Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2013 по делу n А56-74567/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

14 июня 2013 года

Дело №А56-74567/2012

Резолютивная часть постановления объявлена     06 июня 2013 года

Постановление изготовлено в полном объеме  14 июня 2013 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  А.Б. Семеновой

судей  Г.В. Борисовой, И.Г. Савицкой

при ведении протокола судебного заседания:  Е.С. Федосеевой

при участии: 

от истца (заявителя): представителя А.М. Олихвера (доверенность от 03.12.2012)

от ответчика (должника): представителя А.В. Литвинчука (доверенность от 18.01.2013 №1-23/2013-9)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-8993/2013) ООО «Барон» на решение  Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.03.2013 по делу № А56-74567/2012 (судья Д.Ю. Боровлев), принятое

по иску (заявлению) ООО "Барон"

к Департаменту государственного экологического контроля Комитет государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области

об оспаривании постановления о назначении административного наказания

 

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Барон" (188477, Ленинградская область, Кингисеппский район, дер. Вистино, д.34, ОГРН 1054700339451) (далее - Общество, ООО «Барон») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента государственного надзора Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области (197342, Санкт-Петербург, ул. Торжковская, д.4) (далее – Департамент) от 26.11.2012 № 0426-12/Д о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьями 8.1 и 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением от 20.03.2013 суд признал незаконным и отменил постановление Департамента в части привлечения Общества к административной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказал.

Не согласившись с принятым решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на необоснованность решения суда, просит его отменить и принять новый судебный акт по делу. По мнению подателя жалобы, судом неправомерно отклонен довод Общества о малозначительности вменяемого правонарушения, так как совершенным Обществом правонарушением не причинен вред охраняемым общественным правоотношениям. Кроме того, заявитель считает, что административным органом были допущены существенные процессуальные нарушения в ходе привлечения к административной ответственности, а также не представлено доказательств того, что уничтожение отходов путем сжигания осуществлялось именно Обществом.

В судебном заседании представитель ООО «Барон» поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представитель Департамента против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве на нее.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, в связи с коллективным обращением жителей дер. Вистино Кингисеппского района Ленинградской области и на основании полученных в Администрации МО «Вистинское сельское поселение» сведений 11.10.2012 Департаментом было возбуждено в отношении ООО «Барон» дело об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ (определение от 11.10.2012 №0426-12/Д – т.1 л.д.16-18).

29.10.2012 главным государственным инспектором Департамента в присутствии законного представителя – генерального директора  ООО «Барон» Аванесяна В.И. и двух понятых произведен осмотр принадлежащих Обществу помещений и территорий по адресам: Ленинградская область, Кингисепский район, дер. Югантово (магазин и кафе) и дер. Вистино (магазин и кафе).

Результаты осмотра оформлены протоколами осмотра от 29.10.2012 №0426-12/Д-1 и №0426-12/Д-2 с приложенными фотоматериалами (т.1 л.д.40-51).

12.11.2012 в связи с выявлением в ходе проверки признаков административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, должностным лицом Департамента в отношении Общества составлен протокол №0426-12/Д об административном правонарушении по части 8.2 КоАП РФ (т.1 л.д.83-89).

Департаментом в присутствии законного представителя Общества вынесено постановление от 26.11.2012 №426-12/ДП о назначении административного наказания, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьями 8.1, 8.2 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде наложения административного штрафа в размере 100000 руб. (т.1 л.д. 6-13).

Обществу вменяется нарушение требований пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон №7-ФЗ), статей 11, 14,  18, 19 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон №89-ФЗ), статьи 18 Федерального закона РФ от 04.05.1999  №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон №96-ФЗ), статьи 9 Областного закона Ленинградской области «Об обращении с отходами в Ленинградской области» (далее – Закон №7-ОЗ), выразившееся в следующем:

- временное накопление отходов, образованных в результате жизнедеятельности работников, либо покупателями, а также при уборке помещений осуществляется в картонных коробках;

-     в целях временного складирования отходов производства и потребления 1V-V классов опасности, образующихся в результате хозяйственной и иной деятельности общества, за каждым зданием магазина-кафе предусмотрены металлические емкости, на которых обнаружены признаки сжигания отходов (остатки обгоревших отходов, пепел и копоть на металле емкостей). Иных мест накопления отходов IV-V классов опасности общество не имеет.

При этом при накоплении отходов отсутствует разделение отходов по видам и классам опасности, все отходы различного состава подвергаются сжиганию;

- в д. Югантово здание магазина-кафе не подключено к канализованным сетям. За зданием магазина-кафе предусмотрен туалет (выгребная яма). При этом обществом не предоставлены документы на транспортировку и обезвреживание жидких бытовых отходов;

- не установлен способ накапливания отработанных ртутьсодержащих ламп;

- в ходе проверки не установлено место конечного размещения отходов производства и потребления Общества в соответствии с договором Общества с ООО УК «Экосистема» от 01.08.2012 на оказание услуг по организации вывоза ТБО 4-5 классов опасности, в дополнительном соглашении к договору от 01.04.2012 отсутствует место сбора отходов на ул. Ижорская в дер. Вистино, где размещен магазин ООО «Барон». Согласно письму ООО УК «Комфорт», с которым у Общества заключен договор от 01.07.2010 на выполнение работ по вывозу ТБО в дер. Вистино, в период с 01.07.2010 и по 31.12.2010 Общество в указанную организацию не обращалось, отходы не вывозились, действие договора не продлевалось;

- в ходе административного расследования административным органом установлено, что основной деятельностью Общества является розничная торгово-закупочная деятельность товаров производственного назначения и народного потребления на территории Кингисеппского района, в результате которой  образуются 6 видов отходов производства и потребления, в том числе:

ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (Код по ФККО 353 301 00 13 01 1 -1 класс опасности);

мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (Код по ФККО 912 004 00 01 00 4 - IV класс опасности);

твёрдые коммунальные отходы (смет с территории) (Код по ФККО 910 ООО 00 00 00 0 - класс опасности не определен);

полиэтиленовая тара, поврежденная (Код по ФККО 571 029 03 13 99 5 - V класс опасности);

пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные (Код по ФККО 912 010 01 00 00 5 - V класс опасности);

- отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами (Код по ФККО 912 011 00 01 00 5 - V класс опасности);

отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки (Код по ФККО 951 000 00 00 00 0 - класс опасности не определен).

При этом Обществом предоставлены паспорта опасных отходов и обоснование отнесения отходов к классу опасности для окружающей среды лишь на некоторые виды отходов:

ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (Код по ФККО 353 301 00 13 01 1 -1 класс опасности);

мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (Код по ФККО 912 004 00 01 00 4 - IV класс опасности);

отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственным товарами (Код по ФККО 912 011 00 01 00 5 - V класс опасности).

Представленные паспорта в нарушение приказа МПР и экологии РФ от 02.12.2002 № 785 не имеют согласования уполномоченного территориального органа МНР России, следовательно, не являются действующими.

Общество при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы, не имеет разработанного и утвержденного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение или отчета об использовании, обезвреживании и размещении отходов за период 2011 год с подтверждением отправки его в уполномоченный федеральный исполнительный орган до 15 января 2012 года. Соответственно Общество не имеет действующих нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Кроме того, в ходе административного расследования Департамент установил, что Общество не ведет учет образовавшихся, использованных обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Полагая привлечение к административной ответственности незаконным, Общество оспорило указанное постановление в арбитражном суде.

Отказывая в удовлетворении заявления в части привлечения Общества к административной ответственности по части 8.2 КоАП РФ, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия состава административного правонарушения в действиях заявителя, а также отсутствия процессуальных нарушений при привлечении заявителя к административной ответственности и оснований для признания вменяемого правонарушения малозначительным.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены принятого решения на основании следующего.

Статьей 8.2 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Исходя из статьи 1 Закона N 89-ФЗ обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

В силу статьи 11 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации.

Согласно части 1 статьи 51 Закона №7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно требованиям пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха, запрещается.

В соответствии со статьей 9 Областного закона Ленинградской области от 04.03.2010 №7-ОЗ «Об обращении с отходами в Ленинградской области» производители (собственники) отходов, являющиеся индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами, обязаны в процессе хозяйственной деятельности осуществлять сбор вторичных материальных ресурсов, подлежащих переработке во вторичное сырье, и обеспечивать такую перераьотку либо осуществлять передачу образовавшихся отходов лицам, осуществляющим деятельность по их переработке; обеспечивать соблюдение требований, предъявляемых к осуществлению сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отходов.

Согласно пунктам 2, 3 статьи 14 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2013 по делу n А21-4456/2010. Отменить определение первой инстанции: Направить вопрос на новое рассмотрение (ст.272 АПК)  »
Читайте также