Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2013 по делу n А42-7776/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65 http://13aas.arbitr.ru ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 08 апреля 2013 года Дело №А42-7776/2012 Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2013 года Постановление изготовлено в полном объеме 08 апреля 2013 года Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Есипова О.И. при ведении протокола судебного заседания секретарем Беляевой Ю.А. при участии в заседании: от заявителя: не явился, извещен; от заинтересованного лица: Хандусенко О.А. – по доверенности от 15.02.2013 №01-19/1192 рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4935/2013) Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу - Отдела надзора на море (Архангельская область и Ненецкий АО, Мурманская область) на решение Арбитражного суда Мурманской области от 04.02.2013 по делу № А42-7776/2012 (судья Алексина Н.Ю.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению ООО «Тресковый Берег», место нахождения: 183003, г. Мурманск, ул. Три Ручья, ОГРН 1065190097400 к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу - Отделу надзора на море (Архангельская область и Ненецкий АО, Мурманская область)
установил: общество с ограниченной ответственностью «Тресковый Берег», 183003, г. Мурманск, ул. Три Ручья, ОГРН 1065190097400, (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу - Отдела надзора на море (Архангельская область и Ненецкий АО, Мурманская область) (далее – административный орган, Департамент) от 20.11.2012 № 870/02 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере 40 000 рублей. Решением суда от 04.02.2013, вынесенным в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), заявление Общества удовлетворено. Не согласившись с принятым решением, Департамент направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение от 04.02.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, в материалы представлено достаточно доказательств, свидетельствующих о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ. В судебном заседании представитель административного органа поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечило явку своего представителя в судебное заседание, представило отзыв в материалы дела, согласно которому считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы Департамента несостоятельными. В соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке без участия представителя Общества. Как следует из материалов дела, 18.10.2012 на основании приказа от 09.10.2012 № ПР-230/11 Департаментом проведена рейдовая проверка акватории и прилегающей территории Кольского залива Баренцева моря, в ходе которой осмотрена территория рыбоперерабатывающего цеха ООО «Тресковый Берег», в соответствии с Уставом осуществляющего, в том числе переработку и консервирование рыбо- и морепродуктов, воспроизводство рыбы и водных биоресурсов несельскохозяйственными товаропроизводителями. Согласно протоколу осмотра № 870/01 от 18.10.2012 на территории означенного цеха административным органом выявлен факт сжигания работниками Общества мусора (бумажных мешков от рыбы) в открытом металлическом контейнере, в ходе которого выделяется столб дыма. Установив в действиях заявителя нарушение статьи 14, части 7 статьи 15, части 1 статьи 18 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон №96-ФЗ), частей 1, 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон №7-ФЗ), пунктов 1, 3.3 постановления Правительства Мурманской области от 25.05.2012 № 1099, 13.11.2012 Департаментом составлен протокол № 870/02 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ. Постановлением Департамента от 20.11.2012 № 870/02 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения согласно указанной квалификации, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб. Полагая привлечение к административной ответственности незаконным, Общество оспорило вышеназванное постановление в арбитражном суде. Придя к выводу о недоказанности Департаментом события административного правонарушения в действиях Общества, суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя в полном объеме. Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Департамента и отмены принятого решения ввиду следующего. В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ). Согласно части 4 названной статьи по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. Частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения. В соответствии со статьей 1 Закона № 96-ФЗ под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду. При этом нахождение (в том числе поступление, накопление и образование) такого вещества в атмосферном воздухе в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, влечет его загрязнение. Закон № 7-ФЗ определяет понятие «загрязняющее вещество» – это вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Таким образом, исходя из положений вышеназванных норм, для отнесения какого-либо вещества к категории загрязняющих необходимо установить, что его количество и (или) концентрация превысили установленные нормативы. Согласно пункту 1 статьи 23 Закона № 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, технологических нормативов. Статьей 12 Закона № 96-ФЗ определено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются технические нормативы выбросов, предельно допустимые выбросы. Технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха. Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона № 96-ФЗ выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускаются на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, поскольку в силу указанной нормы Закона разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Как следует из статьи 14 Закона № 96-ФЗ, Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.10.2008 № 288, пункта 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 № 404, административному органу помимо факта выброса необходимо также подтвердить, что источник выбросов отнесен к источнику вредных выбросов, требующих получения специального разрешения. Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, факт выброса в атмосферный воздух веществ сам по себе еще не свидетельствует о наличии состава административного правонарушения – выброса вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения. Вместе с тем, вопреки положениям части 6 статьи 210 АПК РФ доказательств того, что при сжигании мусора (бумажных мешков от рыбы) Обществом был осуществлен выброс вредных веществ в атмосферный воздух или оказано вредное физическое воздействие на него от стационарного источника, в том числе протоколов отбора проб и образцов воздуха, протоколов количественного химического анализа и заключение эксперта, свидетельствующее о превышении соответствующих показателей, административным органом в материалы дела не представлено. Напротив, в постановлении от 20.11.2012 № 870/02 Департаментом указано, что степень опасности вредных веществ для жизни и здоровья человека и для окружающей среды в составе продуктов горения мусора Общества не установлена. Вывод административного органа, изложенный в означенном постановлении, о том, что Общество оказывало вредное физическое воздействие на атмосферный воздух в виде температурного фактора, возлагающее на заявителя обязанность по получению специального разрешения, соответствующим экспертным заключением также не подтвержден. При таких обстоятельствах, апелляционная коллегия соглашается с судом первой инстанции о непредставлении Департаментом в материалы дела исчерпывающих и безусловных доказательств, свидетельствующих о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, что в силу части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и согласно части 2 статьи 211 АПК РФ влечет отмену оспариваемого постановления. Бездоказательные доводы Департамента, изложенные в апелляционной жалобе, относительно наличия в действиях заявителя события административного правонарушения, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую оценку в принятом по делу решении, апелляционная коллегия не усматривает правовых и фактических оснований для переоценки выводов суда в указанной части. Более того, как правомерно отмечено судом первой инстанции, означенные доводы Департамента фактически обосновывают совершение Обществом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, выразившегося в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, в то время как в рассматриваемом случае оспариваемым постановлением заявителю вменяется в вину деяние, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ. На основании изложенного при вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены доводы сторон и все представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, в том числе положений статьи 228 АПК РФ, при вынесении решения судом не допущено, в связи с чем у судебной коллегии не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Департамента и отмены принятого по делу решения. Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ: решение Арбитражного суда Мурманской области от 04 февраля 2013 года по делу № А42-7776/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу - Отдела надзора на море (Архангельская область и Ненецкий АО, Мурманская область) – без удовлетворения. Судья О.И. Есипова
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2013 по делу n А56-54847/2012. Отменить решение, Принять отказ от иска, Прекратить производство по делу (ст. 49, 150, 151, 269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Август
|