Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2013 по делу n А44-2313/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

02 сентября 2013 года

г. Вологда

Дело № А44-2313/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2013 года.

В полном объеме постановление изготовлено 02 сентября 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тарасовой О.А., судей Виноградовой Т.В. и Ралько О.Б.            при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Тандер» на решение Арбитражного суда Новгородской области от 26 июня 2013 года по делу № А44-2313/2013 (судья Куропова Л.А.),

 

у с т а н о в и л :

 

закрытое акционерное общество «Тандер» (ОГРН 1022301598549; далее – ЗАО «Тандер», общество) обратилось в Арбитражный суд                            Новгородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления отдела надзорной деятельности по Великому Новгороду Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по                     Новгородской области (далее – отдел, административный орган) от 15.04.2013 № 42 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частями 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -  КоАП РФ), в виде штрафа в размере 150 000 руб.

Решением Арбитражного суда Новгородской области от 26 июня                  2013 года по делу № А44-2313/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.

ЗАО «Тандер» с данным судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, ссылаясь на отсутствие в действиях общества состава вмененного ему в вину правонарушения. Также заявитель в апелляционной жалобе указывает на нарушение отделом порядка проведения проверки в отношении общества.

Административный орган в отзыве на апелляционную жалобу доводы, изложенные в жалобе, отклонил, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено без их участия в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 210, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Изучив доводы, приведенные в жалобе, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены (изменения) решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, отделом на основании распоряжения от 18.01.2013 № 11 в период с 08.02.2013 по 06.03.2013 в отношении                          ЗАО «Тандер» проведена проверка соблюдения обществом требований пожарной безопасности в помещениях магазинов «Магнит», расположенных по адресам: Новгородская обл., г. Окуловка, ул. Ленина, д. 40; Новгородская обл., г. Окуловка, ул. Н.Николаева, д. 57. 

В ходе проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, изложенных в Федеральном законе от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закон № 123-ФЗ), Своде правил «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденных приказом МЧС России от 25.03.2009 № 171; (далее – СП 1.13130.2009), Своде правил «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования», утвержденных приказом МЧС России от 25.03.2009 № 177 (далее – СП 7.13130.2009).

Так, здание магазина «Магнит», расположенного по адресу:                   Новгородская обл., г. Окуловка, ул. Ленина, д. 40, не обеспечено источниками наружного противопожарного водоснабжения, что является нарушением положений статей 62, 68 Закона № 123-ФЗ.

Указанное нарушение требований пожарной безопасности образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1    статьи 20.4 КоАП РФ.

Помимо этого, в помещении магазина «Магнит», расположенного по адресу: Новгородская обл., г. Окуловка, ул. Ленина, д. 40, ширина двери запасного эвакуационного выхода с первого этажа составляет 69  см, что является нарушением положений статьи 89 Закона № 123-ФЗ, пунктов 4.2.5, 7.2.3 СП 1.13130.2009. В нарушение положений статей 85, 138 Закона                          № 123-ФЗ, пункта 7.2 СП 7.13130.2009 помещения первого этажа  не имеют естественного освещения, в том числе и торговый зал, при этом отсутствует система вытяжной противодымной  вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре.

Также в помещении магазина «Магнит», расположенного по адресу: Новгородская обл., г. Окуловка, ул. Н.Николаева, д. 57, ширина двери эвакуационного выхода из торгового зала составляет 75 см, что является нарушением положений статьи 89 Закона № 123-ФЗ, пунктов 4.2.5, 7.2.3                   СП 1.13130.2009.

Указанные нарушения требований пожарной безопасности образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4    статьи 20.4 КоАП РФ.

Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 06.03.2013               № 11 (листы дела 17-21).

По факту выявленных нарушений в отношении ЗАО «Тандер» 05.04.2013 уполномоченное должностное лицо отдела составило протоколы об административном правонарушении № 96, 98 (по части 4 статьи 20.4                    КоАП РФ), № 97 (по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ) (листы дела 22-27).

Инспектор, рассмотрев указанные протоколы и приложенные к ним материалы, 15.04.2013 вынес постановление № 42 о привлечении                                 общества к административной ответственности по частям 1, 4 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 руб. (листы дела 14-16).

ЗАО «Тандер» с постановлением не согласилось и оспорило его в судебном порядке.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, установлена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, а за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений ответственность предусмотрена частью 4 статьи 20.4 названного Кодекса.

Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон о пожарной безопасности) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.

В силу положений статьи 1 указанного Закона невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности свидетельствует о нарушении требований пожарной безопасности, под которыми, в свою очередь, понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

При этом нормативными документами по пожарной безопасности являются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности (статьи 1 и 20 Закона о пожарной безопасности).

В силу части 1 статьи 38 данного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.

В соответствии со статьей 20 Закона о пожарной безопасности к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Согласно абзацу четвертому статьи 20 Закона № 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Закон № 123-ФЗ определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 названного Закона к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Со дня вступления в силу Закона № 123-ФЗ до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования, установленные нормативными правовыми актами и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям указанного Федерального закона (статья 151 названного Закона).

Постановлением от 15.04.2013 № 42 ЗАО «Тандер» вменяется несоответствие двери запасного эвакуационного выхода с первого этажа помещения магазина «Магнит», расположенного по адресу: Новгородская обл., г. Окуловка, ул. Ленина, д. 40 и двери эвакуационного выхода из торгового зала помещения магазина «Магнит», расположенного по адресу: Новгородская обл., г. Окуловка, ул. Н.Николаева, д. 57, по ширине требованиям статьи 89 Закона   № 123-ФЗ, пунктов 4.2.5, 7.2.3 СП 1.13130.2009.

Статьей 89 названного Закона  установлены основные требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам.

Частью 1 статьи 89 этого же Закона установлено, что  эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей.

В соответствии с названной статьей Закона № 123-ФЗ разработан                         СП 1.13130.2009.

Пунктом 4.2.5 названного СП предусмотрено, что высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина выходов в свету - не менее 0,8 м, за исключением специально оговоренных случаев.

В апелляционной жалобе ее податель ссылается на положения                     пункта 6.16 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», принятых и введеных в действие постановлением Минстроя России от 13.02.1997 № 18-7 (далее - СНиП 21-01-97*), согласно которому во всех случаях ширина эвакуационного выхода должна быть такой, чтобы с учетом геометрии эвакуационного пути через проем или дверь можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком. При этом общество указывает, что ширина санитарных носилок составляет 55-56 см, в связи с чем требования к эвакуационным выходам заявителем соблюдены.

Данный довод общества судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку в рассматриваемом случае ЗАО «Тандер» вменяется нарушение положений СП 1.13130.2009, а не СНиП 21-01-97*.

При этом пунктом 6.16 СНиП 21-01-97* также предусмотрены параметры эвакуационных выходов, которые ЗАО «Тандер» не соблюдены.

Более того, как указано выше, согласно части 1 статьи 89 Закона                           № 123-ФЗ эвакуационные пути в зданиях, сооружениях и строениях и выходы из зданий, сооружений и строений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей.

Таким образом, предусмотренная ширина эвакуационного выхода установлена не только для того, чтобы беспрепятственно проносить носилки с лежащим на них человеком, но и для того, чтобы обеспечить возможность эвакуации людей, находящихся в помещении.

Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в действиях общества состава вмененного ему в вину правонарушения по указанному эпизоду.

Также ЗАО «Тандер» вменяется, что в нарушение положений статей 85, 138 Закона № 123-ФЗ, пункта 7.2 СП 7.13130.2009 помещения первого этажа  магазина «Магнит», расположенного по адресу: Новгородская обл.,                                 г. Окуловка, ул. Ленина, д. 40, не имеют естественного освещения, в том числе и торговый зал, при этом отсутствует система вытяжной противодымной  вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре.

В соответствии с частью 1 статьи 85 Закона № 123-ФЗ в зависимости от объемно-планировочных и конструктивных решений системы приточно-вытяжной противодымной вентиляции зданий, сооружений и строений должны выполняться с естественным или механическим способом побуждения. Независимо от способа побуждения система приточно-вытяжной противодымной вентиляции должна иметь автоматический и дистанционный ручной привод исполнительных механизмов и устройств противодымной вентиляции. Объемно-планировочные решения зданий, сооружений и строений должны исключать возможность распространения продуктов горения за пределы помещения пожара, пожарного отсека и (или) пожарной секции.

Статьей 138 названного Закона предусмотрены требования пожарной безопасности к конструкциям и оборудованию вентиляционных систем, систем кондиционирования и противодымной защиты

В оспариваемом постановлении ответчик вменяет обществу нарушение в том числе положений СП 7.13130.2009, утвержденных приказом МЧС России от 25.03.2009 № 177.

Названные

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2013 по делу n А13-13783/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также