Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2008 по делу n А26-3672/2007. Отменить решение полностью и принять новый с/а
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50-52 ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 06 марта 2008 года Дело №А26-3672/2007 Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2008 года Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2008 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Шестаковой М.А. судей Горшелева В.В., Поповой Н.М. при ведении протокола судебного заседания: секретарем Какушкиной Д.Ц. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП- 352/2008) Федерального государственного учреждения "Северо-Западный медицинский центр Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.10.2007 года по делу № А26-3672/2007 (судья Тойвонен И.Ю.), принятое по иску Государственного учреждения "Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования" к Федеральному государственному учреждению "Северо-Западный медицинский центр Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию 3-е лица: Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Республики Карелия, Территориальное управление Росздравнадзора РФ по Республике Карелия, о применении последствий недействительности ничтожной сделки при участии: от истца: не явились, извещены, от ответчика: Лазваренко Е.М. по дов. от 14.01.08 г., Банников А.В. по дов. от 14.01.08 г., от 3-х лиц: не явились, извещены. установил: В Арбитражный суд Республики Карелия обратилось ГУ «Карельский Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования» к ФГУ «Северо-Западный медицинский Центр Федерального Агентства по здравоохранению и социальному развитию» (филиал - Беломорско-Онежская больница) о применении последствий недействительности ничтожной сделки: договора № 42 о выполнении учреждением здравоохранения (Беломорско-Онежской больницей) услуг по оказанию дополнительной медицинской помощи, между медицинским учреждением и Фондом. Решением суда от 22.10.07 г. требования иска были удовлетворены, и суд применил последствия недействительности ничтожной сделки, в виде взыскания с ФГУ «Северо-Западный медицинский Центр Федерального Агентства по здравоохранению и социальному развитию», в составе которого в качестве подразделения в тот период времени входила Беломорско - Онежская больница, суммы денежных средств, ранее выплаченных фондом, в пользу последнего. Не согласившись с решением суда, ФГУ «Северо-Западный медицинский Центр Федерального Агентства по здравоохранению и социальному развитию» подал апелляционную жалобу, в которой указал на неправильное применение судом норм материального права и на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. В судебном заседании представители учреждения – заявителя жалобы, просили решение суда отменить, в удовлетворении требований Фонду отказать, по основаниям, изложенным в жалобе. Представители Территориального Фонда обязательного медицинского страхования в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом. Выслушав в судебном заседании пояснения представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции полагает решение суда подлежащим отмене, в связи со следующим. Как видно из материалов дела, 16.01.07 г. между Карельским территориальным фондом ОМС и Беломорско - Онежской больницей ФГУ «Северо-Западный окружной медицинский центр Федерального Агентства по здравоохранению и социальному развитию» был заключен договор № 42 о выполнении учреждением здравоохранения услуг по оказанию дополнительной медицинской помощи, в рамках государственного заказа. Согласно Постановления Правительства РФ от 28.12.06 г. №825 «О порядке финансового обеспечения в 2007 году расходов и учета средств на выполнение учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь ( а при их отсутствии – соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта РФ), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи», оплата оказанных в рамках данных правоотношений медицинских услуг производится органами ФОМС, в рамках выделенных на эти цели средств. Указанным нормативным актом предусмотрено финансирование в 2007 году государственного заказа по оказанию дополнительной медицинской помощи, выполняемого учреждениями здравоохранения муниципальных образований, и при их отсутствии – соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта РФ. Поскольку, Беломорско-Онежская больница, которая производила оказание медицинских услуг и по услугам которой ФОМС произвел оплату, является федеральным государственным учреждением здравоохранения, участие которого в реализации указанных в вышеназванном постановлении № 825 правоотношений не предусмотрено, заключенный с ее участием договор № 42 был признан судом первой инстанции недействительной сделкой, в силу ничтожности. Суд применил последствия недействительной данной ничтожной сделки в виде взыскания с ФГУ «Северо-Западный окружной медицинский центр Федерального Агентства по здравоохранению и социальному развитию» выплаченных за оказанные медицинские услуги 51 222.36 руб. В апелляционной жалобе указано, что примененный способ реституции не соответствует понятию закона ( ГК РФ ) о приведении сторон в первоначальное положение, поскольку услуги больницей были оказаны и взыскание в пользу ФОМС ранее оплаченных по медицинским услугам средств не соответствует понятию первоначального положения. Кроме того, в жалобе указано, что данные правоотношения вытекают из бюджетных обязательств и не подлежат регулированию Гражданским Кодексом РФ. Данные доводы суд апелляционной инстанции полагает обоснованными. Постановлением Правительства РФ от 28.12.06 г. №825 «О порядке финансового обеспечения в 2007 году расходов и учета средств на выполнение учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь ( а при их отсутствии – соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта РФ), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи», принятым в соответствии со ст. 10 ФЗ «О бюджете Фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год», были утверждены правила и методика предоставления фондом субвенций из бюджета Федерального фонда ОМС территориальным фондам ОМС. Содержание указанного постановления правительства РФ и положения ФЗ «О бюджете Фонда ОМС на 2007 год» предусматривали финансирование услуг лечебных учреждений муниципального уровня, и только при их отсутствии – учреждениями субъекта. По существу, участвующие в деле лица не оспаривали, что подтверждено документами, необоснованность участия больницы ФГУ «Северо-Западный окружной медицинский центр Федерального Агентства по здравоохранению и социальному развитию» в данном гос. заказе и оплаты ее услуг. Во исполнение обязательств по договору больница оказала лечебные услуги, ей были перечислены за счет Фонда ОМС денежные средства, в размере заявленных исковых требований, что по сумме не оспаривается участниками. Согласно ст.167 п.2 ГК РФ при недействительности сделки каждая сторона обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре ( в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах – если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом. Средства в сумме иска, как указано в акте тематической проверки по выполнению Беломорско-Онежской больницей ФГУ «СЗОМЦ Росздрава» государственного заказа по оказанию дополнительной медицинской помощи от 16.08.07 г. ( л.д.63) израсходованы на оплату труда персонала больницы и перечисление, соответствующих выплаченным суммам заработной платы, сумм подоходного налога и единого социального налога, исчисляемых с начисленного фонда заработной платы, в соответствующие бюджеты. В этой связи, доводы жалобы о том, что примененная судом реституция не соответствует понятию приведения сторон в первоначальное положение, установленное ст. 167 ГК РФ – обоснованны. Кроме того, суд апелляционной инстанции полагает также, что спор о взыскании в пользу Фонда обязательного медицинского страхования неосновательно оплаченных денежных средств, не подлежат регулированию гражданским законодательством, поскольку относится к сфере отношений административно-властного подчинения и правого регулирования межбюджетным и специальным законодательством. Так, согласно ч.2 ст. 9 ФЗ от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие ч.2 НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах» порядок расходования средств, уплачиваемых в государственные внебюджетные социальные фонды, а также условия, связанные с использованием этих средств, устанавливаются законодательством РФ об обязательном медицинском страховании (ОМС). Отношения в области ОМС регулируются Законом РФ от 28.06.91 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в РФ». В ст. 12 Закона РФ № 1499-1 указано, что Федеральный и Территориальный фонды обязательного медицинского страхования создаются для реализации гос. задач и полномочий в области ОМС как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Денежные средства, поступающие медицинским учреждениям, оказывающим медицинские услуги в рамках программ ОМС, являются государственным финансовыми средствами на ОМС, которые аккумулируются Территориальными и Федеральными Фондами и расходуются на цели обеспечения прав граждан на медицинские услуги, оказываемые в рамках программ ОМС. В названной статье особо указано, что финансовые средства ФОМС находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, изъятию не подлежат. Указанное также следует из содержания ст.ст. 13 и 143 Бюджетного Кодекса РФ. Как на медицинское учреждение, функционирующее в системе ОМС, получающее средства фонда, так и на деятельность Территориального отделения Фонда, распространяется действие вышеуказанных нормативных актов. Одной из задач и функций Территориального Фонда ОМС является контроль за рациональным и правомерным использованием средств фонда обязательного медицинского страхования. Согласно ст. 19 ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» денежные средства бюджетов социальных внебюджетных фондов расходуются на цели, устанавливаемыми федеральными законами о конкретных видах страхования и о бюджетах фондов. Нецелевое расходование средств фондов не допускается и влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ. Статьей 147 Бюджетного Кодекса РФ также закреплены аналогичные положения. Согласно положений Указа Президента РФ от 25.07.96 г. № 1-95 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих государственных органов финансового контроля в течении месяца со дня выявления. Согласно положений Инструкции «О порядке проведения территориальными фондами обязательного медицинского страхования контрольных проверок целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в медицинских учреждениях, функционирующих в системе ОМС», утвержд. 17.12.98 г. № 100 следует, что в случаях нецелевого использования средств ОМС соответствующие суммы подлежат восстановлению в соответствии с Указом Президента РФ от 25.07.96 г. № 1-95 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ». Таким образом, законодательством установлен определенный порядок действия контролирующих органов, в сфере административно-властных отношений, по выявлению неправомерного использования средств фонов и механизм реагирования на обстоятельства незаконного или нецелевого их использования. Таким образом, применение положений ГК РФ о недействительности сделок к данным правоотношениям неправомерно. На основании изложенного и руководствуясь статьями 269,270,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ: Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.10.2007 года по делу А26-3672/2007 отменить. В удовлетворении требований ГУ «Карельский Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования» отказать. Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. Председательствующий М.А. Шестакова
Судьи В.В. Горшелев
Н.М. Попова
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2008 по делу n А56-36303/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|