Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2013 по делу n А26-6617/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

05 июля 2013 года

Дело №А26-6617/2012

Резолютивная часть постановления объявлена     27 июня 2013 года

Постановление изготовлено в полном объеме  05 июля 2013 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Полубехиной Н.С.

судей  Горбик В.М., Старовойтовой О.Р.

при ведении протокола судебного заседания: Пономаревым П.Н.,

при участии: 

от заявителя: Шорин С.Б. (паспорт), Пушкина Я.А. (доверенность от 17.11.2010г.)

от ответчика: не явился (извещен)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-7099/2013) индивидуального предпринимателя Шорина Сергея Борисовича на решение Арбитражного суда  Республики Карелия от 23.01.2013 по делу № А26-6617/2012 (судья Подкопаев А.В.), принятое

по заявлению индивидуального предпринимателя Шорина Сергея Борисовича

к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Карелия

о признании незаконным бездействия,

установил:

Индивидуальный предприниматель Шорин С.Б. (далее – Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Карелия (далее – Территориальное агентство) и Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее – Росимущество, Федеральное агентство) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения по предоставлению заявителю в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 10:12:0011605:47, общей площадью 291 401 кв.м по адресу: Республика Карелия, Лахденпохский район, г. Лахденпохья, в южной части кадастрового квартала 10:12:01 16 05, расположенного под принадлежащими Предпринимателю на праве собственности объектами недвижимости, и обязании Росимущества устранить допущенное нарушение его прав путем поручения Территориальному управлению принятия решений о предоставлении заявителю в собственность за плату земельного участка и направлении проекта договора купли-продажи земельного участка.

            В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции Предпринимателем заявлено о снятии требований к Росимуществу и после уточнения порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявленных требований заявитель просил признать незаконным, как не соответствующее Земельному кодексу РФ, бездействие Территориального управления, выразившееся в непринятии решения по предоставлению предпринимателю Шорину С.Б. в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 10:12:0011605:47, общей площадью 291401 кв.м, расположенного по адресу: Республика Карелия, Лахденпохский район, г. Лахденпохья, в южной части кадастрового квартала 10:12:01 16 05, расположенного под принадлежащими предпринимателю на праве собственности объектами недвижимости, и обязать ответчика устранить допущенное нарушение его прав путем принятия решения о предоставлении в собственность земельного участка, а также путем направления ему проекта договора купли-продажи земельного участка.

Решением от 23.01.2013г. в удовлетворении заявления отказано. Суд со ссылкой на п. 4.8 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Карелия (в редакции от 31.01.2012г.) посчитал, что со стороны Территориального управления не допущено незаконного бездействия по непринятию решения о предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка площадью более 29 гектаров, поскольку со стороны Росимущества отсутствует поручение Территориальному управлению о продаже спорного участка.

Кроме того, суд, отказывая в удовлетворении заявления, исходил из того, что на испрашиваемом земельном участке, в числе иных имеются объекты недвижимости, имеющие признаки капитальных строений, на которые Предприниматель не представил правоустанавливающие документы, в связи с чем суд пришел о недоказанности заявителем права на приобретение в собственность спорного участка в порядке ст. 36 Земельного кодекса РФ.

В апелляционной жалобе, поданной Предпринимателем, ответчик просит решение отменить и удовлетворить заявление, оспаривая выводы суда, послужившие основаниями для отказа в удовлетворении заявления.

Территориальное управление в отзыве на апелляционную жалобу указало, что нахождение на спорном участке объектов недвижимости, не принадлежащих заявителю, исключает возможность отчуждения участка в собственность Предпринимателя.

На основании ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса РФ произведена замена состав суда и рассмотрение дела начато сначала.

В судебном заседании представитель Предпринимателя апелляционную жалобу поддержала, доводы жалобы подтвердила. Территориальное управление о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направило.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, 15 июня 2005 года между Территориальным управлением и Шориным С.Б. заключен договор № 271-ВВИ, согласно которому Шорину С.Б. передан в аренду земельный участок площадью 291401 кв.м, из земель поселений, расположенный по адресу: Республика Карелия, г. Лахденпохья, военный городок № 2.

На арендуемом земельном участке расположены следующие объекты: здание столовой (инв. № 4), здание штаба с общежитием (инв. № 242), здание КПП (инв. № 133), здание столовой под склад (инв. № 37), здание МАП (инв. № 254), здания казарм (инв. № 1, инв. № 2, инв. № 3), здание штаба с подвалом (инв. № 5), здание КТП (инв. № 210).

Договор заключен на срок с 1 января 2005 года по 31 декабря 2005 года. После 31.12.2005г. договор возобновлен на неопределенный срок в порядке п. 2 ст. 610, п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса РФ.

            Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 3 июня 2009 года, земельный участок общей площадью 291 401 кв.м, с кадастровым номером 10:12:01 16 05:047, расположенный в г. Лахденпохья, южная часть кадастрового квартала 10:12:01 16 05 Лахденпохского кадастрового района принадлежит на праве собственности Российской Федерации.

Свидетельствами о государственной регистрации прав (выданными в период с 2005 по 2008 г.г.) подтверждено, что на испрашиваемом земельном участке находятся принадлежащие Предпринимателю следующие объекты недвижимости:

здание штаба с подвалом, общей площадью 1192,3 кв.м; здание контрольно-технического пункта, общей площадью 88,2 кв.м; жилой дом, 1-этажный с мансардой, общей площадью 402,1 кв.м; жилой дом, 2-этажный, общей площадью 91,2 кв.м; здание казармы, общей площадью 4158,1 кв.м; здание казармы, общей площадью 4009,5 кв.м; здание казармы, общей площадью 4006,9 кв.м; здание столовой, общей площадью 2289,1 кв.м; здание штаба с общежитием, общей площадью 2063,7 кв.м; здание столовой под склад, общей площадью 773,1 кв.м; здание МАП, общей площадью 548,1 кв.м; здание КПП общей площадью 49,3 м2, в том числе жилой – 37,4 кв.м; здание штаба с подвалом, общей площадью 1192,3 кв.м; здание овощехранилища, общей площадью 298,3 кв.м; здание овощехранилища, общей площадью 137,6 кв.м; здание гаража, общей площадью 1225,6 кв.м; здание котельной, общей площадью 134 кв.м; одноэтажное здание казармы, общей площадью 172 кв.м; здание гаража, общей площадью 2452,4 кв.м; здание гаража, общей площадью 707,8 кв.м; здание гаража, общей площадью 707,5 кв.м; гостевой дом, объект незавершенного строительства, площадь застройки 593,99 кв.м; здание гостевого домика, общей площадью 307,6 кв.м; кафе, общей площадью 326,4 кв.м; здание склада, общей площадью 326,2 квм. (свидетельство о государственной регистрации права от 11.01.2013).

            20 января 2012 года Предприниматель обратился в Территориальное управление с заявлением о предоставлении ему на праве собственности земельного участка площадью 291401 кв.м, кадастровый номер 10:12:0011605:47, находящийся по адресу: Республика Карелия, г. Лахденпохья, Военный городок № 2, из земель поселений, на котором расположены принадлежащие ему на праве собственности здания, согласно перечню.

            15 февраля 2012 года Территориальное управление направило Предпринимателю письмо, в котором уведомило его, что Территориальное управление может принимать решения о предоставлении федеральных земельных участков, площадь которых превышает 1 гектар, в собственность гражданам и юридическим лицам, только по поручению Федерального агентства. Территориальное управление уведомило Предпринимателя о том, что письмом от 13 февраля 2012 года направило его заявление с пакетом документов в Росимущество для рассмотрения и принятия решения.

Письмом от 4 июня 2012 года № ПП-10/18080 Росимущество возвратило в Территориальное управление пакет документов на доработку, с указанием, что с учетом представленных документов, принятие решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 10:12:0011605:47 в собственность заявителя не представляется возможным.

Письмом от 9 июня 2012 года Территориальное управление известило Предпринимателя о том, что Росимущество возвратило пакет документов на доработку, после устранения замечаний пакет документов будет отправлен повторно на рассмотрение в Росимущество.

Предприниматель, считая, что Территориальное управление уклонилось от предоставления в собственность земельного участка в порядке статьи 36 Земельного кодекса РФ, обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

            Судом первой инстанции в удовлетворении заявления отказано.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя Предпринимателя и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами.

Из абз. 2 п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ следует, что границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.

Апелляционный суд, руководствуясь названным положением Земельного кодекса РФ, на основании сведений, имеющихся в  кадастровом паспорте земельного участка № 1000/240/11-5254 от 21.02.2011г., договоре аренды испрашиваемого земельного участка № 271-ВВИ от 15.06.2005г., заключенным между сторонами на основании распоряжения Территориального управления от 15.006.2005г. № 243-р, установил, что необходимой для использования 25 объектов недвижимости, принадлежащих заявителю на праве собственности, является площадь земельного участка в размере 291 401 кв.м, согласившись с доводами заявителя в части размера испрашиваемого земельного участка.

Заинтересованным лицом по правилам ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ не доказано несоответствие площади испрашиваемого земельного участка фактической площади для использования спорных объектов, учитывая, что заявленная Предпринимателем площадь определена Территориальным управлением в распоряжении от 15.06.2005г. № 243-р в пределах проектного плана границ земельного участка, на котором расположены 25 объектов недвижимого имущества, принадлежащего заявителю.

Расчет иной площади, необходимой для использования объектов недвижимости, принадлежащих заявителю на праве собственности, заинтересованное лицо также не представило.

Ссылка заинтересованного лица в отзыве на заявление (т. 2, л.д. 79-81) на то, что из Планов продажи соответствующих объектов следует, что суммарная площадь земельного участка, находящегося под такими объектами и необходимая для их эксплуатации составляет 185 670, 5 кв.м, противоречат имеющимся в деле доказательствам, в том числе проектному плану границ земельного участка под зданиями и сооружениями, являющемуся приложением к распоряжению от 15.06.2005г. № 243-р. Кроме того, указанный довод ответчика документально не подтвержден.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 13.09.2011 N 475.

Каких-либо возражений относительно комплекта пакета документов и содержания представленных документов ответчиком не заявлено.

Земельный участок, на котором находится принадлежащие Предпринимателю объекты недвижимости, не относится к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте и которые в силу ст. 27 Земельного кодекса РФ не могут быть предоставлены в частную собственность. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.

            Испрашиваемый земельный участок в установленном порядке сформирован и поставлен на кадастровый учет.

При таких обстоятельствах оспариваемое бездействие Территориального управления является незаконным и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене.

Учитывая, что Территориальным управлением, на которое возложена обязанность по предоставлению земельных участков в собственность, не выполнены требования ст. 36 Земельного кодекса РФ, Территориальное управление обязано принять решение о предоставлении Предпринимателю в собственность испрашиваемого земельного участка и направить в адрес заявителя проект договора купли-продажи.

Мотивы, по которым суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявления отклонены апелляционным судом.

В соответствии с Положением «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008г. №432 (в редакции, действующей в спорный период, от 30.04.2009г.) Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2013 по делу n А56-3229/2013. Изменить решение (ст.269 АПК)  »
Читайте также