Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2015 по делу n А66-6624/2014. Изменить решение (ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

21 января 2015 года

г. Вологда

Дело № А66-6624/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2015 года.

В полном объеме постановление изготовлено 21 января 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зориной Ю.В. и Романовой А.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.М.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Тверское Кадастровое бюро» Михайлова А.В. по доверенности от 18.12.2014,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 01 октября 2014 года по делу                           № А66-6624/2014 (судья Борцова Н.А.),

 

у с т а н о в и л:

         общество с ограниченной ответственностью «Тверское Кадастровое бюро» (ОГРН 1076952008297, ИНН 6950055993, место нахождения: 170000,                 г. Тверь, ул. Чернышевского, д. 31, далее  - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области (ОГРН 1066950063905, ИНН 6950015221, место нахождения: 170036, г. Тверь, Петербургское ш., д. 53а, далее - Министерство) об обязании ответчика принять работы, выполненные в соответствии с государственным контрактом от 25.11.2010 № 4656 путем подписания акта сдачи-приемки работ, направленного письмом от 08.04.2014  № 46, а также о взыскании 3 832 500 руб. задолженности по оплате работ по государственному контракту от 25.11.2010 № 4656.

         Далее судом принят отказ Общества от иска  в части требований обязать ответчика принять работы, выполненные в соответствии с государственным контрактом от 25.11.2010 № 4656 путем подписания акта сдачи-приемки работ, направленного письмом от 08.04.2014 № 46.

         Решением суда от 01 октября 2014 года с Министерства в пользу Общества взыскано 3 832 500 руб. задолженности, 42 162 руб. 50 коп. расходов по уплате государственной пошлины; а также  проценты за пользование чужими денежными средствами  на случай  неисполнения  судебного акта по ставке рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации 8,25% годовых за каждый день просрочки  с момента вступления  настоящего решения в законную силу до его фактического  исполнения  на всю взысканную сумму. В остальной части производство по делу прекращено.

         Министерство с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит его отменить полностью, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы сводятся к следующему. Переписка между Министерством и Обществом как до заключения контракта, так и после его заключения не может менять условия контакта, в том числе и в части того результата работ, который Общество должно представить Министерству. Контрактом не предусмотрена возможность частичного приема Министерством результата выполнения Обществом работ. У Министерства отсутствует обязанность по оплате работ, не соответствующих требованиям к результатам работ, установленным пунктом 6 Технического задания. Министерство не согласно с решением суда и в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами на случай неисполнения судебного акта. Поскольку взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами является мерой ответственности за нарушения гражданско-правовых обязательств, а не способом обеспечения исполнения судебного акта, то в силу своей правовой природы данная мера не может служить инструментом к принуждению исполнения судебного акта, в условиях, когда для его исполнения предусмотрен специальный правовой режим. Обществом требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами не заявлялось.

Представитель истца в судебном заседании  просит апелляционную инстанцию решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апеллянт надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направил. Дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции подлежащим изменению в части распределения судебных расходов.

         Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 25.11.2010 по результатам проведенного открытого аукциона (протокол от 12.11.2010 № 2010/177ОА-619/1) Департаментом управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области (в настоящее время - Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области) (Заказчик) и Обществом (Исполнитель) подписан государственный контракт № 4656 на обустройство особо охраняемых природных территорий в части проведения геодезических и кадастровых работ по установлению границ земельных участков (межевание) для постановки на государственный кадастровый учет (далее - Контракт).

          По условиям контракта Исполнитель обязался по заданию Заказчика выполнить работы по обустройству особо охраняемых природных территорий в части проведения геодезических и кадастровых работ по установлению границ земельных участков (межевание) для постановки на государственный кадастровый учет (далее – работы), а заказчик обязался принять и оплатить выполненные работы.

         В пункте 1.3 Контракта стороны согласовали, что требования, предъявляемые к результату выполненных работ, а также к ходу их выполнения, определяются техническим заданием (Приложение 1), которое является неотъемлемой частью контракта.

         В соответствии с пунктом 1 Технического задания геодезические и кадастровые работы должны быть проведены в отношении 24 земельных участков, отнесенных к особо охраняемым природным территориям регионального значения, для постановки на государственный кадастровый учет. Результатом работ, выполняемых Обществом на основании контракта, должны стать межевой план земельного участка в электронном виде и на бумажном носителе в одном экземпляре, а также кадастровые паспорта земельных участков в трех экземплярах (пункт 6 Технического задания).

         Общая стоимость работ определена в сумме 5 475 000 руб. Согласно пунктам 2.1, 2.4 Заказчик производит оплату работ в следующем порядке: аванс в размере 30% от цены контракта в течение 10 дней с даты заключения государственного контракта. Окончательный расчет по факту выполнения работ, с отсрочкой платежа до 10 банковских дней после подписания акта сдачи-приемки работ.

         Пунктом 3.1 Контракта определен срок выполнения работ: с момента оплаты заказчиком аванса в размере 30% от цены контракта до 20.11.2010.       

         Платежным поручением от 21.12.2010 № 1269 истец перечислил ответчику аванс в сумме 1 642 500 руб.

         Поскольку при проведении подготовительных работ (сбор и изучение исходных данных, рекогносцировка местности и т.д.) Исполнителем было выявлено, что в границах особо охраняемых природных территорий расположены участки на разном праве собственности: собственность РФ - гослесфонд, собственность субъектов Российской Федерации - автомобильные дороги ГУ ДТДФ, муниципальная собственность - земли населенных пунктов, а так же собственность граждан и юридических лиц - земельные участки сельскохозяйственного назначения, что не позволило сформировать один земельный участок и поставить его на государственный кадастровый учёт без изъятий таких участков у собственников, Обществом в адрес Заказчика направлено письмо (от 25.11.2010 исх. № 448, вх. № 2147/01-03) о выявленных препятствиях по выполнению контракта и запросе дополнительной информации для выполнения работ.

         В свою очередь Заказчик письмом (от 13.12.2010 исх. № 02-04-04/1891) предложил Обществу сформировать межевые планы на уточнение границ земельных участков по особо охраняемым природным территориям регионального  значения  - памятникам природы «Березовая роща», «Комсомольская роща», «Первомайская роща», «Бобачевская роща», «Сахаровский парк», сформировать схемы расположения земельных участков  на кадастровом плане территории для получения постановлений районных администраций и межевые планы для вновь образованных земельных участков

для постановки на государственный кадастровый учет по объектам - памятникам природы «Лесопарк Калашниковский», «Лисицкий бор», «Парк Луганово», «Родник Иванищенский», «Сосна Иванищенская», «Парк Малинники», «Парк Берново»; сформировать карту (план) для постановки на ГКУ следующих объектов: природный историко-культурный заказник «Дуденевский», государственный природный заказник «Лежнево», государственный природный ландшафный заказник «Троеручица», памятники

природы «Лесопарк Конаковский», «Остров Кличен», «Парк Карачарово», «Озеро Корякино (Двинец)», «Озеро Трояхское и леса по берегу», «Озера Собенские», «Парк Грузины», государственные природные заказники «Озеро Сабро» и «Исток реки Западная Двина – Даугава» как зон с особыми условиями

использования территории (л.д.28-29).

         Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тверской области от 20.04.2012 по делу № А66-6279/2011 (л.д.17-20), оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от  19.07.2012 письмо от 13.12.2010 оценено как изменение Заказчиком условий технического задания к Контракту, к выполнению которого приступил Исполнитель. При этом суды признали неправомерными доводы Министерства о том, что изменение условий контракта произведено не было.

         Обществом 06.12.2011 сопроводительным письмом № 238 переданы Министерству материалы - кадастровые паспорта, межевые планы по 11 объектам: памятники природы «Березовая роща», «Комсомольская роща», «Первомайская роща», «Бобачевская роща», «Сахаровский парк», «Родник Иванищенский», «Сосна Иванищенская», «Парк Малинники», «Парк Берново», «Лисицкий бор», «Парк Луганово» (л.д.26-27).

Далее, Обществом 04.04.2014 сопроводительным письмом  № 43  в адрес  Министерства (вх. № 2291) представлены  карты-планы  и письма Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области о согласовании карты (плана) по оставшимся 13 объектам (л.д.24-25).

Министерству 09.04.2014 передан акт сдачи-приемки выполненных работ (от 08.04.2014 исх. № 46).

Заказчик письмом от 15.04.2014 исх. № 2540-05 отказался от подписания акта сдачи-приемки работ со ссылкой на то, что по 13 объектам  работы не соответствуют техническому заданию.

Ссылаясь на то, что отказ от приемки работ по Контракту является необоснованным, Общество обратилось в суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, признал их обоснованными по праву и размеру.

Апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы по следующим основаниям.

Согласно статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора.

Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона (статья 309 ГК РФ).

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статья 310 настоящего Кодекса).

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (действовавшего в момент заключения спорного контракта, далее – Закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ) под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.

Частью 2 статьи 9 Закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ установлено, что государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Пунктом 1 статьи 702 ГК РФ определено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Как предусмотрено пунктом 1 статьи 711 названного Кодекса, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2015 по делу n А13-9037/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также