Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2009 по делу n А53-4209/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                            дело № А53-4209/2009

25 мая 2009 г.                                                                                        15АП-3533/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2009 г..

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Смотровой Н.Н.

судей С.И. Золотухиной, Н.Н. Ивановой

при ведении протокола судебного заседания председательствующим

при участии:

от заявителя: представитель не явился (уведомление 69581 вручено 13.05.09г.)

от заинтересованного лица: представителей по доверенности Рвачёва В.В. (доверенность от 20.03.09г. сроком действия до 31.12.09г.), Баршина Л.В. (доверенность от 30.12.08г. № 3114 сроком действия до 31.12.09г.)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Южного межрегионального территориально управления территориального отдела государственного надзора по Ростовской области

на решение Арбитражного суда Ростовской области от 02 апреля 2009г. по делу № А53-4209/2009

по заявлению Южного межрегионального территориально управления территориального отдела государственного надзора по Ростовской области

к заинтересованному лицу открытому акционерному обществу "Донэнерго"

о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ

принятое в составе судьи Кондратенко Т.И.

УСТАНОВИЛ:

Южное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице Ростовского отдела государственного надзора (далее - ЮМТУ) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении открытого акционерного общества «Донэнерго» (далее - общество) к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ за правонарушение, выразившееся в транспортировании обществом как сетевой организацией электрической энергии, не соответствующей требованиям п.п. 5.2, 5.4.2, 5.5.2 ГОСТа 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" (далее - ГОСТ 13109-97).

Решением суда от 02.04.09г. ЮМТУ в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с отсутствием в действиях общества состава вменённого ему в вину правонарушения. Судебный акт мотивирован тем, что, проверяя качество электрической энергии в сетях общества, ЮМТУ проводило замеры не в тех точках. В связи с этим полученные в результате этих замеров результаты объективно не отражают действительного качества транспортируемой обществом по своим сетям электрической энергии. Суд пришёл к выводу о том, что ЮМТУ было обязано произвести замеры напряжения на границе балансовой принадлежности сетей потребителя (т.е., у внешней границы стены многоквар­тирного дома или нежилого помещения не посредственного потребителя – гражданина или организации), а не в трансформаторной подстанции общества как сетевой организации.

Не согласившись с принятым судебным актом, ЮМТУ подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, поскольку в действиях общества имеется вменявшийся ему в вину состав административного правонарушения. Жалоба мотивирована тем, что доказательством несоответствия качества передаваемой обществом по сетям электроэнергии требованиям ГОСТа 13109-97 являются протоколы испытаний показателей качества электрической энергии от 02.03.09гг. № 0164-07-09, 0163-07-09, 0165-07-09, 0166-07-09. Зафиксированные в этих протоколах результаты испытаний обществом  в установленном порядке не оспорены. В соответствии с действующим законодательством в сфере электроэнергетики общество как сетевая организация несет ответственность за соответствие в границах своей балансовой принадлежности передаваемой электрической энергии обязательным требованиям ГОСТ 13109-97.

Транспортируемая обществом электроэнергия должна соответствовать требованиям ГОСТ 13109-97 в любой точке электросетей общества в границах его балансовой принадлежности.

Замеры качества транспортируемой обществом электроэнергии были произведены ФГУ «Ростовский ЦСМ» в надлежащих точках – в контрольных точках на секциях сборных шин о,4 кВ РП-16, РП-18, РП-36, РП-41, РП-46 подстанций общества, так как они являются точками общего присоединения для приёмников электрической энергии 220/380В.

ЮМТУ так же ссылается на то, что обязанность по принятию мер к выполнению требований п. 5.4.2 ГОСТа 13109-97 по коэффициенту n-ой гармонической составляющей так же лежит и на обществе как на транспортировщике электроэнергии. Ссылка общества на то, что виновниками нарушения этого требования ГОСТа 13109-97 являются только потребители и общество не имеет возможности к соблюдению этого требования ЮМТУ признана неверной.

Общество в отзыве на жалобу возражало против её удовлетворения, сославшись на законность решения суда. В отзыве на жалобу общество ссылается на законность вывода суда о том, что замеры качества электроэнергии проводились ЮМТУ в ненадлежащих точках. Общество также ссылается на то, что ЮМТУ не доказало, что не соответствие п. 5.4.2 ГОСТа 13109-97 коэффициента n-ой гармонической составляющей напряжения произошло по вине общества. Виновниками нарушения требований по коэффициенту n-ой гармонической составляющей являются конкретные потребители электроэнергии, так как они не применяют устройства для улучшения показателей качества электроэнергии. Общество как сетевая организация не имеет возможности нивелировать эти нарушения со стороны потребителей, отражающиеся на качестве электроэнергии.

Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.

ЮМТУ своего представителя в судебное заседание не направило, о месте, дате и времени его проведения извещено надлежащим образом. Представители общества не возражали против рассмотрения апелляционной жалобы без участия представителя заявителя по делу. В связи с изложенным, руководствуясь ч.3 ст. 156 АПК РФ судебное разбирательство по жалобе проводится без участия представителя заявителя по делу.

Представители общества возражали против удовлетворения жалобы, сославшись на законность решения суда и доводы, приведённые в отзыве на жалобу.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что решение суда первой инстанции об отказе ЮМТУ в удовлетворении заявления о привлечении общества к административной ответственности не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ОАО «Донэнерго» является сетевой организацией, которая на основании договора оказывает ООО «Донэнергосбыт» услуги по передаче принятой в свою сеть электроэнергии.

10.02.09г. руководителем ЮМТУ было принято распоряжение № 07-30/27 о проведении сотрудниками ЮМТУ соместно с сотрудниками ФГУ «Ростовский ЦСМ» мероприятий по контролю и надзору за соблюдением обществом обязательных требований нормативных документов к электрической энергии в электрических сетях общего пользования, установленных Федеральными законами «О техническом регулировании», Законами РФ «Об обеспечении единства измерений», «О защите прав потребителей», а также ГОСТ 13109-97. Предметом проверки являлись параметры  (характеристики) электрической энергии в электрических сетях общества. Проверка проведена с участием начальников метрологической службы общества и его филиала.

В ходе проверки сотрудниками ФГУ «Ростовский ЦСМ» по заданию ЮМТУ проведены контрольные испытания показателей качества транспортируемой по сетям общества электрической энергии на соответствие требованиям ГОСТ 13109-97. Проведение испытаний оформлено протоколами испытаний от 02.03.09г. №№  0164-07-09, 0163-07-09, 0165-07-09, 0166-07-09. Результаты проведенной проверки оформлены Актом №07-30/27 от 11.02.09г. - 04.03.09г.

В указанных документах зафиксировано, что показатели качества электроэнергии в контрольных точках: «2 секция шин 0,4 кВ РП-18», «2 секция шин 0,4 кВ РП-36» не соответствуют требованиям п.п. 5.2, 5.5.2  ГОСТ 13109-97, а в контрольных точках «2 секция шин 0,4 кВ РП-41», «2 секция шин 0,4 кВ РП-44» не соответствуют требованиям п.п. 5.2, 5.5.2, 5.4.2  ГОСТ 13109-97 (т.1, л.д. 8-10), а именно:

- 1) по установившемуся отклонению напряжения (п. 5.2 ГОСТа 13109-97) в части нормально допустимых значений;

- 2) по коэффициенту n-ой гармонической составляющей напряжения в части нормально допустимых значений (п. 5.4.2 ГОСТ 13109-97);

- 3) по коэффициенту несимметрии напряжений по нулевой последовательности (п. 5.5.2 ГОСТ 13109-97).

04.03.09г. по результатам проверки ЮМТУ в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении №07-33/34, в котором выявленные в ходе проверки нарушения требований п.п. 5.2, 5.5., 5.4.2 ГОСТ 13109-97, зафиксированные в акте проверки №07-30/27 от 11.02.09г. - 04.03.09г., квалифицированы по ч.1 ст. 19.19 КоАП РФ (т.1, л.д. 4). Протокол составлен в присутствии главного инженера общества.

06.03.09г. ЮМТУ подало в Арбитражный суд Ростовской области заявление о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ.

Повторно рассмотрев заявление ЮМТУ, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч.1 ст. 19.19 КоАП РФ, в связи с чем заявление ЮМТУ на дату принятия судом первой инстанции решения по делу (02.04.09г.) полежало удовлетворению.

Так, ч.1 ст. 19.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение обязательных требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 6.14, 8.23, 9.4, ч. 1 ст. 12.2, ч. 2 ст. 13.4, ст. 13.8, ч. 1 ст. 14.4, ст. 20.4 КоАП РФ, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 26.03.2003г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – закон № 35-ФЗ) законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, названного Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.

Статья 3 закона № 35-ФЗ к субъектам электроэнергетики относит лиц, осуществляющих деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе оказание услуг по передаче электрической энергии.

Показатели и нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения определены в Государственном стандарте ГОСТ 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения".

В соответствии с пунктом 6.4 ГОСТа 13109-97 (и приложением Е) контроль качества электрической энергии в точках общего присоединения потребителей электрической энергии к системам электроснабжения общего назначения проводится с периодичностью, установленной в названном положении.

Нарушение обязательных требований государственных стандартов, в частности, при реализации (поставке, продаже) электрической энергии, является основанием для применения мер административной ответственности по ч.1 ст. 19.19 КоАП РФ.

В ст. 28 Федерального закона "Об электроэнергетике" установлено, что контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов в электроэнергетике осуществляют органы государственной власти и подведомственные им учреждения.

В пункте Е1 ГОСТа 13109-97 предусмотрено, что контроль за соблюдением требований стандарта осуществляют органы надзора и аккредитованные в установленном порядке испытательные лаборатории по качеству электрической энергии.

Общество осуществляет деятельность по оказанию услуг по транспортировке электрической энергии по принадлежащим ему на праве собственности электрическим сетям и является сетевой организацией.

В частности, общество как сетевая организация по договору оказывает услуги ООО «Донэнергосбыт» путём передачи электроэнергии по принадлежащим обществу на праве собственности сетям до точек поставки путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих обществу на праве собственности (п.п.  2.1, 3.3.1 договора, т.2, л.д. 169).

Пунктом 3.3.1 договора предусмотрена обязанность общества обеспечить качество и параметры транспортируемой по свом сетям электроэнергии требованиям  ГОСТ 13109-97 и обязательным требованиям, установленным нормами действующего законодательства Российской Федерации.

Таким образом, общество, как сетевая организация, так же обязано соблюдать требования требованиям  ГОСТ 13109-97 в отношении качества транспортируемой им по своим сетям электроэнергии.

Соответственно, ЮМТУ как государственный орган обязано проверять соблюдение обществом как сетевой организацией требований в том числе и указанного ГОСТ 13109-97.

Факт транспортировки обществом электрической энергии, не соответствовавшей требованиям п.п. 5.2, 5.5.2. 5.4.2 ГОСТа 13109-97, объективно подтвержден предоставленными ЮМТУ протоколами испытаний показателей качества электрической энергии от 02.03.09гг. № 0164-07-09, 0163-07-09, 0165-07-09, 0166-07-09, составленными ФГУ «Ростовский ЦСМ», и протоколом об административном правонарушении от 04.03.09г. № 07-33/34.

Общество результатов замеров, зафиксированных в указанных протоколах испытаний, не оспаривает.

Судом апелляционной инстанции отклоняется как неосновательный довод общества о том, что факт несоответствия

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2009 по делу n А32-9305/2008. Отменить определение первой инстанции: Направить вопрос на новое рассмотрение (ст.272 АПК)  »
Читайте также