Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2013 по делу n А56-57232/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65 http://13aas.arbitr.ru ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 26 февраля 2013 года Дело №А56-57232/2012 Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2013 года Постановление изготовлено в полном объеме 26 февраля 2013 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Лопато И.Б. судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б. при ведении протокола судебного заседания: Беляевой Ю.А. при участии: от заявителя: Бонченков А.И. по доверенности от 19.09.2012 от заинтересованного лица: не явился, извещен от 3-го лица: не явился, извещен рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-812/2013) Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №349 с углубленным изучением английского языка Красногвардейского района Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.11.2012 по делу № А56-57232/2012 (судья Синицына Е.В.), принятое по заявлению Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа №349 с углубленным изучением английского языка Красногвардейского района Санкт-Петербурга к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу 3-е лицо: ЗАО "Сбербанк-АСТ", ООО "Ларга" об оспаривании решения
установил: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 349 с углубленным изучением английского языка Красногвардейского района Санкт-Петербурга (адрес: 195298, Санкт-Петербург, ул. Осипенко, 5, 2, ОГРН 1027804187927; далее – учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения и предписания от 29.08.2012 по делу № 94-965/12, вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (адрес: 191186, Санкт-Петербург, Невский пр., 7 - 9; далее - управление, УФАС) в части признания в действиях заявителя нарушений части 8 статьи 9 и пункта 1 части 4 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 94-ФЗ). К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены закрытое акционерное общество «Сбербанк-АСТ», общество с ограниченной ответственностью «Ларга» (далее – третьи лица). Решением суда от 23.11.2012 заявление учреждения удовлетворено частично. Суд признал недействительными оспариваемые решение и предписание Управления в части признания учреждения нарушившим пункт 1 части 4 статьи 41.6 Закона № 94-ФЗ, отказав в удовлетворении остальной части заявления. В апелляционной жалобе учреждение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права - части 8 статьи 9 Закона от № 94-ФЗ, просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, суд ошибочно руководствовался нормами положений части 2 статьи 9, части 8 статьи 9 Закона № 94-ФЗ, поскольку включение в пункт 9.6 проекта государственного контракта условия о возможности одностороннего отказа от его исполнения соответствует положениям статей 525, 534 Гражданского кодекса Российской Федерации. К судебному заседанию суда апелляционной инстанции отзыв на апелляционную жалобу от лиц, участвующих в деле, не поступил. В части признания судом недействительными оспариваемых решения и предписания о нарушении учреждением пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона № 94-ФЗ, решение суда от 23.11.2012 УФАС не оспорено. УФАС и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 156, части 2 статьи 200 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы без их участия. В судебном заседании представитель учреждения поддержал доводы апелляционной жалобы. Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ – в обжалуемой части. Как следует из материалов дела, 01.08.2012 учреждение, действуя в качестве государственного заказчика, разместило на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке – www.sberbank-ast.ru извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку компьютерной техники для учреждения и документацию об аукционе, содержащую проект государственного контракта (номер закупки 0372200039712000001); начальная (максимальная) цена контракта – 805 335,55 рублей. В порядке части 5 статьи 17 Закона № 94-ФЗ на основании жалобы ООО «ЛАРГА», которому согласно протоколу от 16.08.2012 отказано в допуске к участию в открытом аукционе, Управлением проведена внеплановая проверка соблюдения учреждением требований Закона № 94-ФЗ. По результатам проверки 29.08.2012 Управлением принято решение по делу № 94-965/12, согласно резолютивной части которого жалоба ООО «ЛАРГА» признана необоснованной (пункт 1); в действиях заказчика выявлено нарушение части 8 статьи 9 Закона № 94-ФЗ, выразившееся в установлении в проекте государственного контракта положений об одностороннем расторжении контракта (пункт 2); в действиях учреждения выявлено нарушение пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона № 94-ФЗ в части неустановления используемых для определения соответствия потребностям заказчика и эквивалентности предлагаемого к поставе товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться (пункт 3); в действиях учреждения выявлено нарушение части 3.1 статьи 60 Закона № 94-ФЗ в части непредставления по требованию антимонопольного органа документов и сведений по рассматриваемому заказу в полном объеме (пункт 4). В тот же день учреждению, признанному нарушившим указанные выше нормы Закона № 94-ФЗ, выдано предписание об устранении допущенных нарушений путем отмены всех юридически значимых действий, связанных с размещением заказа; материалы дела переданы должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности. Учреждение, не согласившись с решением и предписанием Управления в части признания в действиях заявителя нарушений части 8 статьи 9 и пункта 1 части 4 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением. Суд первой инстанции частично удовлетворил заявленное требование и апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта. Правовое регулирование отношений, связанных с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В статье 5 Закона № 94-ФЗ определено, что под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном названным Законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона N 94-ФЗ, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме. Согласно статье 10 Закона № 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме, либо без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах). Глава 3.1 Закона № 94-ФЗ устанавливает правила размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме. Согласно части 1 статьи 41.1 Закона № 94-ФЗ под открытым аукционом в электронной форме на право заключить государственный или муниципальный контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в Интернете в порядке, установленном главой 3.1 Закона № 94-ФЗ. Участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта. Участие в размещении заказов может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (части 1, 2 статьи 8 Закона № 94-ФЗ). Согласно пункту 1 статьи 9 Закона № 94-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений Закона № 94-ФЗ (часть 2 статьи 9 Закона № 94-ФЗ). Согласно части 10 статьи 41.12 Закона № 94-ФЗ контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и документации об открытом аукционе в электронной форме, по цене, предложенной победителем открытого аукциона в электронной форме. Как усматривается из материалов дела, в соответствии с пунктом 9.6 проекта государственного контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об аукционе, заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта в соответствии с частью 2 статьи 407 ГК РФ и частью 3 статьи 450 ГК РФ и потребовать возмещения причиненных убытков в определенных этим пунктом случаях (л.д. 48). Вместе с тем, начиная с 01.03.2009, частью 8 статьи 9 Закона № 94-ФЗ, императивно закреплено, что расторжение государственного или муниципального контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Как указывалось выше, в силу части 2 приведенной статьи контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений Закона № 94-ФЗ. Таким образом, порядок заключения, исполнения и прекращения договоров, выделенных законодателем в особую отдельную группу - государственных и муниципальных контрактов, регламентирован, прежде всего, Законом № 94-ФЗ, его положения носят специальный характер по отношению к нормам гражданского законодательства, регулирующих заключение, исполнение и прекращение (расторжение) договоров, которые предусматривают возможность одностороннего расторжения договора и применяются в части, не противоречащей требованиям Закона № 94-ФЗ. Поскольку в статье 9 Закона № 94-ФЗ четко и однозначно прописано о возможности расторжения государственного контракта только в судебном порядке либо по достигнутому между сторонами обоюдному соглашению, то включение в документацию об аукционе положения об одностороннем расторжении контракта обоснованно квалифицировано УФАС как нарушение заказчиком части 8 статьи 9 Закона № 94-ФЗ. Проанализировав приведенные выше нормы действующего законодательства и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает необходимым согласиться с выводом суда первой инстанции относительно того, что включение в пункт 9.6 проекта государственного контракта условия о возможности одностороннего отказа от его исполнения, является нарушением специального порядка расторжения государственного контракта, предусмотренного Законом № 94-ФЗ, который обуславливается также особым порядком его заключения. Судом отклоняется довод апелляционной жалобы учреждения о том, что возможность расторжения государственного контракта в одностороннем порядке предусмотрена нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, основан на неправильном применении судом нормы материального права - пункта 2 статьи 525 ГК РФ, которой установлено следующее: к отношениям по поставке товаров для муниципальных нужд в части, не урегулированной § 4 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются иные законы. В рассматриваемом случае под иным законом законодателем определен Закон № 94-ФЗ, который является специальным по отношению к нормам Гражданского кодекса Российской Федерации о порядке заключения, исполнения и прекращения (расторжения) договоров. При таком положении, отказав в удовлетворении заявления по этому эпизоду, суд первой инстанции вынес законный и обоснованный судебный акт, оснований, для отмены которого и удовлетворения апелляционной жалобы учреждения суд апелляционной инстанции не усматривает. Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд постановил: Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.11.2012 по делу № А56-57232/2012 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа №349 с углубленным изучением английского языка Красногвардейского района Санкт-Петербурга - без удовлетворения. Председательствующий И.Б. Лопато
Судьи Л.В. Зотеева
А.Б. Семенова
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2013 по делу n А56-67943/2012. Отменить определение первой инстанции полностью или в части, Разрешить вопрос по существу (ст.272 АПК РФ) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Май
|