Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2015 по делу n А05-7643/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

19 января 2015 года

г. Вологда

Дело № А05-7643/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2015 года.

В полном объеме постановление изготовлено 19 января 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Мурахиной Н.В. и Холминова А.А.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Леоновой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске на решение Арбитражного суда Архангельской области от 16 октября 2014 года по делу № А05-7643/2014 (судья Быстров И.В.),

 

у с т а н о в и л:

 

государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске (место нахождения: 163000, город Архангельск, проспект Ломоносова, дом 60; ОГРН 1022900521820; ИНН 2901099535; далее – управление, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Авто-Спец-Транс» (место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Серафимовича, дом 14, офис 2; ОГРН 1102901004711; ИНН 2901203659; далее - общество) в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации 42 531 руб. 75 коп. штрафа на основании части третьей статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ) за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (далее - индивидуальные сведения), за 2013 год.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 16 октября 2014 года с общества в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации взыскано 4000 руб. штрафа. В удовлетворении остальной части заявленного требования судом отказано. Кроме того, с общества в доход федерального бюджета взыскано 188 руб. государственной пошлины.

Учреждение с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ее податель ссылается на то, что смягчающие ответственность обстоятельства носят личный характер, у юридического лица отсутствуют обстоятельства, которые могут быть учтены в качестве смягчающих. По мнению апеллянта, на размер штрафа общества не могут повлиять такие обстоятельства, как совершение правонарушения впервые, неумышленный характер нарушения, отсутствие вредных последствий правонарушения, предоставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета с просрочкой в один день.

От общества отзыв на апелляционную жалобу не поступил.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ апелляционный суд проверяет законность и обоснованность решения суда только в обжалуемой части, то есть в той части требований учреждения, в удовлетворении которой судом отказано.

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, в ходе проведенных должностными лицами управления контрольных мероприятий установлено, что общество, являясь страхователем по обязательному пенсионному страхованию, представило в управление сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2013 год с нарушением предусмотренного статьей 11 Закона № 27-ФЗ срока. При установленном названным Законом сроке представления этих сведений – не позднее 17.02.2014 фактически такие сведения были представлены обществом в управление 18.02.2014 и приняты последним 26.02.2014 после исправления ответчиком ошибок в представляемых сведениях.

Это нарушение зафиксировано в акте камеральной проверки от 26.02.2014 № 64. В акте предложено привлечь общество к ответственности по части третьей статьи 17 Закона № 27-ФЗ; ответчику предлагалось в случае несогласия с выводами и предложениями, указанными в акте, представить свои возражения в течение 15 дней со дня получения акта. Экземпляр названного акта был направлен ответчику по почте заказным письмом 05.03.2014. Имеющимися в деле доказательствами подтверждается, что это заказное письмо получено адресатом 13.03.2014.

С целью извещения ответчика о времени и месте рассмотрения акта и других материалов проверки управление этим же заказным письмом направило ответчику извещение от 03.03.2014 № 30-2060, в котором указаны сведения о том, что рассмотрение названного акта состоится 09.04.2014 с 14 час 00 мин до 15 час 00 мин в помещении управления.

Ответчик возражения на акт в управление не представил, явку своего представителя в управление на рассмотрение акта и других материалов проверки не обеспечил.

Рассмотрев в назначенное время акт и другие материалы проверки, исполняющий обязанности начальника управления Добрынин М.Н. принял решение от 09.04.2014 № 64 о привлечении общества к ответственности по части третьей статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 42 531 руб. 75 коп.

Копия этого решения направлена ответчику по почте заказным письмом 15.04.2014, которое получено адресатом 25.04.2014.

На основании этого решения управление направило ответчику требование от 14.05.2014 № 64, в соответствии с которым ответчику предложено в срок до 05.06.2014 уплатить 42 531 руб. 75 коп. штрафа.

Требование направлено ответчику заказным письмом 19.05.2014 и получено адресатом 21.05.2014.

В установленный в требовании срок ответчик штраф не уплатил. Решение о привлечении к ответственности и требование об уплате штрафа ответчик не обжаловал. В связи с этим управление, руководствуясь частью третьей статьи 17 Закона № 27-ФЗ и статьей 213 АПК РФ, обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ответчика в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации 42 531 руб. 75 коп. штрафа.

Судом первой инстанции принято решение о частичном удовлетворении заявленных требований, с учетом наличия обстоятельств, смягчающих ответственность общества.

Апелляционная коллегия считает данный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Обязанность страхователя представлять в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения в отношении граждан, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, предусмотрена Законом № 27-ФЗ.

В силу пункта 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователи обязаны представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах и сведения о страховом стаже.

Согласно пункту 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь обязан ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчётным периодом, представлять о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчётного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчётного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 6) сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; 7) сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; 8) другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии; 9) суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы; 10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы. Вместе с этими сведениями, страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.

Согласно статье 1 Закона № 27-ФЗ под отчётным периодом понимается период, за который страхователь представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год. Сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта, за 2013 год страхователи были обязаны представить в срок не позднее 17.02.2014.

На основании части третьей статьи 17 Закона № 27-ФЗ (в редакции от 01.01.2014) за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Производство по факту нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования регулируется Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ).

Тот факт, что общество является плательщиком страховых взносов, представило необходимые отчетные сведения с нарушением установленного Законом № 27-ФЗ срока, подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.

Таким образом, совершение обществом нарушения пенсионного законодательства Российской Федерации, ответственность за совершение которого, предусмотрена частью третьей статьи 17 Закона № 27-ФЗ, подтверждено.

Наложенный решением истца штраф в размере 42 531 руб. 75 коп. соответствует санкции части третьей статьи 17 Закона № 27-ФЗ, то есть составляет 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчётного периода – 2013 года, за который не представлены в установленный срок сведения о застрахованных лицах.

При этом из текста решения управления от 09.04.2014 № 64 следует, что заявителем не установлены какие-либо смягчающие или отягчающие ответственность обстоятельства.

Вместе с тем, как верно указано судом первой инстанции, в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 № 11-П отмечается, что принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.

Следовательно, довод жалобы о том, что обстоятельства, индивидуализирующие ответственность, могут быть установлены только в отношении физических лиц, является надуманным.

Частью 4 статьи 44 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности. Согласно части 1 статьи 44 Закона № 212-ФЗ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются: совершение правонарушения вследствие стечения тяжёлых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; тяжёлое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения; иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Таким образом, перечень смягчающих ответственность обстоятельств не является исчерпывающим.

Судом первой инстанции в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность общества признаны: совершение правонарушения впервые, неумышленно, отсутствие каких-либо неблагоприятных последствий, связанных с нарушением срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, исполнение обязанности по представлению сведений за 2013 год обществом самостоятельно, без применения к нему какого-либо принуждения или иного внешнего воздействия, незначительный период просрочки представления индивидуальных сведений - 1 календарный день, размер взыскиваемого штрафа уменьшен до 4000 руб.

Довод жалобы

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2015 по делу n А05-13470/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также