Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2008 по делу n А26-3672/2007. Отменить решение полностью и принять новый с/а

 

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50-52

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

06 марта 2008 года

Дело №А26-3672/2007

Резолютивная часть постановления объявлена     28 февраля 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме  06 марта 2008 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Шестаковой М.А.

судей  Горшелева В.В., Поповой Н.М.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Какушкиной Д.Ц.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП- 352/2008) Федерального государственного учреждения "Северо-Западный медицинский центр Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию" на решение  Арбитражного суда  Республики Карелия от 22.10.2007 года по делу № А26-3672/2007 (судья Тойвонен И.Ю.), принятое

по иску  Государственного учреждения "Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования"

к  Федеральному  государственному учреждению "Северо-Западный медицинский центр Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию

3-е лица:  Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Республики Карелия, Территориальное управление Росздравнадзора РФ по Республике Карелия,

о применении последствий недействительности ничтожной сделки

при участии: 

от истца: не явились, извещены,

от ответчика: Лазваренко Е.М. по  дов. от 14.01.08 г., Банников А.В. по дов. от 14.01.08 г.,

от 3-х лиц: не явились, извещены.

установил:

В Арбитражный суд Республики Карелия обратилось ГУ «Карельский Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования» к ФГУ «Северо-Западный медицинский Центр Федерального Агентства по здравоохранению и социальному развитию» (филиал - Беломорско-Онежская больница) о применении последствий недействительности ничтожной сделки: договора № 42 о выполнении учреждением здравоохранения (Беломорско-Онежской больницей) услуг по оказанию дополнительной медицинской помощи, между медицинским учреждением и Фондом.

Решением суда от 22.10.07 г. требования иска были удовлетворены, и суд применил последствия недействительности ничтожной сделки, в виде взыскания с ФГУ «Северо-Западный медицинский Центр Федерального Агентства по здравоохранению и социальному развитию», в составе которого в качестве подразделения в тот период времени входила Беломорско - Онежская больница, суммы денежных средств, ранее выплаченных фондом, в пользу последнего.

Не согласившись с решением суда, ФГУ «Северо-Западный медицинский Центр Федерального Агентства по здравоохранению и социальному развитию» подал апелляционную жалобу, в которой указал на неправильное применение судом норм материального права и на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.

В судебном заседании представители учреждения – заявителя жалобы, просили решение суда отменить, в удовлетворении требований Фонду отказать, по основаниям, изложенным в жалобе.

Представители Территориального Фонда обязательного медицинского страхования в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав в судебном заседании пояснения представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции полагает решение суда подлежащим отмене, в связи со следующим.

Как видно из материалов дела, 16.01.07 г. между Карельским территориальным фондом ОМС и Беломорско - Онежской больницей ФГУ «Северо-Западный окружной медицинский центр Федерального Агентства по здравоохранению и социальному развитию» был заключен договор № 42 о выполнении учреждением здравоохранения услуг по оказанию дополнительной медицинской помощи, в рамках государственного заказа.

Согласно Постановления Правительства РФ от 28.12.06 г. №825 «О порядке финансового обеспечения в 2007 году расходов и учета средств на выполнение учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь ( а при их отсутствии – соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта РФ), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи», оплата оказанных в рамках данных правоотношений медицинских услуг производится органами ФОМС, в рамках выделенных на эти цели средств.

Указанным нормативным актом предусмотрено финансирование в 2007 году государственного заказа по оказанию дополнительной медицинской помощи, выполняемого учреждениями здравоохранения муниципальных образований, и при их отсутствии – соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта РФ.

Поскольку, Беломорско-Онежская больница, которая производила оказание медицинских услуг и по услугам которой ФОМС произвел оплату, является федеральным государственным учреждением здравоохранения, участие которого в реализации указанных в вышеназванном постановлении № 825 правоотношений не предусмотрено, заключенный с ее участием договор № 42 был признан судом первой инстанции недействительной сделкой, в силу ничтожности.

Суд применил последствия недействительной данной ничтожной сделки в виде взыскания с ФГУ «Северо-Западный окружной медицинский центр Федерального Агентства по здравоохранению и социальному развитию»  выплаченных за оказанные медицинские услуги 51 222.36 руб.

В апелляционной жалобе указано, что примененный способ реституции не соответствует понятию закона ( ГК РФ ) о приведении сторон в первоначальное положение, поскольку услуги больницей были оказаны и взыскание в пользу ФОМС ранее оплаченных по медицинским услугам средств не соответствует понятию первоначального положения.

Кроме того, в жалобе указано, что данные правоотношения вытекают из бюджетных обязательств и не подлежат регулированию Гражданским Кодексом РФ.

Данные доводы суд апелляционной инстанции полагает обоснованными.

Постановлением Правительства РФ от 28.12.06 г. №825 «О порядке финансового обеспечения в 2007 году расходов и учета средств на выполнение учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь ( а при их отсутствии – соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта РФ), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи», принятым в соответствии со ст. 10 ФЗ «О бюджете Фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год», были утверждены правила и методика предоставления фондом субвенций из бюджета Федерального фонда ОМС территориальным фондам ОМС.

Содержание указанного постановления правительства РФ и положения ФЗ «О бюджете Фонда ОМС на 2007 год» предусматривали финансирование услуг лечебных учреждений муниципального уровня, и только при их отсутствии – учреждениями субъекта.

По существу, участвующие в деле лица не оспаривали, что подтверждено документами, необоснованность участия больницы ФГУ «Северо-Западный окружной медицинский центр Федерального Агентства по здравоохранению и социальному развитию» в данном гос. заказе и оплаты ее услуг.

Во исполнение обязательств по договору больница оказала лечебные услуги, ей были перечислены за счет Фонда ОМС денежные средства, в размере заявленных исковых требований, что по сумме не оспаривается участниками.

Согласно ст.167 п.2 ГК РФ при недействительности сделки каждая сторона обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре ( в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах – если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Средства в сумме иска, как указано в акте тематической проверки по выполнению Беломорско-Онежской больницей ФГУ «СЗОМЦ Росздрава» государственного заказа по оказанию дополнительной медицинской помощи от 16.08.07 г. ( л.д.63) израсходованы на оплату труда персонала больницы и перечисление, соответствующих выплаченным суммам заработной платы, сумм подоходного налога и единого социального налога, исчисляемых с начисленного фонда заработной платы, в соответствующие бюджеты.

В этой связи, доводы жалобы о том, что примененная судом реституция не соответствует понятию приведения сторон в первоначальное положение, установленное ст. 167 ГК РФ – обоснованны.

Кроме того, суд апелляционной инстанции полагает также, что спор о взыскании в пользу Фонда обязательного медицинского страхования неосновательно оплаченных денежных средств, не подлежат регулированию гражданским законодательством, поскольку относится к сфере отношений административно-властного подчинения и правого регулирования межбюджетным и специальным законодательством.

Так, согласно ч.2 ст. 9 ФЗ от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие ч.2 НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах» порядок расходования средств, уплачиваемых в государственные внебюджетные социальные фонды, а также условия, связанные с использованием этих средств, устанавливаются законодательством РФ об обязательном медицинском страховании (ОМС).

Отношения в области ОМС регулируются Законом РФ от 28.06.91 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в РФ».

В ст. 12 Закона РФ № 1499-1 указано, что Федеральный и Территориальный фонды обязательного медицинского страхования создаются для реализации гос. задач и полномочий в области ОМС как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.

Денежные средства, поступающие медицинским учреждениям, оказывающим медицинские услуги в рамках программ ОМС, являются государственным финансовыми средствами на ОМС, которые аккумулируются Территориальными и Федеральными Фондами и расходуются на цели обеспечения прав граждан на медицинские услуги, оказываемые в рамках программ ОМС.

В названной статье особо указано, что финансовые средства ФОМС находятся в государственной собственности  РФ, не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, изъятию не подлежат.

Указанное также следует из содержания ст.ст. 13 и 143 Бюджетного Кодекса РФ.

Как на медицинское учреждение, функционирующее в системе ОМС, получающее средства фонда, так и на деятельность Территориального отделения Фонда, распространяется действие вышеуказанных нормативных актов.

Одной из задач и функций Территориального Фонда ОМС является контроль за рациональным и правомерным использованием средств фонда обязательного медицинского страхования.

Согласно ст. 19 ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» денежные средства бюджетов социальных внебюджетных фондов расходуются на цели, устанавливаемыми федеральными законами о конкретных видах страхования и о бюджетах фондов.

Нецелевое расходование средств фондов не допускается и влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Статьей 147 Бюджетного Кодекса РФ также закреплены аналогичные положения.

Согласно положений Указа Президента РФ от 25.07.96 г. № 1-95 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих государственных органов финансового контроля в течении месяца со дня выявления.

Согласно положений Инструкции «О порядке проведения территориальными фондами обязательного медицинского страхования контрольных проверок целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в медицинских учреждениях, функционирующих в системе ОМС», утвержд. 17.12.98 г. № 100 следует, что в случаях нецелевого использования средств ОМС соответствующие суммы подлежат восстановлению в соответствии с Указом Президента РФ от 25.07.96 г. № 1-95 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ».

Таким образом, законодательством установлен определенный порядок действия контролирующих органов, в сфере административно-властных отношений, по выявлению неправомерного использования средств фонов и механизм реагирования на обстоятельства незаконного или нецелевого их использования.

Таким образом, применение положений ГК РФ о недействительности сделок к данным правоотношениям неправомерно.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269,270,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.10.2007 года по делу А26-3672/2007 отменить.

В удовлетворении требований ГУ «Карельский Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования» отказать.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

М.А. Шестакова

 

Судьи

В.В. Горшелев

 

 Н.М. Попова

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2008 по делу n А56-36303/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также