Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2013 по делу n А21-8026/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65 http://13aas.arbitr.ru ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 12 августа 2013 года Дело №А21-8026/2012 Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2013 года Постановление изготовлено в полном объеме 12 августа 2013 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Шестаковой М.А. судей Кашиной Т.А., Мельниковой Н.А. при ведении протокола судебного заседания: секретарем Тутаевым В.В. при участии: от истца: Хасиев Д.Н. по дов.от 01.01.13 г., от ответчика: Кллимович И.А. по дов.от 01.01.13 г., Андреева Н.А. – удостовер. От 05.12.05 г. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7519/2013) Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области, на решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.02.2013 года по делу № А21-8026/2012 (судья Мельник И.А.), принятое по иску (заявлению) ОАО "Янтарьэнерго", к Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области, о признании недействительным ненормативного акта,
установил: В арбитражный суд Калининградской области обратилось Открытое акционерное общество «Янтарьэнерго» (далее – Заявитель) с заявлением, с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области (далее – ответчик, Служба) о признании недействительным приказа № 46-11э/12 от 30 мая 2012 года (в редакции приказа № 54-11э/12 от 27 июня 2012 года, от 7.6.2012 года № 47-01э/12 ) «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования на услуги по передаче электрической энергии для ОАО «Янтарьэнерго» на период 2012-2014 годов». Решением суда от 07.02.2013 года требования заявления удовлетворены. Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик подал апелляционную жалобу, указав следующее. В обоснование своих выводов о нарушении Службой процедуры принятия оспариваемого приказа, суд сослался на Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ, а также на Правила Государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ, утвер. Постановлением Правительства РФ от 26.02.04 г. № 109, которое не применяется в части госрегулирования цен и тарифов в электроэнергетике, с даты вступления в силу Постановления Правительства РФ от 29.12.11 г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (далее - Правила 1178). То же следует в отношении Федерального закона № 41-ФЗ от 14.04.1995 года «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», на который сослался суд на 5, 6 листах решения, положения которого с 29.07.2010 года не применялись к отношениям, связанным с государственным регулированием цен (тарифов) в электроэнергетике на 2011 год и последующие годы, а с 01.01.2011 года указанный документ утратил силу. Также Служба не может согласиться с выводом суда о нарушении порядка внесения изменений в оспариваемый приказ, поскольку согласно пункту 8 Правил 1178 установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел, если иное не предусмотрено Правилами регулирования. В случае, если пересмотр цен (тарифов) и (или) их предельных уровней осуществляется в течение финансового года, в соответствии с актом Правительства Российской Федерации либо в целях приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации, дело об установлении цены (тарифа) и (или) ее предельного уровня не открывается, а материалы при необходимости запрашиваются соответствующими регулирующими органами. Службой, в соответствии с указанным пунктом Правил 1178, без открытия соответствующего тарифного дела, был принят приказ от 27.06.2012 года № 54-11э/12 «О внесении изменений в приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 31.05.2012 года № 46-11э/12». Данные изменения были обусловлены запросами Федеральной службы по тарифам России от 10.02.2012 года № 4-385, от 20.03.2012 года № ДС-2081/4 и связаны со сложностью согласования снижения объема заявленной мощности к сетям ОАО «ФСК ЕЭС» на 2012 год с Правительством Российской Федерации и в связи с этим, с приведением в соответствие расчета по оплате услуг ОАО «ФСК ЕЭС», в соответствии с которым объем заявленной мощности к сетям ОАО «ФСК ЕЭС» для Калининградской области должен составлять 719,11 МВт вместо ранее учтенного Службой объема 462,41 МВт. Соответствующая справка-обоснование к приказу Службы от 27.06.2012 года № 54-11э/12 была приобщена к материалам дела. При принятии первоначального приказа Службы от 31.05.2012 года № 46-11э/12 представители Заявителя присутствовали, что следует из текста протокола заседания правления службы № 46/12 от 31.05.2012 года. В части представленных в материалы дела экспертных заключений Служба считает необходимым пояснить, что согласно пункту 22 Правил 1178 регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней. К делу об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней приобщается экспертное заключение. В материалы судебного дела Службой были представлены 2 экспертных заключения к приказу Службы от 31.05.2012 года № 46-11э/12, с выводами суда о несоответствии которых требованиям Правил регулирования Служба согласиться не может, так как сами экспертные заключения по существу (правильность расчетов) Заявителем не оспаривались и судом не проверялись, экспертиза не назначалась. Кроме того, пункт 25 Правил 1178 предусматривает право заинтересованного лица на ознакомление с материалами тарифного дела, включая проект решения. Доказательств того, что Заявителю не была предоставлена возможность ознакомиться с материалами тарифного дела, в том числе экспертным заключением, в материалы дела не представлено. Также Служба не может согласиться с выводом суда о необоснованности произведенных расчетов тарифа, при принятии оспариваемого приказа, в связи со следующим. В соответствии с пунктом 12 «Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (далее - Основы ценообразования) при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее - НВВ). Расчет тарифов для Заявителя на услуги по передаче электроэнергии сформированы методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (следует из названия и текста самого оспариваемого приказа). Таким образом, вывод суда о том, что при установлении тарифа, утвержденного оспариваемым приказом, Службой был применен метод экономически обоснованных расходов (затрат) Заявителя не соответствует фактическим обстоятельствам дела, а, следовательно, не подлежат применению пункты 15-17 Основ ценообразования при расчете регулируемых цен (тарифов), на которые суд сослался в обоснование своего решения (лист 9 решения). Вывод суда о том, что НВВ сетевых организаций является расходами Заявителя по осуществлению регулируемого вида деятельности (оказание услуг по передаче) неправомерна, т.к. расходы Заявителя определяются Службой в рамках рассмотрения тарифной заявки последнего. Расходы (НВВ) на осуществление регулируемого вида деятельности сетевой организации не могли быть включены в НВВ Заявителя. Соответствующие расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых ей услуг по передаче электрической энергии прочими сетевыми организациями включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг. В части не включения в НВВ Заявителя 27 млн. рублей расходов на оплату электроэнергии на хозяйственные нужды в протоколе заседания Правления Службы в соответствии с пунктом 28 Правил регулирования указано основание, по которому Заявителю отказано во включении в тариф данных расходов, а именно разногласия по сравнению с ранее заявленными затратами. В части исключения из неподконтрольных расходов Заявителя суммы амортизационных отчислений в размере 38,459 млн. рублей Служба считает неправомерной позицию суда, возложившего на регулирующий орган обязанность по сбору документов, подтверждающих обоснованность заявленных в тарифной заявке Заявителя данных. В части исключения из НВВ Заявителя выпадающих доходов от льготного технологического присоединения, таковое имело место в связи с непредставлением обосновывающих материалов в достаточном количестве и объеме, что было отражено в протоколе заседания Правления Службы от 31.05.2012 года. Служба не оспаривает необходимость включения выпадающих доходов от льготного технологического присоединения, при их надлежащем обосновании, чего Заявителем сделано не было. В части амортизации основных средств и нематериальных активов Служба правомерно не включила эти расходы в НВВ Заявителя в связи с непредставлением последним доказательств о постановке основных средств на учет с последующим начислением амортизации в 2012 году. При этом Службой Заявителю было предложено представить соответствующие материалы, после чего Служба учтет разницу в тарифе на передачу электроэнергии как выпадающие доходы, а также учтет их при корректировке инвестиционной программы Заявителя. Также Служба считает необходимым отметить, что суд вышел за пределы заявленных требований при разрешении настоящего спора, поскольку котловые тарифы в заявлении не оспаривались и не могли быть предметом рассмотрения суда. Выслушав пояснения представителей подателя жалобы, поддержавших ее доводы, представителя Заявителя, изучив материалы дела, апелляционный суд не усматривает достаточных оснований к отмене или изменению решения суда, в связи со следующим. Как видно из представленных документов, установлено судом, Заявителем оспаривается приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 31 мая 2012 года № 46-11э/12 (далее – Приказ) (в редакции приказа № 54-11э/12 от 27 июня 2012 года, от 7.6.2012 года № 47-01э/12 ) «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования на услуги по передаче электрической энергии для ОАО «Янтарьэнерго» на период 2012-2014 годов». Указанным документом для Заявителя утверждены долгосрочные параметры регулирования на услуги по передаче электрической энергии, в соответствии с приложением № 1; утверждена необходимая валовая выручка ОАО «Янтарьэнерго» (без учета оплаты потерь) на долгосрочный период регулирования 2012-2014 годов в соответствии с приложением № 2 к оспариваемому приказу. Обращаясь в суд с рассматриваемым заявлением, Заявитель сослался на то, что оспариваемым Приказом Службы необоснованно при утверждении тарифа исключены из состава тарифной выручки подконтрольные расходы ОАО «Янтарьэнерго» в размере 178 376 000 рублей, неподконтрольные расходы заявителя в сумме 520 654 000 рублей, расходы по услугам на передачу электрической энергии территориальным сетевым организациям в общем размере 514 286 000 рублей, что может привести к их экономической необоснованности и убыткам предприятия. Апелляционный суд, проанализировав доводы жалобы, решение суда и пояснения Заявителя, по вопросу соблюдения Службой процедуры и порядка принятия оспариваемого Приказа, приходит к следующему. В соответствии с п.38 и 7 Основ ценообразования тарифы на данный регулируемый вид деятельности вводятся в действие с начала года на срок не менее 12 месяцев. В середине года тарифы могут быть изменены только в целях приведения их в соответствие с действующим законодательством. При этом, тарифное дело не открывается, поскольку оно открывалось ранее, а материалы при необходимости запрашиваются соответствующими регулирующими органами. В данном случае Службой не приведено оснований, связанных с изменением действующего законодательства, приведением в соответствии с изменившимся законодательством, по которым необходимы были изменения в действующий приказ. Служба сослалась при издании Приказа на необходимость его изменения, в связи с предписанием Федеральной Службы по тарифам РФ об изменении единого котлового тарифа, что влечет изменение долгосрочных параметров регулирования. Данное предписание не относится к категории нормативного акта. Кроме того, по смыслу п.8,10,19,21 Правил 1178 предусмотрены процедурные требования к изданию ненормативных документов в области ценового регулирования, которые состоят в необходимости открытия тарифного дела, уведомления заинтересованного лица, в отношении которого пересматриваются тарифы, за 10 дней о рассмотрении дела, в том числе направления ему проекта приказа, ознакомления с расчетами, экспертным заключением, возможности возражать и представлять дополнительные документы и сведения. Доводы Службы о том, что данная процедура может не применяться в отношении порядка изменения приказа, не признаются апелляционным судом состоятельными, поскольку указанное право Заявителя проистекает из общего смысла Правил 1178 в данной части, предусматривающей возможность заинтересованного лица как знакомиться предварительно с возможными изменениями, касающимися ценного регулирования его деятельности, так и участия, и представления возражений и пояснений, дополнительных документов. Термин о том, что «дело не открывается» не может освободить Службу от соблюдения названного порядка. Доказательств того, что Заявителю была предоставлена возможность предварительно ознакомиться с материалами тарифного дела, экспертным заключением, что у него запрашивались необходимые документы - в материалы дела не представлено. В этой же связи, суд полагает обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что отказ Службы во включение при подсчете расходов Заявителя в размере 27 млн. рублей расходов на оплату электроэнергии на хозяйственные нужды, в связи с разногласиями по сравнению с ранее заявленными затратами, в части исключения из неподконтрольных расходов Заявителя суммы амортизационных отчислений в размере 38,459 млн. рублей, исключения из НВВ Заявителя выпадающих доходов от льготного технологического присоединения, в связи с непредставлением Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2013 по делу n А21-11538/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Август
|