Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2013 по делу n А21-664/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65 http://13aas.arbitr.ru ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 01 августа 2013 года Дело №А21-664/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2013 года Постановление изготовлено в полном объеме 01 августа 2013 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Фокиной Е.А. судей Есиповой О.И., Зотеевой Л.В. при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А. при участии: от заявителя: не явился, извещен. от ответчика: не явился, извещен. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11896/2013) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.04.2013 по делу № А21-664/2013 (судья Генина С.В.), принятое по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Калининградской области к Управлению Федерального казначейства по Калининградской области о признании незаконными действий и обязании устранить допущенные нарушения установил: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 10 по Калининградской области (236006, Калининградская область, г.Гурьевск, ул.Крайняя, 1, ОГРН 1043917999993, далее – заявитель, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федерального казначейства по Калининградской области (236022, г.Калининград, ул.Зоологическая, д.27А, ОГРН 1023900590724, далее – заинтересованное лицо, Управление, УФК по Калининградской области), выразившихся в приостановлении операций по расходованию средств на лицевом счете Инспекции в связи с поступлением исполнительного листа серии АС №000129290 от 19.07.2012 и обязании отменить приостановление операций по расходованию средств на лицевом счете. Решением от 10.04.2013 в удовлетворении заявления инспекции отказано. Не согласившись с решением суда, налоговый орган направил апелляционную жалобу, в которой просил решение от 10.04.2013 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы налоговый орган ссылается на то, что возврат излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов и сборов разрешается в порядке статей 78, 79 Налогового кодекса РФ; возврат производится с соответствующего бюджетного счета, а не с лицевого счета инспекции. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о дате и месте рассмотрения дела, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие. Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке. Как следует из материалов дела, 19.07.2012 Арбитражным судом Калининградской области по делу № А21-10013/2011 выдан исполнительный лист АС № 000129290, согласно которому Межрайонная ИФНС № 10 по Калининградской области обязана в порядке, предусмотренном статьей 176 Налогового кодекса РФ, возместить ООО «К-Систем Европа» налог на добавленную стоимость за 4 квартал 2010 года в сумме 28 747 252 руб. Уведомлением от 14.12.2012 № УПЛ-12-7183 Управление Федерального казначейства сообщило налоговому органу о поступлении исполнительного листа АС № 000129290 от 19.07.2012 и предложило инспекции в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представить, в том числе, платежный документ на перечисление в установленном порядке средств в размере полного либо частичного исполнения требований исполнительного документа. В связи с неисполнением требований исполнительного листа Управление, руководствуясь пунктом 3 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, вынесло в отношении инспекции уведомление от 09.01.2013 № УБЛ-12-2266 о приостановлении операций по расходованию средств в связи с неисполнением требований исполнительного документа. Не согласившись с правомерностью действий по приостановлению операций по счету, инспекция обратилась в арбитражный суд. Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности действий Управления по приостановлению операций по расходованию средств на лицевом счете инспекции, указав при этом, что в данных отношениях заинтересованное лицо выступает в качестве специального федерального органа государственной власти, обеспечивающего в силу закона должное исполнение решений судов в особой процедуре обращения взыскания на бюджетные средства, учитываемые на лицевых казначейских счетах. Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, доводы жалобы, не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям. В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Однако исполнение судебных актов по искам к публично-правовым образованиям, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов по денежным обязательствам бюджетных учреждений, осуществляется в особом, отличном от общих правил исполнительного производства порядке (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", пункт 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Такие судебные акты подлежат исполнению в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ). В силу пункта 1 статьи 242.3 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (далее в настоящей статье - лицевые счета должника). Пунктом 3 статьи 242.3 БК РФ предусмотрено, что должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган Федерального казначейства информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации. Одновременно с указанной информацией представляется платежный документ на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств федерального бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации. Судом первой инстанции установлено и подателем жалобы не отрицается, что в установленный законом срок исполнительный лист АС № 000129290 от 19.07.2012 налоговым органом не исполнен. В силу абзаца 3 пункта 3 статьи 242.3 БК РФ при нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган Федерального казначейства приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений. Таким образом, Бюджетный кодекс РФ возлагает на Федеральное казначейство особую публичную функцию обеспечения исполнения судебных решений, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений (статьи 166.1 и 242.3 Бюджетного кодекса). Приостановление в соответствии с пунктом 3 статьи 242.3 БК РФ является временной ограничительной мерой, применяемой к неисправному должнику, не перечислившему в установленный законом взыскателю то, что ему причитается. Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал, что в данных отношениях Управление Федерального казначейства выступает именно в качестве специального федерального органа государственной власти, обеспечивающего в силу закона должное исполнение решений судов в особой процедуре обращения взыскания на бюджетные средства, учитываемые на лицевых казначейских счетах. При этом приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника применяется для защиты прав и законных интересов взыскателя денежных средств, учитываемых на лицевых казначейских счетах, являющегося заведомо более слабой стороной в отношениях с государством. Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника в порядке пункта 3 статьи 242.3 БК РФ является прямо предусмотренной законом обязанностью органов Федерального казначейства, выполнение которой не ставиться в зависимость от объемов финансирования должника и лимитов доведенных до него средств. Поскольку инспекция не осуществила действий по исполнению решения арбитражного суда в установленном законом порядке, в частности, не представила в орган Федерального казначейства заявку на возврат налога в порядке, утвержденном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.09.2008 N 92н, Управление правомерно приостановило операции по расходованию средств на ее лицевом счете. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.11.2011 № 7608/11. Ссылка подателя жалобы на то, что возврат излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов и сборов разрешается в порядке статьи 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации, апелляционным судом отклоняется, поскольку положения данных статей к спорным правоотношениям, возникшим в результате исполнения судебного акта, на основании которого надлежит обеспечить возврат излишне уплаченных сумм налогов, не применяются. Доводы апелляционной жалобы отклоняются как основанные на неправильном толковании норм материального права. При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, установив, что Управление Федерального казначейства правомерно применило к налоговому органу временную ограничительную меру в виде приостановления операций по расходованию средств федерального бюджета, отказал налоговой инспекции в удовлетворении заявленного требования. Учитывая вышеизложенное, основания для отмены решения суда и удовлетворения жалобы отсутствуют. Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ: Решение Арбитражного суда Калининградской области от 10 апреля 2013 года по делу № А21-664/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Калининградской области - без удовлетворения. Председательствующий Е.А. Фокина
Судьи О.И. Есипова
Л.В. Зотеева
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2013 по делу n А56-12941/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|