Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2013 по делу n А56-71483/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65 http://13aas.arbitr.ru ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 21 августа 2013 года Дело №А56-71483/2012 Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2013 года Постановление изготовлено в полном объеме 21 августа 2013 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Несмияна С.И., судей Слобожаниной В.Б., Черемошкиной В.В. при ведении протокола судебного заседания: Суворовой Т.А., при участии: от истца: Гончарова А.В., доверенность от 03.04.2013; Ровный И.С., доверенность от 03.04.2013; от ответчика: Чернобиль И.С., доверенность от 25.12.2012; от третьего лица: не явился, извещен; рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-14492/2013, 13АП-14494/2013) ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" и ОАО "Пассажирский Порт Санкт-Петербург "Морской фасад" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.05.2013 по делу № А56-71483/2012 (судья Савина Е.В.), принятое по иску открытого акционерного общества "Пассажирский Порт Санкт-Петербург "Морской фасад" к Федеральному государственному казенному учреждению "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" 3-е лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге о взыскании 23 9968 096 рублей 67 копеек установил: Открытое акционерное общество «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад» (далее – ОАО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад», Порт) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с Федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (далее – Дирекция) 23 968 096 рублей 67 копеек неосновательного обогащения, образовавшегося в результате невозмешения понесенных истцом расходов на содержание общего имущества инфраструктуры морского порта. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге (далее – Управление). Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.05.2013 присуждено к взысканию с Федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в пользу открытого акционерного общества «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад» 16 814 957 рублей 19 копеек неосновательного обогащения и 100 210 рублей 57 копеек расходов по государственной пошлине. В остальной части иска суд отказал. Морской порт и Дирекция подали апелляционные жалобы на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.05.2013. Морской порт полагает, что иск подлежит удовлетворению в полном объеме, поскольку заявленные расходы связаны с содержанием и обслуживанием всего порта, в том числе включая помещения, принадлежащие Дирекции. Дирекция просит решение суда изменить в части взыскания суммы неосновательного обогащения в отношении содержания общего имущества здания Морского вокзала №№ 1,2,3 поскольку собственником не передано право на владение и пользование имуществом, что свидетельствует об отсутствии обязательств по его содержанию, а также в части расходов по возмещению стоимости охранных услуг, спор о которых был предметом рассмотрения арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делам № А56-8220/2012, № А56-71483/2013, где ранее установлен объем и вид подлежащих взысканию расходов. В судебном заседании представители сторон поддержали доводы апелляционных жалоб. Законность и обоснованность решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.05.2013 проверены в апелляционном порядке. Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в 2009-2010 годах на земельном участке кадастровый номер 78:43:043:78 завершено строительство и произведен ввод в эксплуатацию объектов недвижимого имущества - зданий Морских вокзалов № 1, 2, 3 расположенных по адресу: Санкт-Петербург, берег Невской губы Васильевского острова, дом 1. По завершении строительства право собственности на часть помещений в зданиях Морских вокзалов зарегистрировано за ОАО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад», а право собственности на часть помещений, относящихся к объектам пункта пропуска через государственную границу, зарегистрировано за Российской Федерацией. На основании распоряжения Федерального агентства морского и речного транспорта от 17.04.2009 № АД-72-р между Портом и ФГКУП «Росмопорт» заключен договор от 01.05.2009 № ВЗ-01/09 о порядке возмещения затрат, связанных с эксплуатацией объектов пункта пропуска через государственную границу, в соответствии с которым Порт заключает договоры с третьими лицами (исполнителями) на оказание услуг и выполнение работ, необходимых для содержания и обслуживания здания Морского вокзала № 1, а ФГКУП «Росморпорт» компенсирует фактически понесенные Портом затраты на техническое обслуживание инженерных систем, оборудования, трансформаторной подстанции, на уборку и благоустройство Морского вокзала № 1 (включая вывоз мусора), охрану и обеспечение пропускного режима, проведение дезинфекции, дезинсекции и дератизации Морского вокзала №1, текущий и капитальный ремонт объектов. На основании распоряжений Росморречфлота от 20.04.2010 № АД-89-р и от 31.05.2010 № АД-143-р между Портом и ФГКУП «Росморпорт» заключены договоры от 01.05.2010 № ВЗ-02/10 и от 01.07.2010 № ВЗ-03/10 о возмещении затрат на содержание зданий Морских вокзалов № 2 и № 3 сроком действия до момента передачи объектов пунктов пропуска на баланс третьему лицу по распоряжению уполномоченного государственного органа. С учетом того, что часть помещений и инженерных сетей зданий Морских вокзалов относятся к общему имуществу собственников помещений в здании, сторонами достигнута договоренность о несении расходов пропорционально своей доле в общем праве, что закреплено в приложениях к договорам. В 2010 и в 2011 годах Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (далее – ФАУГИ) изданы распоряжения о закреплении федерального недвижимого имущества в зданиях Морских вокзалов Пассажирского порта Санкт-Петербург на праве оперативного управления за Дирекцией. В результате передачи объектов в оперативное управление Дирекции, права на помещения Морских вокзалов распределены следующим образом: - Морской вокзал № 1 (общая площадь здания 6 960,1 кв. м): на основании распоряжения от 26.10.2010 № 2171 площадь помещений, принадлежащих Порту на праве собственности - 1 130,3 кв. м; площадь помещений, переданных Дирекции - 4024,9 кв.м; - Морской вокзал № 2 (общая площадь здания 5 616,4 кв.м): на основании распоряжения ФАУГИ от 31.10.2011 № 714-р площадь помещений, принадлежащих Порту на праве собственности - 1 226,7 кв. м; площадь помещений, переданных Дирекции – 3 030,7 кв. м; - Морской вокзал № 3 (общая площадь здания 10 940,4 кв.м): на основании распоряжения ФАУГИ от 31.10.2011 № 714-р площадь помещений, принадлежащих Порту на праве собственности - 3 870,7 кв. м; площадь помещений, переданных Дирекции – 3 985,9 кв. м. Соотношение государственной и частной собственности определено следующим образом: - в здании Морского вокзала № 1 доля государственной собственности – 78,07%, доля собственности Порта - 21,93%; - в здании Морского вокзала № 2 доля государственной собственности – 71,19 %, доля собственности Порта - 28,81 %; - в здании Морского вокзала № 3 доля государственной собственности – 50,73 %, доля собственности Порта - 49,27 %. До момента передачи помещений в зданиях Морских вокзалов Дирекции по распоряжениям Росимущества между Портом и Дирекцией велась переписка по вопросу содержания и обслуживания зданий Морских вокзалов. Письмом от 04.10.2010 № ППИ10-1630 Порт направил прогнозный расчет затрат по содержанию объектов пунктов пропуска и проинформировал о согласованном с ФГКУП «Росморпорт» порядке возмещения понесенных истцом затрат исходя из доли в праве на помещения в зданиях Морских вокзалов. 21.12.2010 Порт направил в адрес ответчика Дирекции проект договора на возмещение затрат, связанных с содержанием объектов пункта пропуска пускового комплекса № 1 (в здании Морского вокзала № 1). Содержание данного проекта договора являлось аналогичным содержанию договора с ФГКУП «Росморпорт» как по составу затрат, так и по порядку их компенсации. Возмещение затрат истца предлагалось производить исходя из процентного соотношения площадей государственной и частной собственности в здании Морского вокзала. Дирекция уклонилась от подписания проекта договора. В период с января по май 2011 года проведен ряд рабочих встреч и совещаний по вопросу порядка компенсации понесенных Портом затрат, а также переданы оправдательные документы по затратам. Дирекция направила в адрес Порта предложение от 16.06.2011 № 0892-05-04/7 об изменении процента распределения затрат по содержанию здания Морского вокзала № 1 исходя из площади закрепленных на праве оперативного управления за ответчиком (4024,9 кв. м) и общей площади здания (6960,1 кв. м). Затраты по содержанию всей площади общего использования (общего имущества) предлагалось нести Порту без компенсации. Порт не согласился с предложенной методикой распределения затрат, а также проинформировал Дирекцию о необходимости подписания договора о порядке несения затрат на эксплуатацию объектов пункта пропуска, поскольку его отсутствие ведет к неосновательному обогащению Дирекции. Письмом от 14.09.2011 № 1427-05-04/7 Дирекция отказалась от подписания проекта договора по мотиву невозможности возмещения расходов на содержание общего имущества зданий. Между сторонами подписан договор от 26.12.2011 № ВЗ-06/11 с протоколом разногласий о возмещении Порту затрат на потребление электроэнергии, тепловой энергии, водоснабжения и водоотведения объектов пункта пропуска в здании Морского вокзала № 1 по тарифам ОАО «Петербургская сбытовая компания», ОАО «ТГК-1» и ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». Действие данного договора распространено на отношения сторон, возникшие с 19.05.2011. Данный договор прекратил свое действие 31.12.2011. 01.01.2012 стороны подписали договор № ВЗ-07/12, содержание которого аналогично ранее действовавшему договору от 26.12.2011 № ВЗ-06/11. В соответствии дополнительным соглашением от 26.06.2012 № 1 к договору № ВЗ-07/12 Дирекция обязалась возместить часть расходов, связанных с эксплуатацией помещений в зданиях Морских вокзалов № 2, 3. Стороны договорились распространить действие договора № ВЗ-07/12 на отношения, возникшие с 10.01.2012. Вместе с тем, Дирекция отказалась от участия в затратах на содержание и техническое обслуживание инженерных систем, оборудования, внутренних инженерных сетей (сетей вентиляции и кондиционирования, сетей противопожарной защиты и пожарной сигнализации, систем СМИС и СМИК (система мониторинга инженерных конструкций, система мониторинга инженерных систем), сетей диспетчеризации, участия в содержании и обслуживании иного общего имущества зданий Морских вокзалов. Порт обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Дирекции о взыскании неосновательного обогащения за период с 01.07.2011 по 31.12.2011. Решением арбитражного суда от 24.08.2012 по делу № А56-8220/2012 требования Порта удовлетворены частично в размере 2 665 788 рублей 26 копеек. Поскольку в последующий период с 01.01.2012 по 30.09.2012 затраты на содержание зданий Морских вокзалов в сумме 23 968 096 рублей 67 копеек также не возмещены Дирекцией, Порт обратился с настоящим иском в арбитражный суд. Удовлетворяя иск частично, суд первой инстанции руководствовался статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), в соответствии с которой каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению. В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания» к общему имуществу здания относятся, в частности, помещения, предназначенные для обслуживания более одного помещения в здании, а также лестничные площадки, лестницы, холлы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном здании оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции этого здания, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. В соответствии со статьей 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в определенных пределах. Моментом возникновения обязанности по уплате коммунальных услуг, а также участию в расходах по содержанию общего имущества, является не момент государственной регистрации права, а дата приемки объекта. Передача ФГКУ «Росгранстрой» нежилых помещений пункта пропуска через государственную границу в составе первого пускового комплекса состоялась 19.05.2011, в составе второго пускового комплекса – 11.01.2012. С указанного момента возникла обязанности ФГКУ «Росгранстрой» по участию в расходах по содержанию общего имущества и оплате коммунальных услуг. Размер доли в праве общей собственности на общее имущество определяется пропорционально площади находящихся в собственности (в оперативном управлении) помещений. В соответствии с правовой позицией, выраженной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания», при отсутствии соглашения о порядке покрытия расходов по содержанию имущества, каждый из собственников участвует во всех расходах пропорционально своей доле в общем праве. В случае отказа участника долевой собственности от участия в расходах по содержанию общего имущества на его стороне возникает неосновательное обогащение за счет тех участников, которые фактически Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2013 по делу n А56-22545/2012. Изменить решение (ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Август
|