Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2013 по делу n А56-68699/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

14 августа 2013 года

Дело №А56-68699/2012

Резолютивная часть постановления объявлена     08 августа 2013 года

Постановление изготовлено в полном объеме  14 августа 2013 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Лопато И.Б.

судей  Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.

при ведении протокола судебного заседания:  Беляевой Ю.А.

при участии: 

от заявителя: Чащина О.А. по доверенности от 17.09.2012

от заинтересованного лица: не явился, извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер  13АП-11934/2013, 13АП-13387/2013)  (заявление)  Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по  Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ОАО "Российские Железные Дороги" на решение  Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.04.2013 по делу № А56-68699/2012 (судья Александрова Е.Н.), принятое

по заявлению ОАО "Российские Железные Дороги"

к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по  Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

о признании недействительным предписания

 

установил:

Открытое акционерное общество «Российский железные дороги» (107144 г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727; далее – ОАО «РЖД», общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – Управление) от 18.05.2012 № 07-44-06/212.

Решением суда заявление удовлетворено частично. Суд признал недействительным пункт 2 предписания Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 18.05.2012 №07-44-06/212. В остальной части открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в удовлетворении заявленных требований отказано.

Апелляционные жалобы на решение суда поданы Обществом и Управлением. Общество просит отменить решение в части отказа в удовлетворении заявления, ссылаясь на неправомерность выводов суда о возможности выполнения требований пунктов 5.25.1, 5.25.2, 5.25.3, 5.25.4, 5.25.5 при отсутствии результатов категорирования, которые  установлены лишь 31.08.2012г.(дата внесения в реестр, уведомление об установлении категории УТБ-7/1/13909-ис от 05.09.2012).

Ссылаясь на установление категории УТБ-7/1/13909-ис от 05.09.2012, Управление также просит отменить решение суда в части признания недействительным предписания от 18.05.2012 №07-44-06/212. Управление считает законными и обоснованными предъявленные им в предписании требования о разработке и утверждения плана транспортной безопасности, ибо неисполнение юридическим лицом законодательства в области обеспечения транспортной безопасности может нанести вред жизни, здоровью граждан и окружающей среде.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, а апелляционную жалобу Управления просил оставить без удовлетворения.

Представитель Управления, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, в судебное заседание не явился, что не является препятствием рассмотрения жалоб в его отсутствие.

В судебном заседании 07.08.2013 судом объявлен перерыв до 14 часов 08.08.2013. После перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие представителей сторон.

Проверив в апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция приходит к следующим выводам.

По результатам проведенной Управлением плановой выездной проверки соблюдения на железнодорожной (ж/д) станции Вожега Вологодского центра организации работы железнодорожных станций Северной дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» обязательных требований в области обеспечения транспортной безопасности, Обществу выдано предписание от 18.05.2012 № 07-44-06/212 об устранении выявленных нарушений.

Означенным предписанием констатированы выявленные нарушения:

- пункта 5.25.1 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 № 43 (далее – Требования) - не установлена в целях обеспечения транспортной безопасности конфигурация и границы территории ж/д станции Вожега, доступ в которую физических лиц, пронос (провоз) материальных объектов не ограничивается (т.е. зона свободного доступа);

- пункта 5.25.2 Требований  - не установлена в целях обеспечения транспортной безопасности конфигурация и границы территории или части (наземной, подземной, воздушной, надводной, подводной) ж/д станции Вожега, проход в которые осуществляется через контрольно-пропускные пункты (посты) (т.е. зоны транспортной безопасности);

- пункта 5.25.3 Требований - не установлена в целях обеспечения транспортной безопасности конфигурация и границы участков зоны транспортной безопасности ж/д станции Вожега, допуск физических лиц и перемещение материальных объектов в которые осуществляется по перевозочным документам и/или пропускам, установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (т.е. перевозочный сектор зоны транспортной безопасности);

- пункта 5.25.4 Требований - не установлена в целях обеспечения транспортной безопасности конфигурация и границы участков зоны транспортной безопасности ж/д станции Вожега, доступ в которые ограничен для пассажиров и осуществляется для физических лиц и материальных объектов по пропускам, установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (т.е. технологический сектор зоны транспортной безопасности);

- пункта 5.25.5 Требований - не установлена в целях обеспечения транспортной безопасности схема размещения и состав оснащения контрольно-пропускных пунктов (постов) на границах зоны безопасности и/или ее секторов, критических элементов ОТИ или ТС, а также зоны свободного доступа ж/д станции Вожега;

- пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Закон № 16-ФЗ), пункта 2 Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11.02.2010 № 34 (далее – Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности) - не разработан, не утвержден и не реализован план обеспечения транспортной безопасности ж/д станции Вожега как объекта транспортной инфраструктуры.

Предписанием от 18.05.2012 №07-44-06/212 на Общество возложена обязанность по устранению нарушений пунктов 5.25.1 – 5.25.5 Требований в срок до 27.09.2012 (пункт 1 предписания) и по устранению нарушения пункта 2 Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности в срок до 25.04.2013 (пункт 2 предписания).

Считая названное предписание Управления незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявление в части признания недействительным пункта 2 предписания, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

В  соответствии со статьей 4 Закона № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Обязанность субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований по обеспечению транспортной безопасности предусмотрена пунктом 2 части 2 статьи 12 Закона N 16-ФЗ.

В силу статьи 9 того же Закона субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Требования N 43 определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты ОТИ и транспортных средств железнодорожного транспорта от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства (пункт 2).

В силу данных Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан: обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и/или ТС и утвердить в установленном порядке результаты оценки уязвимости ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ и/или ТС в Реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоенной категории ОТИ и/или ТС (пункт 5.7 Требований N 43); разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости этих объектов транспортной инфраструктуры (пункт 5.8 Требований).

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 1 Закона N 16-ФЗ категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - это отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий.

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 6 того же Закона N 16-ФЗ категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.

Категорированные объекты включаются в реестр ОТИ и ТС, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Полномочия по категорированию объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в соответствии с пунктом 5.3.14 Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 397, возложена на Федеральное агентство железнодорожного транспорта.

При этом ни "Порядком ведения Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств", утвержденным приказом Минтранса России от 29.01.2010 N 22, ни "Порядком установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности", утвержденным приказом Минтранса России от 21.02.2011 N 62, на субъекты транспортной инфраструктуры не возложена обязанность по обращению в компетентные органы с запросом (требованием) о проведении категорирования либо о получении результатов категорирования. Следовательно, категорирование носит уведомительный характер.

В соответствии со статьей 9 Закона № 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, но только после проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, которая, в свою очередь, проводится на основании категорирования объектов.

Поскольку из материалов дела следует и подтверждается Управлением в апелляционной жалобе, что 2 категория присвоена железнодорожной станции Вожега 31.08.2012, а уведомление об установлении категории датировано 05.09.2012, требование Управления в мае 2012 года о разработке плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ является преждевременным, ибо до проведения оценки уязвимости железнодорожной станции Вожега у Общества отсутствует возможность разработать план обеспечения транспортной безопасности этой станции.

При изложенных обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы Управления отсутствуют.

Вместе с тем, решение суда в части отказа в удовлетворении заявления Общества подлежит отмене в связи со следующим.

Пунктом 5.25 Требований N 43 по обеспечению транспортной безопасности предусмотрена обязанность субъекта транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности установить:

- конфигурацию и границы территории ОТИ или ТС, доступ в которую физических лиц, пронос (провоз) материальных объектов не ограничивается (далее - зона свободного доступа ОТИ или ТС) (пункт 5.25.1);

- конфигурацию и границы территории или части (наземной, подземной, воздушной, надводной, подводной) ОТИ или ТС, проход в которые осуществляется через контрольно-пропускные пункты (посты) (далее - зона транспортной безопасности), а также критических элементов ОТИ или ТС (пункт 5.25.2);

- конфигурацию и границы участков зоны транспортной безопасности ОТИ или ТС, допуск физических лиц и перемещение материальных объектов в которые осуществляется по перевозочным документам и/или пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (далее - перевозочный сектор зоны транспортной безопасности) (пункт 5.25.3);

- конфигурацию и границы участков зоны транспортной безопасности ОТИ или ТС, доступ в которые ограничен для пассажиров и осуществляется для физических лиц и материальных объектов по пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (далее - технологический сектор зоны транспортной безопасности) (пункт 5.25.4);

- схему размещения и состав оснащения контрольно-пропускных пунктов (постов) на границах зоны безопасности и/или ее секторов, критических элементов ОТИ или ТС, а также зоны свободного доступа ОТИ (пункт 5.25.5).

Обязанностям, предусмотренным пунктом 5.8 Требований N 43 и вмененным Управлением в пункте 1 спорного Предписания, предшествует процедура категорирования с уведомлением Общества о включении ОТИ и/или ТС в Реестр

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2013 по делу n А56-26833/2013. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также