Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2013 по делу n А26-8784/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

20 мая 2013 года

Дело №А26-8784/2012

Резолютивная часть постановления объявлена     15 мая 2013 года

Постановление изготовлено в полном объеме  20 мая 2013 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Шульги Л.А.

судей  Зотеевой Л.В., Фокиной Е.А.

при ведении протокола судебного заседания:  Ганичевой В.А.

при участии: 

от истца: Грущаковой Г.А. по дов.от 13.05.2013 №39

от ответчика: Зосим В.Е. по дов.от 16.06.2010

от 3-ьих лиц: не явились, извещены

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-6955/2013)  Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия на решение  Арбитражного суда  Республики Карелия от 31.01.2013 по делу № А26-8784/2012 (судья Мельник А.В.), принятое

по иску  Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия

к ОАО  "Петрозаводские коммунальные системы"

3-е лицо: 1) ЖЭК "Дружба-2", 2) ТСЖ "Зеленая-14", 3) ЖЭК "Дружба-3", 4) ЖЭК "Дружба-4", 5) ЖЭК "Дружба-5", 6) Государственный комитет  Республики Карелия  по ценам и тарифам

о понуждении к исполнению  решения  и предписания

установил:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия: 185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск, наб. Варкауса, 1а, ОГРН 1021000526326 (далее - истец, УФАС, управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с исковым заявлением к  открытому акционерному обществу "Петрозаводские коммунальные системы": 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д.11в, ОГРН 1031000052335   (далее - ответчик, ОАО «ПКС», общество) о понуждении к исполнению решения и предписания, в котором просят суд обязать ОАО «ПКС» произвести перерасчет объединениям граждан за потребленный ими в период с 01.01.2009 по дату вступления в силу судебного акта, вынесенного по результатам рассмотрения настоящего иска, энергоресурс (горячее водоснабжение) с применением нормативов и установленных тарифов на услугу «горячее водоснабжение» для населения, и зачислить суммы перерасчета в счет будущих платежей. Применять в расчетах с объединениями граждан за потребленный ими энергоресурс - горячее водоснабжение тарифы, установленные уполномоченным органом, с даты вступления в законную силу решения, вынесенного по результатам рассмотрения настоящего иска.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, к участию в деле привлечены ЖЭК "Дружба-2", товарищество собственников жилья "Зеленая-14", ЖЭК "Дружба-3", ЖЭК "Дружба-4", ЖЭК "Дружба-5" и Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам.

В ходе судебного разбирательства управление уточнило исковые требования и просило суд обязать ответчика исполнить предписание от 26.08.2010 №03-16/31-25/2010 путем совершения следующих действий: произвести перерасчет объединениям граждан (жилищным, жилищно-эксплуатационным и жилищно-строительным кооперативам, товариществам собственников жилья и т.п.) за потребленную горячую воду с применением тарифов на горячее водоснабжение, установленных постановлением Государственного комитета Республики Карелия по энергетике  и регулированию тарифов от 29.122008 №246 «О тарифах на горячую воду открытого акционерного общества «Петрозаводские коммунальные системы», решением Петрозаводского городского совета от 27.04.2010 №26/41-819 «Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую ОАО «Петрозаводские коммунальные системы» и действовавших в г. Петрозаводске для открытой системы горячего водоснабжения, а именно:

-с 01.01.2009 по 31.03.2009 - 63.56 руб./куб.м.;

-с 01.04.2009 по 31.05.2010 - 63.08 руб./куб.м.;

-с 01.06.2010 по 31.05.2011 - 68.02 руб./куб.м.;

-с 01.06.2011 по дату вынесения решения по настоящему делу - 63.08 руб./куб.м.

Применять в дальнейшем в расчетах за горячее водоснабжение с объединениям граждан (жилищным, жилищно-эксплуатационным и жилищно-строительным кооперативам, товариществам собственников жилья и т.п.) тариф на горячую воду, установленный уполномоченным органом для населения.

Уточнение предмета иска принято судом в соответствии со статьей 49 АПК РФ.

            Решением от 31.01.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.

            УФАС по Республике Карелия обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Карелия от  31.01.2013 по делу №А26-8784/2012 и принять новый судебный акт. Податель жалобы считает, что вывод суда первой инстанции о том, что размер платы за тепловую энергию на нужды отопления и горячего водоснабжения в домах, привлеченных к участию в деле третьих лиц, должен рассчитываться исходя из утвержденных тарифов на тепловую энергию в совокупности с учетом отпущенного объема этого коммунального ресурса, неправомерен, поскольку в данных домах имеется централизованная система горячего водоснабжения, а приготовлением горячей воды на внутридомовом оборудовании указанные лица не занимаются. Кроме того, управление ссылается на постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.09.2011 по делу №А26-9669/2010, котором признано законным решение УФАС от 26.08.2010 по делу о нарушении антимонопольного законодательства №03-16/31-2010 и предписание от 26.08.2010 №03-16/31-25/2010, которое в свою очередь имеет преюдициальное значение для данного дела.

            В судебном заседании апелляционной инстанции представитель управления доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, считает решение суда законным и обоснованным и не подлежащим отмене.

             До начала судебного разбирательства от ЖЭК «Дружба-4» через канцелярию суда поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он полностью поддерживает позицию УФАС по данному делу, считает решение подлежащим отмене.

   С учетом отсутствия возражений со стороны представителей истца и ответчика апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, в УФАС поступило коллективное письмо ЖЭК «Дружба-2», ЖЭК «Дружба-3», ЖЭК «Дружба-4», ЖСК «Дружба-5», а также заявление ТСЖ «Зеленая-14» с просьбой провести проверку действий Общества по применению тарифов на горячее водоснабжение на предмет соответствия действующему антимонопольному законодательству.

В рамках проведения соответствующей проверки Управление установило, что ОАО «ПКС» оказывает услуги по передаче тепловой энергии, которые в силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» отнесены к сфере деятельности субъектов естественной монополии.

Также Управление пришло к выводу о том, что в соответствии с частями 1 и 5 статьи 5 Закона № 135-ФЗ общество занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче пара и горячей воды (тепловой энергии).

Абонентами ОАО «ПКС» являются 184 объединения граждан, у двадцати пяти из которых отсутствуют приборы учета тепловой энергии и в этом случае общество определяло объем тепловой энергии, отпущенной ТСЖ, ЖСК и ЖЭК, на основании Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителей в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя России от 06.05.2000 № 105 (далее - Методика № 105). Отпуская ТСЖ, ЖСК и ЖЭК горячую воду ответчик взимал плату по тарифу, утвержденному для всех потребителей тепловой энергии в горячей воде: в 2009 году в размере 737 руб. 67 коп. за Гкал, а в 2010 году в размере 911 руб. 02 коп. за Гкал.

Вместе с тем, с 01.01.2009 тариф на горячую воду в городе Петрозаводске для открытой системы водоснабжения составлял 63 руб. 56 коп. за 1 куб. м, с 01.04.2009 - 63 руб. 08 коп. за 1 куб. м.

Решением Петрозаводского городского совета от 27.04.2010 № 26/41-819 «Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую ОАО «Петрозаводские коммунальные системы» для потребителей Петрозаводского городского округа» на период с 1 июня 2010 года по 31 мая 2011 года в соответствии с Производственной программой ОАО «ПКС» установлен тариф на горячую воду, поставляемую потребителям Петрозаводского городского округа: в домах с открытой системой теплоснабжения с неизолированными стояками, без наружных сетей горячего водоснабжения, в размере 68 руб. 02 коп. за 1 куб. м (без НДС); в домах с закрытой системой теплоснабжения с неизолированными стояками, без наружных сетей горячего водоснабжения, в размере 43 руб. 87 коп. за 1 куб. м (без НДС).

Оценив полученные в рамках антимонопольного производства документы, УФАС пришло к выводу, что общество фактически предоставляло ТСЖ, ЖСК и ЖЭК услугу «горячее водоснабжение» и при этом осуществляло расчеты с перечисленными организациями как с юридическими лицами путем выставления им счетов на оплату услуги, измеряемой в Гкал и по тарифу, установленному Государственным комитетом Республики Карелия по энергетике и регулировании тарифов на тепловую энергию, вместо предъявления счетов на услугу по горячему водоснабжению, измеряемую в кубических метрах и исчисляемую по тарифам, утвержденным решением совета Петрозаводского городского округа.

Решением от 26.08.2010 по делу № 03-16/31-2010 Управление признало в действиях общества, нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем применения в расчетах с объединениями граждан (жилищными и жилищно-строительными кооперативами, товариществами собственников жилья) тарифа на тепловую энергию вместо тарифа на горячее водоснабжение для населения, установленного уполномоченным органом.

На основании принятого решения УФАС выдало ОАО «ПКС» предписание от 26.08.2010 № 03-16/31-2010, которым обязало Общество прекратить выявленное нарушение антимонопольного законодательства путем:

-осуществления расчетов и определения количества потребленного объединениями граждан (жилищными и жилищно-строительными кооперативами, товариществами собственников жилья) энергоресурса в соответствии с Правилами и иными нормативно-правовыми актами, регламентирующими порядок расчетов с гражданами потребителями;

-применения в расчетах за тепловую энергию на горячее водоснабжение с объединениями граждан (жилищными и жилищно-строительными кооперативами, товариществами собственников жилья) тарифов на горячую воду, установленных для населения уполномоченным органом.

Согласно предписанию ОАО «ПКС» надлежит в течение шестидесяти дней с момента получения этого предписания устранить последствия нарушения антимонопольного законодательства путем осуществления перерасчета объединениям граждан за потребленный ими в период с 01 января 2009 года и до момента вынесения предписания энергоресурс (тепловая энергия на горячее водоснабжение) и зачисления сумм перерасчета в счет будущих платежей.

Неисполнение ОАО «ПКС» предписания явилось основанием обращения управления с иском в суд.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, пришел к выводу о том, что размер платы за тепловую энергию на нужды отопления и горячего водоснабжения в домах третьих лиц, имеющих открытую систему теплоснабжения, должен рассчитываться исходя из утвержденных тарифов на тепловую энергию в совокупности с учетом отпущенного объема этого коммунального ресурса.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы присутствующих в судебном заседании представителей сторон, суд апелляционной инстанции признал жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 11 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) - теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей) В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона о теплоснабжении потребители, подключенные к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения, в случаях, предусмотренных названным Законом, в порядке, установленном статьей 15 Закона о теплоснабжении.

В соответствии с пунктом 47 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 (далее – Основы ценообразования) тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.

Пунктом 48 Основ ценообразования установлено, что тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. метра холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2013 по делу n А56-74884/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также