Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2013 по делу n А56-69974/2012. Изменить решение (ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

09 апреля 2013 года

Дело №А56-69974/2012

Резолютивная часть постановления объявлена     04 апреля 2013 года

Постановление изготовлено в полном объеме  09 апреля 2013 года

Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда  Фокина Е.А.

при ведении протокола судебного заседания:  Ганичевой В.А.

при участии: 

от заявителя:  Минулина Д.А. по доверенности от 02.04.2011.

от ответчика:  Прыгичева А.В. по доверенности от 20.11.2012 № 02-19/11597.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-4541/2013)  ФГУП «Росморпорт»  на решение  Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.01.2013 по делу № А56-69974/2012 (судья Галкина Т.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства

установил:

Федеральное государственное унитарное предприятие «Росморпорт» (127055 г.Москва, ул.Сущевская, д.19 стр.7, ОГРН 1037702023831, далее - предприятие)  в лице Северо-Западного бассейнового филиала (198035 г.Санкт-Петербург, Гапсальская ул., д.8) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области с заявлением  о признании незаконным и отмене  постановления от 08.11.2012 № 08-096/2012-ПО о назначении административного наказания, вынесенного Департаментом Федеральной службы  по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному  федеральному округу (191014 г.Санкт-Петербург, Литейный пр., д.39, далее – Департамент).

Решением арбитражного суда от 22.01.2013, принятым в порядке упрощенного производства,  в удовлетворении заявленного требования отказано.

Суд первой инстанции пришел к выводу о правомерном привлечении предприятия к административной ответственности  по всем  инкриминируемым эпизодам  выявленных нарушений.

В апелляционной жалобе, поддержанной в судебном заседании, ФГУП «Росморпорт» просит решение суда отменить полностью и прекратить производство по делу. По мнению заявителя, привлечение к административной ответственности   по эпизоду  выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без разрешения на выброс  неправомерно ввиду недоказанности  события правонарушения, отбор проб  атмосферного воздуха в ходе проверки  не производился, кроме того истек давности привлечения к административной ответственности.

Привлечение к административной ответственности  за  непредставление госстатотчетности по форме 2-ТП (отходы)  произведено без учета  положений статьи  2.9 КоАП РФ;  не установлена вина заявителя  при привлечении  к ответственности  за отсутствие согласования  порядка производственного контроля в области обращения  с отходами;  не установлена вина предприятия  в сбросе  сточных вод с превышением  установленных нормативов.

Представитель  Департамента Росприроднадзора просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу предприятия – без удовлетворения.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как следует  из материалов дела и установлено судом,  в период с 04.09.2012 по 24.09.2012  на основании распоряжения  начальника Департамента  Росприроднадзора от 29.08.2012 № ПВ-90/08 уполномоченными должностными лицами Департамента проведена плановая выездная проверка  деятельности  Северо-Западного бассейнового, Мурманского и Архангельского  филиалов ФГУП «Росморпорт», по результатам которой составлен Акт проверки от 24.09.2012 № ПВ-90/08-А.

В ходе проверки в деятельности Северо-Западного бассейнового филиала выявлены  следующие нарушения природоохранного законодательства:

- выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без  разрешения на выброс   для автомобильно-железнодорожного паромного комплекса  филиала;

- непредставление  филиалом  госстатотчетности  по форме 2-ТП (отходы);

- порядок производственного контроля в области обращения с отходами не согласован с федеральным органом исполнительной  власти в области обращения с отходами;

- сброс сточных вод в водный объект в акваторию Лужской губы Финского залива через выпуск № 1   с превышением  установленных нормативов качества.

17.10.2012  государственным инспектором по охране природы  по Северо-Западному федеральному округу  в отношении предприятия составлен протокол  об административном правонарушении по делу № 08-096/2012-П, допущенные филиалом вышеперечисленные  нарушения квалифицированы по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Постановлением  от 08.11.2012 № 08-096/2012-ПО  предприятию назначено  наказание  в  виде административного штрафа в размере 60 000 рублей.

Не согласившись  с привлечением к административной  ответственности, ФГУП «Росморпорт» обжаловало постановление в арбитражном суде.

Изучив материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, апелляционный суд  приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 8.1 КоАП РФ  административным правонарушением признается несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.

В ходе проверки Департаментом установлено, что  Северо-Западным бассейновым филиалом  осуществляется  эксплуатация  автомобильно-железнодорожного паромного комплекса (АЖПК), являющегося источником выбросов загрязняющих веществ.

Срок действия  разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 15.10.2009 № 17-11-904-В-09/10 для АЖПК  истек 31.10.2010.

Разрешение на выброс вредных (загрязняющих)  веществ в атмосферный  воздух № 26-24211-В-11/16  выдано  Департаментом  15.11.2011.

ФГУП «Росморпорт» вменено в вину  осуществление выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период с 01.01.2011 по 15.11.2011  без разрешения на выброс.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

В ходе проверки установлено и предприятием не оспаривается  эксплуатация автомобильно-железнодорожного паромного комплекса, расположенного в морскому порту  Усть-Луга, являющегося источником выброса вредных (загрязняющих) веществ. Также предприятием не оспаривается  эксплуатация  АЖПК  в период с 01.01.2011 по 15.11.2011 в отсутствие разрешения  на выброс вредных (загрязняющих) веществ.

Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о длящемся характере   данного  нарушения,  выявленного  в ходе проверки, в связи с чем срок давности   привлечения предприятия к административной ответственности  должен исчисляться с 24.09.2012.

Между тем, судом первой инстанции не принято во внимание, что  статья 8.1 КоАП РФ, являясь общей нормой, устанавливает ответственность  несоблюдение  экологических требований  при эксплуатации  зданий, сооружений и иных объектов капитального строительства, если не предусмотрена специальная ответственность.

Специальной нормой по сравнению со статьей 8.1 КоАП РФ является статья 8.21 КоАП РФ, часть 1 которой предусматривает ответственность за  выброс  вредных веществ в атмосферный воздух  без специального разрешения, а потому подлежащая применению.

Согласно пункту 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.

Учитывая изложенное, оспариваемое постановление Департамента   в части  привлечения ФГУП «Росморпорт» к административной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ по  эпизоду выброса  вредных веществ в атмосферный воздух  без специального разрешения признается  апелляционным судом незаконным.

Предприятие привлечено к административной ответственности за непредставление  госстатотчетности  по форме 2-ТП (отходы).

В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1997 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Приказом Росстата от 28.01.2011 № 17 «Об утверждении  статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления»  установлен срок  предоставления отчетности по форме № 2-ТП (отходы)  территориальному органу  Росприроднадзора в субъекте Российской Федерации – 1 февраля  после отчетного периода.

Судом установлено, подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается  не представление  отчетности по форме № 2-ТП (отходы)  в отношении  отходов, образующихся в процессе деятельности Северо-Западного бассейнового  филиала.

Таким образом, привлечение предприятия к административной ответственности по статье 8.1 КоАП ПФ по данному эпизоду является правомерным.

ФГУП «Росморпорт»  вменено  не согласование с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами порядка  производственного контроля  в области обращения с отходами  для Северо-Западного бассейнового филиала.

В соответствии со статьей 26 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.

Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.

В ходе проверки Департаментом установлено, что разработанный предприятием порядок производственного контроля в области обращения с отходами направлен в Департамент Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу 31.08.2012.

Как следует из постановления  о назначении административного наказания,  на момент проведения проверки представленный в Департамент порядок производственного контроля не мог быть согласован,  учитывая 30-дневный срок  его рассмотрения со дня регистрации заявления юридического лица.

Апелляционный суд обращает внимание, что  по состоянию на даты  составления протокола об административном правонарушении (17.10.2012) и вынесения постановления (08.11.2012)  30-дневный срок  согласования порядка  истек, однако названному обстоятельству  Департаментом оценка не дана.

Поскольку  административным органом не отрицается наличие и соблюдение предприятием порядка  осуществления  производственного контроля  в области обращения с отходами,  факт представления его  для согласования   в процессе мероприятия по контролю сам по себе не свидетельствует о существенной угрозе охраняемым общественным отношениям  в области  экологии и охраны окружающей  среды, а потому в силу статьи 2.9 КоАП РФ признается апелляционный судом малозначительным.

ФГУП «Росморпорт» привлечено к административной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ  за сброс сточных вод в водный объект – акваторию Лужской губы Финского залива через выпуск № 1 с превышением установленных нормативов качества.

Судом установлено наличие у предприятия Разрешения на сброс  загрязняющих веществ в окружающую среду № 17-08-20-С-10/14, нормативы  предельно допустимых сбросов  веществ и микроорганизмов в водный объект утверждены Невско-Ладожским БВУ.

По  представленным филиалом в ходе проверки Результатам производственного экологического контроля  за I и II  кварталы  2012 года  Департамент  выявил  превышение в точке № 5 (выпуск № 1 в Лужскую губу) установленных нормативов качества сбрасываемых сточных вод в водный объект.

Как следует из текста постановления  о назначении административного наказания,  точка отбора проб № 5  определена на выпуске № 1  после очистных сооружений с добавлением сточных вод, поступающих от ОАО «Компания Усть-Луга».

Таким образом, довод предприятия о том, что точка отбора № 5  не определяет   сброс сточных вод с превышением  ПДК  загрязняющих веществ именно  филиалом  ФГУП «Росморпорт»,  представленными  Департаментами доказательствами не опровергнут.

Кроме того,  нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекте  образует состав административного правонарушения,  предусмотренного частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ.

При изложенных обстоятельствах   привлечение  ФГУП «Росморпорт» к административной ответственности  по указанному эпизоду на основании статьи 8.1 КоАП РФ  признается апелляционным судом незаконным.

Учитывая, что  из четырех инкриминируемых предприятию   нарушений    экологических требований при эксплуатации  Северо-Западным  бассейновым филиалом объектов,  апелляционным судом  признано  правомерным   только привлечение  к  ответственности по эпизоду непредставления статотчетности по форме   № 2-ТП (отходы),    апелляционный суд    считает возможным снизить назначенное  Департаментом  наказание  в виде административного штрафа  до  минимального, установленного санкцией статьи 8.1 КоАП РФ,  в размере 20 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение   Арбитражного  суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22 января 2013 года по делу № А56-69974/2012  изменить.

            Признать незаконным и отменить   постановление Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному                  округу от 08.11.2012 № 08-096/2012-ПО в части назначения  ФГУП «Росморпорт»  наказания  по  статье 8.1 КоАП РФ  в виде штрафа в размере, превышающем 20 000 рублей.

            В остальной части  решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ФГУП  "Росморпорт"  - без удовлетворения.

 

Судья

Е.А. Фокина

 

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2013 по делу n А56-32278/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также