Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2013 по делу n А13-10624/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

17 сентября 2013 года

г. Вологда

Дело № А13-10624/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2013 года.

В полном объёме постановление изготовлено 17 сентября 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Виноградовой Т.В. и               Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Комаровым О.С.     

при участии от  общества с ограниченной ответственностью «ССМ – Тяжмаш»  Трифановой А.А. по доверенности от 14.05.2013 № 232/2013, от государственного учреждения – Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Рожковой Н.М. по доверенности от 10.09.2012 № 433,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения – Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Вологодской области от 24 января 2013 года по делу № А13-10624/20122  (судья Киров С.А.),  

у с т а н о в и л :

 

общество с ограниченной ответственностью «ССМ – Тяжмаш» (ОГРН 1023501236318; далее – ООО «ССМ – Тяжмаш», общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточенным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании недействительным решения государственного учреждения – Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1023500884087; далее – Отделение ФСС, Фонд) от 18.06.2012 № 194 в части привлечения общества к ответственности в виде штрафа в размере 1730 руб. 98 коп., доначисления страховых взносов за 2011 год в размере 28 238 руб. 64 коп. и пеней в размере 157 руб. 16 коп., а также предложения отразить в бухгалтерском учете и Расчете (Форма 4-ФСС) доначисленные страховые взносы в размере 28 238 руб. 64 коп.

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 24 января                 2013 года заявленные требования удовлетворены.

Отделение ФСС с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и в удовлетворении заявления ООО «ССМ – Тяжмаш» отказать. Мотивируя жалобу, ссылается на то, что понятие «в рамках трудовых отношений» предполагает, что объектом обложения страховыми взносами являются все выплаты, производимые работодателем в пользу работника, за исключением выплат, поименованных в статье 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях» (далее - Закон № 125-ФЗ). 

Представитель Отделения ФСС в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.

Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании доводы жалобы отклонили, просили оставить решение суда без изменения.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как усматривается в материалах дела, Фондом проведена документальная выездная проверка общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от  несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации, по результатам которой принято решение от 18.06.2012 № 194 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Общество привлечено к ответственности, предусмотренной абзацем пятым пункта 1 статьи 19 Закона     № 125-ФЗ за неполную уплату страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов в виде штрафа в размере 1730 руб. 98 коп. Кроме того, названным решением обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме         28 249 руб. 77 коп. и пени в сумме 157 руб. 16 коп.

В ходе проверки Отделением ФСС установлено, что в 2011 году общество выплатило средний заработок в сумме 1 357 646 руб. 92 коп. своим работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставленные в связи с этим дни отдыха, средний заработок в сумме 2432 руб. 08 коп. работникам, проходившим предпризывную медицинскую комиссию, и средний заработок в сумме 344 020 руб. 46 коп. работникам за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за ребенком-инвалидом, в том числе работающих инвалидов – 58 069 руб. 74 коп.

В акте проверки ответчиком зафиксировано, что в базу для начисления страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве за 2011 год обществом не включена сумма                  1 704 894 руб. 67 коп., в том числе суммы выплаченного среднего заработка в размере 1 357 646 руб. 92 коп. работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставленные в связи с этим дни отдыха, в размере 2432 руб. 08 коп. - работникам, проходившим военные сборы, и в размере 344 020 руб. 46 коп. - работникам за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за ребенком-инвалидом, в том числе в пользу работающих инвалидов –                 58 069 руб. 74 коп.

По мнению Отделения ФСС, поскольку спорные выплаты произведены в рамках трудовых отношений, то они подлежат обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 20.1 Закона № 125-ФЗ.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что спорные выплаты не предусмотрены пунктом 1 статьи 20.1 названного Закона, не связаны с трудовыми отношениями, произведены в связи с реализацией работником своих прав и обязанностей и частично возмещаются плательщикам страховых взносов за счет бюджетных средств, в связи с этим не являются объектом для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и у Фонда не имелось правовых оснований для включения указанных выплат в расчетную базу для начисления страховых взносов.

Апелляционная коллегия считает правомерным вывод суда о том, что выплаты, произведенные работникам за дополнительные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами, не подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов.

Статьей 2 Закона № 125-ФЗ предусмотрено, что законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 20.1 Закона № 125-ФЗ, введенной в действие с 01.01.2011 Федеральным законом от 08.12.2010 № 348-ФЗ, объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона (пункт 2 статьи 20.1 Закона № 125-ФЗ).

В соответствии со статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с данным Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.

Из приведенных норм права следует, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, являющиеся оплатой труда.

Согласно статье 129 ТК РФ оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Статьей 262 ТК РФ определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.

Как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 № 1798/10 данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.

Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999                   № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

На основании пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» средства этого фонда направляются на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.

Таким образом, данные выплаты не являются вознаграждением в рамках трудового договора (трудовых отношений), поскольку в силу их характера не являются оплатой труда (вознаграждением за труд) работников, как она определена статьей 129 ТК РФ, а производятся в виде сохранения заработка в пользу только той категории работников, которая в силу своих семейных обязанностей осуществляет уход за ребенком - инвалидом, то есть имеют компенсационный характер.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 20.2 № 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 этого же Закона все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением:

- выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов;

- выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы;

- компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников.

Из приведенных положений Закона следует, что от обложения страховыми взносами освобождаются все виды компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, в том числе и ТК РФ. Перечень обусловленных законодательством исключений из этого правила носит исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежит.

Поскольку оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами не является вознаграждением за труд, а является по существу гарантированной государством компенсацией лицам, исполняющим семейные обязанности, эти выплаты на основании пункта 2 части 1 статьи 20.2 Закона № 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отсутствии у Отделения ФСС оснований для включения в расчетную базу для начисления страховых взносов в отношении выплат работникам за дополнительные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами, является правомерным.

В данной части доводы апелляционной жалобы являются необоснованными.

Однако суд апелляционной инстанции считает вывод суда в отношении выплат работникам-донорам и работникам, проходившим военные сборы, ошибочным ввиду следующего.

Статьей 186 ТК РФ предусмотрены государственные гарантии и компенсации в области взаимоотношений работодателя и работника при выполнении последним социально значимой функции, предусмотренной Законом Российской Федерации от 09.06.1993 № 5142-1

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2013 по делу n А66-3079/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также