осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, однако под непосредственным руководством и с учетом положений, закрепленных в нормативных актах Минэкономразвития РФ. В силу пункта 1 Постановления Правительства РФ от 05.12.2005 № 733 «О дополнительных мерах по регулированию импорта говядины, свинины и мяса домашней птицы в 2006-2009 годах» в случае введения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору полного или частичного запрета на ввоз свинины свежей, охлажденной или мороженой) из какого-либо государства-поставщика (союза государств) по причине неблагоприятной эпизоотической обстановки, а также в случае продолжения действия более 3 месяцев в году ранее введенных государством-поставщиком (союзом государств) ограничений на экспорт и (или) отсутствия необходимого количества товара на рынках государства-поставщика (союза государств) участник внешнеэкономической деятельности, имеющий лицензию на ввоз указанного товара из этого государства-поставщика (союза государств), имеет право после проведения консультаций с этим государством-поставщиком (союзом государств) переоформить ее на лицензию на ввоз этого же товара из любого другого государства-поставщика (союза государств) в том же количестве вне зависимости от общего объема квоты, установленной для этого государства-поставщика (союза государств). Исходя из смысла положений, закрепленных в пункте 3 этого же постановления, полномочия по проведению консультаций с государствами-поставщиками с целью определения возможности поставки квотируемых объемов мясопродукции или переоформления квот на другие государства – поставщики предоставлены исключительно Минэкономразвития РФ и Россельхознадзору РФ. Управления уполномоченных в регионах такими полномочиями не наделены. Доводы Общества о неправомерном применении судом при разрешении спора ненормативных правовых актов Минэкономразвития РФ по причине того, что они являются нижестоящими актами по отношению к постановлению Правительства РФ от 05.12.2005 № 733, которым не предусмотрено такое основание для переоформления лицензий как получение информации от Департамента государственного регулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела, отклоняются апелляционным судом. Минэкономразвития РФ, как орган, осуществляющий переоформление лицензий через свои территориальные органы (на основании пунктов 3, 8 Положения о лицензировании …), своим внутренним распоряжением от 09.02.2006 № 3Р-ВС установил порядок переоформления лицензий Управлениями, то есть указанное распоряжение принято в целях организации выполнения постановления Правительства РФ от 05.12.2005 № 733. Пунктом 2 распоряжения Минэкономразвития РФ от 09.02.2006 № 3Р-ВС установлено, что Уполномоченные Минэкономразвития РФ в регионах должны осуществлять переоформление лицензий участникам внешнеэкономической деятельности после получения информации Департамента государственного регулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела о порядке переоформления в случае введения полного или частичного запрета на ввоз говядины, свинины и мяса домашней птицы из какого-либо государства-поставщика (союза государств) по причине неблагоприятной эпизоотической обстановки, также не противоречит положениям постановления Правительства № 733. Анализ вышеприведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что обязанность Управления по переоформлению лицензий на ввоз мясопродуктов, также как и право Общества на такое переоформление, возникают исключительно после проведения Минэкономразвития РФ консультаций с государствами-поставщиками (союзами государств) по определению возможности поставок квотируемых объемов мясопродуктов или переоформления квот на другие государства-поставщики (союзы государств). Без проведения таких консультаций и получения соответствующих указаний от Минэкономразвития переоформление лицензий невозможно. Таким образом, вывод суда первой инстанции об отсутствии у Управления правовых оснований для переоформления лицензий на оставшуюся часть квоты ЕС и США является правильным. Доводы подателя жалобы о том, что в нарушение части 6 статьи 13 АПК РФ, суд не применил аналогию закона, регулирующего сходные правоотношения, а именно, положения пункта 3 статьи 9 Федерального закона № 165-ФЗ от 08.12.2003 «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», также нельзя признать обоснованными, так как указанная правовая норма регулирует отношения по распределению квоты между иностранными государствами, а не между российскими участниками ВЭД. Федеральный закон № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», во исполнение которого Правительством РФ были приняты постановления № 732 и № 733, определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также зашиты экономических и политических интересов Российской Федерации. В то же время, ФЗ № 165-ФЗ устанавливает порядок введения и применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров, и регулирует иные правоотношения, возникающие в связи с расследованиями, которые предшествуют введению перечисленных специальных мер. Требования заявителя об обязании Управления переоформить лицензии на импорт свинины общим весом 5 525 772 кг на категорию «Другие страны» также противоречат положениям и нормам действующего законодательства. В силу подпункта «а» пункта 3 Положения о лицензировании в сфере внешнеторговой деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 09.06.2005 № 364 срок действия разовых лицензий не может превышать 1 год со дня ее выдачи. В случае если в отношении товара введены временные количественные ограничения, срок действия такой лицензии заканчивается 1 января следующего года. Из анализа данной правовой нормы следует вывод о том, что выделенная на конкретный календарный год квота на импорт товара не может быть перенесена на следующий год, даже в случае невозможности ее реализации по независящим от лицензиата причинам. Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал заявителю в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. При вынесении обжалуемого судебного акта нормы материального и процессуального права судом первой инстанции не нарушены, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется. Государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции подлежит оставлению на заявителе. На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ: Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18 декабря 2007 года по делу № А56-23145/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «ПродИмпорт» - без удовлетворения. Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. Председательствующий Е.А. Фокина
Судьи Г.В. Борисова
Л.В. Зотеева
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2008 по делу n А56-48794/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|