Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2013 по делу n А56-12662/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

02 июля 2013 года

Дело №А56-12662/2013

Резолютивная часть постановления объявлена     25 июня 2013 года

Постановление изготовлено в полном объеме  02 июля 2013 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Борисовой Г.В.

судей   Лопато И.Б., Савицкой И.Г.

при ведении протокола судебного заседания:  Федосеевой Е.С.

 при участии:

от заявителя: Лифшица А.Л. по доверенности от 10.03.2013;

от заинтересованного лица:  Иванова Ф.К. по доверенности от 24.12.2012;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6962/07) ООО «Экотон-Центральный»   на  решение  Арбитражного  суда  Санкт-Петербурга  и  Ленинградской  области  от 26.04.2013  по делу № А56-12662/2013 (судья  Синицына Е.В.) , принятое

по заявлению ООО «Экотон-Центральный»

 к Межрегиональному  управлению  Федеральной службы по финансовому мониторингу   по  Северо-Западному  федеральному  округу

об обжаловании  постановления и представления

установил:

   ООО «Экотон-Центральный»  (191011, Санкт-Петербург, Невский пр. д.32-34,19, ОГРН 1079847063790, далее – общество) обратилось  в  Арбитражный  суд  Санкт-Петербурга  и  Ленинградской  области  с  заявлением  о  признании  незаконным  и отмене постановления Межрегионального  управления  Федеральной службы по финансовому мониторингу   по  Северо-Западному  федеральному  округу (191123, Санкт-Петербург, набережная Робеспьера, дом 10А, ОГРН 1027809169629, далее МРУ Росфинмониторинга  по СЗФО) №04-12/03-1/1 от 31.01.2013 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 Кодекса  РФ  об  административных правонарушениях и представления №18-04-25/333 от 04.02.2013  об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Решением арбитражного суда  в удовлетворении заявленных требований обществу отказано, в связи с обоснованным привлечением  его к административной ответственности и правомерным выставлением представления.

Не согласившись с решением суда, общество направило апелляционную  жалобу, в которой просило решение отменить, заявленные требования удовлетворить.

Не  согласившись  с  решением  суда  первой  инстанции,  общество направило  апелляционную  жалобу,  в  которой  просило  решение  суда  отменить  и  принять  новый  судебный  акт  об удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, указав на недоказанность объективной стороны правонарушения по части 1 статьи 15.27 Кодекса  РФ  об  административных правонарушениях. По мнению заявителя, на общество не  распространяется действие Федерального  закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О  противодействии  легализации (отмыванию)  доходов,  полученных  преступным  путем,  и  финансированию  терроризма» (далее- Закон №115-ФЗ), поскольку номинальное  указание в Уставе ООО «Экотон-Центральный»  на декларируемый вид деятельности – оказание посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом и соответствующего ему кода ОКВЭД 70.31, не может служить основанием для отнесения общества в субъекту вменяемого правонарушения; административным органом не доказано, что общество от своего имени или по поручению принципала заключало договор купли-продажи, получало вознаграждение за оказанные услуги; в протоколе об административном правонарушении неполно отражено место его составления.

Представитель   административного органа  в  судебном  заседании  с  доводами  апелляционной  жалобы  не  согласился,  просил  решение  суда  первой  инстанции  оставить  без  изменения,  апелляционную  жалобу  без  удовлетворения, свои доводы изложил в отзыве.

Законность  и  обоснованность  принятого  решения  проверяются  в  порядке  и  по  основаниям,  установленными  статьями  258, 266-271  АПК  РФ.

Выслушав  представителей сторон,  исследовав  материалы  дела,  обсудив  доводы  апелляционной  жалобы,  апелляционный  суд  не    находит  оснований для ее удовлетворения.

Как  видно  из  материалов  дела, в период с 15.01.2013 по 24.01.2013 должностными лицами МРУ Росфинмониторинга по СЗФО на основании приказа от 09.01.2013 №04-01/01-П проведена выездная  проверка  соблюдения  ООО «Экотон-Центральный» за период с 01.01.2010 по 31.12.2012  законодательства  о  противодействии  легализации (отмыванию) доходов,  полученных  преступным  путем,  и  финансированию  терроризма,  в части организации и исполнения правил внутреннего  контроля.

В  ходе  проверки  установлено,  что  общество   в  нарушение  пунктов  2  и 9 статьи 7  Закона №115-ФЗ и постановления Правительства РФ  №6 от 08.01.2003 «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» не  представило документы, необходимые для постановки на учет(заявление и карту постановки на учет Формы 2-КПУ) ; не осуществляло  организацию  внутреннего  контроля,  а именно,   не разработало, не утвердило и не направило правила внутреннего контроля на согласование в уполномоченный орган, а также  не представило сведения, касающиеся назначения должностных лиц, ответственных за их исполнение, и их обучение.

По  результатам  проверки 24.01.2013  составлен  акт  №2.

24.01.2013 ведущим специалистом МРУ Росфинмониторинга по СЗФО, в отношении ООО «Экотон-Центральный», составлен протокол об административном правонарушении №04-12/03-1/1, основанием к его составлению послужили результаты рассмотрения материалов проверки, оформленных актом от 24.01.2013 №2.

Постановлением от 31.01.2013 №04-12/03-1/1 ООО «Экотон-Центральный»  привлечено к административной ответственности по части 1  статьи 15.27  Кодекса  РФ  об   административных  правонарушениях  в виде штрафа в размере 50 000 рублей, за отсутствие разработанных и утвержденных правил внутреннего контроля, а также неназначение лица, ответственного за их исполнение.

Общество  считая, что не является надлежащим субъектом вменяемого ему правонарушения, а также, указывая на наличие существенных  процессуальных нарушений при привлечении его к административной ответственности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд  первой  инстанции, оценив обстоятельства дела, отказал в удовлетворении заявления. Суд апелляционной инстанции считает данный вывод суда правильным.

Частью 1 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях  (в ред. Федерального закона от 08.11.2011 N 308-ФЗ, действующей на момент совершения правонарушения) предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи.

Отношения  граждан  Российской  Федерации,  иностранных  граждан  и  лиц  без  гражданства,  организаций,  осуществляющих  операции  с  денежными  средствами  или  иным  имуществом,  а  также  государственных  органов,  осуществляющих  контроль  на  территории  Российской  Федерации  за  проведением  операций  с  денежными  средствами  или  иным  имуществом,  в  целях  предупреждения,  выявления  и  пресечения  деяний,  связанных  с  легализацией (отмыванием)  доходов,  полученных  преступным  путем,  и  финансированием  терроризма,  регулируются Федеральным  законом от 07.08.2001 №115-ФЗ «О  противодействии  легализации (отмыванию)  доходов,  полученных  преступным  путем,  и  финансированию  терроризма» (далее-Закон №115-ФЗ).

В соответствии со статьей 4 Закона N 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся в том числе обязательные процедуры внутреннего контроля.

Внутренний контроль - это деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (статья 3 Закона N 115-ФЗ).

В силу пункта 2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются руководителем организации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 667 утверждены Требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом ( за исключением кредитных организаций).

 Согласно указанным Требованиям (пункт 4) Правила внутреннего контроля включают в себя следующие программы осуществления внутреннего контроля:

а) программа, определяющая организационные основы осуществления внутреннего контроля (далее - программа организации внутреннего контроля);

б) программа идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей (далее - программа идентификации);

в) программа оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (далее - программа оценки риска);

г) программа выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма (далее - программа выявления операций);

д) программа документального фиксирования информации;

е) программа, регламентирующая порядок работы по приостановлению операций в соответствии с Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее соответственно - Федеральный закон, программа по приостановлению операций (сделок));

ж) программа подготовки и обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

з) программа проверки осуществления внутреннего контроля;

и) программа хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - программа хранения информации).

5. В правилах внутреннего контроля устанавливаются полномочия, а также обязанности, возлагаемые на специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля (далее - специальное должностное лицо).

В силу пункта 6 Требований,  правила внутреннего контроля утверждаются руководителем организации.

Программа организации внутреннего контроля разрабатывается с учетом следующего условия: в организации в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона назначается специальное должностное лицо(пункт 7 а)

Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона, а также Постановлением Правительства РФ от 05.12.2005 N 715 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» организация обязана назначить специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля.

Приказом от 03.08.2010 N 203 утверждено Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (вступило в силу 05 октября 2010 года), (далее - Положение).

В ходе проверки установлено, что в нарушение п. 2 ст. 7 Закона №115-ФЗ в обществе не назначено специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля. Данный факт общество не отрицает.

Таким образом, в обществе в течение длительного времени отсутствовало специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля, соответствующее предъявляемым квалификационным требованиям, что привело к отсутствию возможности реализации процедур внутреннего контроля в обществе, в том числе осуществления обучения сотрудников в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, выявления операций, подлежащих контролю, что также свидетельствует об отсутствии организованной системы внутреннего контроля.

Апелляционным судом не принимается довод общества о том, что оно не является субъектом вменяемого ему правонарушения в силу следующего.

К организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, в соответствии со статьей 5 Закона N 115-ФЗ относятся, в числе прочих, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Как следует из пункта 2.2 Устава ООО НДВ СПб», утвержденного 17.01.2007, одним из видов деятельности общества является оказание посреднических услуг при  купле-продаже недвижимого имущества, с указанием соответствующих данным услугам кодов (код ОКВЭД-70.3 - предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом; код ОКВЭД 70.31.1 - предоставление посреднических

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2013 по делу n А21-6629/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также