Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2013 по делу n А56-69974/2012. Изменить решение (ст.269 АПК)ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65 http://13aas.arbitr.ru ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 09 апреля 2013 года Дело №А56-69974/2012 Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2013 года Постановление изготовлено в полном объеме 09 апреля 2013 года Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Фокина Е.А. при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А. при участии: от заявителя: Минулина Д.А. по доверенности от 02.04.2011. от ответчика: Прыгичева А.В. по доверенности от 20.11.2012 № 02-19/11597. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4541/2013) ФГУП «Росморпорт» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.01.2013 по делу № А56-69974/2012 (судья Галкина Т.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства установил: Федеральное государственное унитарное предприятие «Росморпорт» (127055 г.Москва, ул.Сущевская, д.19 стр.7, ОГРН 1037702023831, далее - предприятие) в лице Северо-Западного бассейнового филиала (198035 г.Санкт-Петербург, Гапсальская ул., д.8) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 08.11.2012 № 08-096/2012-ПО о назначении административного наказания, вынесенного Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (191014 г.Санкт-Петербург, Литейный пр., д.39, далее – Департамент). Решением арбитражного суда от 22.01.2013, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленного требования отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о правомерном привлечении предприятия к административной ответственности по всем инкриминируемым эпизодам выявленных нарушений. В апелляционной жалобе, поддержанной в судебном заседании, ФГУП «Росморпорт» просит решение суда отменить полностью и прекратить производство по делу. По мнению заявителя, привлечение к административной ответственности по эпизоду выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без разрешения на выброс неправомерно ввиду недоказанности события правонарушения, отбор проб атмосферного воздуха в ходе проверки не производился, кроме того истек давности привлечения к административной ответственности. Привлечение к административной ответственности за непредставление госстатотчетности по форме 2-ТП (отходы) произведено без учета положений статьи 2.9 КоАП РФ; не установлена вина заявителя при привлечении к ответственности за отсутствие согласования порядка производственного контроля в области обращения с отходами; не установлена вина предприятия в сбросе сточных вод с превышением установленных нормативов. Представитель Департамента Росприроднадзора просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу предприятия – без удовлетворения. Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке. Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с 04.09.2012 по 24.09.2012 на основании распоряжения начальника Департамента Росприроднадзора от 29.08.2012 № ПВ-90/08 уполномоченными должностными лицами Департамента проведена плановая выездная проверка деятельности Северо-Западного бассейнового, Мурманского и Архангельского филиалов ФГУП «Росморпорт», по результатам которой составлен Акт проверки от 24.09.2012 № ПВ-90/08-А. В ходе проверки в деятельности Северо-Западного бассейнового филиала выявлены следующие нарушения природоохранного законодательства: - выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без разрешения на выброс для автомобильно-железнодорожного паромного комплекса филиала; - непредставление филиалом госстатотчетности по форме 2-ТП (отходы); - порядок производственного контроля в области обращения с отходами не согласован с федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами; - сброс сточных вод в водный объект в акваторию Лужской губы Финского залива через выпуск № 1 с превышением установленных нормативов качества. 17.10.2012 государственным инспектором по охране природы по Северо-Западному федеральному округу в отношении предприятия составлен протокол об административном правонарушении по делу № 08-096/2012-П, допущенные филиалом вышеперечисленные нарушения квалифицированы по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Постановлением от 08.11.2012 № 08-096/2012-ПО предприятию назначено наказание в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей. Не согласившись с привлечением к административной ответственности, ФГУП «Росморпорт» обжаловало постановление в арбитражном суде. Изучив материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, апелляционный суд приходит к следующим выводам. В соответствии со статьей 8.1 КоАП РФ административным правонарушением признается несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства. В ходе проверки Департаментом установлено, что Северо-Западным бассейновым филиалом осуществляется эксплуатация автомобильно-железнодорожного паромного комплекса (АЖПК), являющегося источником выбросов загрязняющих веществ. Срок действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 15.10.2009 № 17-11-904-В-09/10 для АЖПК истек 31.10.2010. Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № 26-24211-В-11/16 выдано Департаментом 15.11.2011. ФГУП «Росморпорт» вменено в вину осуществление выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период с 01.01.2011 по 15.11.2011 без разрешения на выброс. В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. В ходе проверки установлено и предприятием не оспаривается эксплуатация автомобильно-железнодорожного паромного комплекса, расположенного в морскому порту Усть-Луга, являющегося источником выброса вредных (загрязняющих) веществ. Также предприятием не оспаривается эксплуатация АЖПК в период с 01.01.2011 по 15.11.2011 в отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ. Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о длящемся характере данного нарушения, выявленного в ходе проверки, в связи с чем срок давности привлечения предприятия к административной ответственности должен исчисляться с 24.09.2012. Между тем, судом первой инстанции не принято во внимание, что статья 8.1 КоАП РФ, являясь общей нормой, устанавливает ответственность несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов капитального строительства, если не предусмотрена специальная ответственность. Специальной нормой по сравнению со статьей 8.1 КоАП РФ является статья 8.21 КоАП РФ, часть 1 которой предусматривает ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения, а потому подлежащая применению. Согласно пункту 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене. Учитывая изложенное, оспариваемое постановление Департамента в части привлечения ФГУП «Росморпорт» к административной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ по эпизоду выброса вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения признается апелляционным судом незаконным. Предприятие привлечено к административной ответственности за непредставление госстатотчетности по форме 2-ТП (отходы). В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1997 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Приказом Росстата от 28.01.2011 № 17 «Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» установлен срок предоставления отчетности по форме № 2-ТП (отходы) территориальному органу Росприроднадзора в субъекте Российской Федерации – 1 февраля после отчетного периода. Судом установлено, подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается не представление отчетности по форме № 2-ТП (отходы) в отношении отходов, образующихся в процессе деятельности Северо-Западного бассейнового филиала. Таким образом, привлечение предприятия к административной ответственности по статье 8.1 КоАП ПФ по данному эпизоду является правомерным. ФГУП «Росморпорт» вменено не согласование с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами порядка производственного контроля в области обращения с отходами для Северо-Западного бассейнового филиала. В соответствии со статьей 26 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами. В ходе проверки Департаментом установлено, что разработанный предприятием порядок производственного контроля в области обращения с отходами направлен в Департамент Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу 31.08.2012. Как следует из постановления о назначении административного наказания, на момент проведения проверки представленный в Департамент порядок производственного контроля не мог быть согласован, учитывая 30-дневный срок его рассмотрения со дня регистрации заявления юридического лица. Апелляционный суд обращает внимание, что по состоянию на даты составления протокола об административном правонарушении (17.10.2012) и вынесения постановления (08.11.2012) 30-дневный срок согласования порядка истек, однако названному обстоятельству Департаментом оценка не дана. Поскольку административным органом не отрицается наличие и соблюдение предприятием порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, факт представления его для согласования в процессе мероприятия по контролю сам по себе не свидетельствует о существенной угрозе охраняемым общественным отношениям в области экологии и охраны окружающей среды, а потому в силу статьи 2.9 КоАП РФ признается апелляционный судом малозначительным. ФГУП «Росморпорт» привлечено к административной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ за сброс сточных вод в водный объект – акваторию Лужской губы Финского залива через выпуск № 1 с превышением установленных нормативов качества. Судом установлено наличие у предприятия Разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду № 17-08-20-С-10/14, нормативы предельно допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект утверждены Невско-Ладожским БВУ. По представленным филиалом в ходе проверки Результатам производственного экологического контроля за I и II кварталы 2012 года Департамент выявил превышение в точке № 5 (выпуск № 1 в Лужскую губу) установленных нормативов качества сбрасываемых сточных вод в водный объект. Как следует из текста постановления о назначении административного наказания, точка отбора проб № 5 определена на выпуске № 1 после очистных сооружений с добавлением сточных вод, поступающих от ОАО «Компания Усть-Луга». Таким образом, довод предприятия о том, что точка отбора № 5 не определяет сброс сточных вод с превышением ПДК загрязняющих веществ именно филиалом ФГУП «Росморпорт», представленными Департаментами доказательствами не опровергнут. Кроме того, нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекте образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ. При изложенных обстоятельствах привлечение ФГУП «Росморпорт» к административной ответственности по указанному эпизоду на основании статьи 8.1 КоАП РФ признается апелляционным судом незаконным. Учитывая, что из четырех инкриминируемых предприятию нарушений экологических требований при эксплуатации Северо-Западным бассейновым филиалом объектов, апелляционным судом признано правомерным только привлечение к ответственности по эпизоду непредставления статотчетности по форме № 2-ТП (отходы), апелляционный суд считает возможным снизить назначенное Департаментом наказание в виде административного штрафа до минимального, установленного санкцией статьи 8.1 КоАП РФ, в размере 20 000 рублей. На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ: Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22 января 2013 года по делу № А56-69974/2012 изменить. Признать незаконным и отменить постановление Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу от 08.11.2012 № 08-096/2012-ПО в части назначения ФГУП «Росморпорт» наказания по статье 8.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере, превышающем 20 000 рублей. В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ФГУП "Росморпорт" - без удовлетворения.
Судья Е.А. Фокина
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2013 по делу n А56-32278/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|