Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2009 по делу n А32-23886/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/а

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-23886/2008

02 июня 2009 г.                                                                                   15АП-1377/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 02 июня 2009 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Ломидзе О.Г.

судей Галова В.В., Тимченко О.Х.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Нарышкиной Н.В.

при участии: от истца: не явился, извещен; от ответчика: Полунцев А.Г., доверенность от 07.04.2009г.; от третьих лиц: не явились, извещены

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31 декабря 2008г. по делу № А32-23886/2008 (судья Волков Я.Е.)

по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю

к ответчику обществу с ограниченной ответственностью "Со-Петрол"

при участии третьих лиц Управления федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю, Департамента имущественных отношений Краснодарского края

 

УСТАНОВИЛ:

 

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю (далее Росимущество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к ответчику обществу с ограниченной ответственностью “Со-Петрол” (далее общество) о признании недействительным зарегистрированного права аренды общества на земельный участок площадью 2 992 кв.м. с кадастровым номером 23:49:003 002 0025:0003, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю и Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее департамент).

В обоснование заявленных требований Росимущество управление указало следующее. Между комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Краснодарского края и обществом заключен договор аренды спорного земельного участка, который расположен во второй зоне округа санитарной охраны курорта Сочи, относится к землям особо охраняемых природных территорий и является федеральной собственностью. На момент заключения договора правом распоряжения спорным земельным участком был наделен Комитет по управлению государственным имуществом Краснодарского края.

В отзыве на исковое заявление департамент заявил о применении срока исковой давности, указал на то, что на основании постановления главы администрации Краснодарского края от 23.07.1999г. №540 право заключения от имени администрации Краснодарского края договоров аренды земельных участков было делегировано комитету по земельным ресурсам и землеустройству Краснодарского края. Постановлением главы администрации Краснодарского края от 22.03.2001г. №204 к департаменту был присоединен комитет по управлению государственным имуществом Краснодарского края, департамент является правопреемником комитета. В связи с данными изменениями были заключенные дополнительные соглашения к договору аренды от 15.01.2002г. и от 19.02.2003г., которыми права и обязанности по договору аренды были переданы департаменту имущественных отношений Краснодарского края.

Решением суда от 31 декабря 2008г. исковые требования удовлетворены в полном объеме. Суд пришел к выводу, что спорный земельный участок отнесен к федеральной собственности. В материалах дела отсутствуют доказательства принятия решения комитетом по управлению государственным имуществом КК о предоставлении обществу в аренду спорного земельного участка. Департамент не имел полномочия по распоряжению этим земельным участком.

Департамент, не согласившись с принятым судебным актом, обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Департамент просит решение суда отменить. Указывает на то, что согласно ч. 11 ст. 1 Федерального закона №244-ФЗ спорный земельный участок относится к собственности муниципального района или городского округа. В связи с чем Территориальное управление не имеет материального и правового интереса в оспаривании права аренды спорного земельного участка и является ненадлежащим истцом.

Рассмотрение апелляционной жалобы было отложено на 08 апреля 2009г.

От Росимущества поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывается на отнесение земельного участка к федеральному уровню собственности, на наличие полномочий по распоряжению в декабре 2000 года спорным земельным участком исключительно у комитета по управлению государственным имуществом Краснодарского края. К спорным правоотношениям не могут быть применены положения ст. 181 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку требования о применении последствий недействительности ничтожной сделки Росимуществом не заявлялись.

В судебном заседании 08 апреля 2009г. представитель общества пояснил, что спорный договор аренды зарегистрирован в установленном порядке, зарегистрированы и дополнительные соглашения к нему. Общество надлежащим образом исполняет обязательства по оплате арендных платежей, что подтверждается копиями актов сверки взаиморасчетов по арендной плате и пени, платежными поручениями и выписками с расчетного счета ООО “Со-Петрол”. В декабре 2007 года прошли общественные слушания по изменению вида разрешенного использования спорного земельного участка со “строительства комплекса придорожного автосервиса с автозаправочной станцией” на “гостиничный комплекс апартаментного типа”. До настоящего времени общество не может переоформить договор аренды земельного участка с измененным видом разрешенного использования, и начать строительство гостиничного комплекса ввиду противодействия со стороны ОАО “Пансионат с лечением “Камелия”.

Представитель общества представил договор подряда от 08.08.2008г. №04-045/0498, договор С-173 на проведение государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий от 15.08.2008г., договор подряда от 30.10.2007г. №03-090/1667, договор от 06.12.2007г. №101, выписку по лицевому счету за период с 17.07.2007г. по 06.04.2009г., копии платежных поручений.

Рассмотрение апелляционной жалобы было отложено на 06 мая 2009г.

Управление Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю, департамент и Росимущество извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако представителей своих не направили.

В судебном заседании 06 мая 2009г. представитель общества пояснил, что департамент был уполномочен действовать от имени Министерства имущественных отношений Российской Федерации.

В судебном заседании был объявлен перерыв до 13 мая 2009г. до 09 час. 20 мин. С целью представления сторонами дополнительного соглашения от 19.02.2003г. к договору от 22.12.2000г. №33/2059 с подтверждением его регистрации в реестре суд отложил рассмотрение апелляционной жалобы на 27 мая 2009г.

К судебному заседанию 27 мая 2009г. в апелляционный суд поступила выписка из ЕГРП и Справка о содержании правоустанавливающих документов, полученные по запросу суда относительно земельного участка с кадастровым номером 23:49:003 002 0025:0003.

От общества поступили копии договора № 33/2059 аренды земельного участка от 22.12.2000 года и дополнительных соглашений к нему от 15.01.2002г. и от 19.02.2003 г. со штампами о регистрации в ФРС.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества просил удовлетворить апелляционную жалобу, пояснил суду, что  дополнительные соглашения подписаны департаментом, зарегистрированы в реестре, дополнительное соглашение от 19 февраля 2003 года, по сути, является новой редакцией договора аренды. Департамент  в соответствующий период был наделен полномочиями действовать от имени Российской Федерации.

Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика общества с ограниченной ответственностью "Со-Петрол", Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Материалами дела подтверждается следующее.

Между комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Краснодарского края (арендодатель)  и обществом (арендатор) 22 декабря 2000 года был подписан договор аренды в отношении земельного участка несельскохозяйственного назначения, общей площадью 2 992 кв.м., расположенного в городе Сочи, кадастровый номер 23:49:003 002 0025:0003 для строительства и эксплуатации комплекса придорожного автосервиса с автозаправочной станцией.

Договор был зарегистрирован в реестре 25 декабря 2000 года (т.1, л.д.14).

15 января 2002 года заключено дополнительное соглашение к данному договору, дополнительное соглашение заключено между департаментом имущественных отношений Краснодарского края  (на стороне арендодателя) и обществом. Дополнительное соглашение зарегистрировано в реестре 22 февраля 2002 года (т.2, л.д.68 оборот).

10 февраля 2003г. заключено еще одно дополнительное соглашение между департаментом (на стороне арендодателя) и обществом. Дополнительное соглашение зарегистрировано в реестре 21 июля 2003г. (т.2, л.д.74 оборот).

Суд первой инстанции верно установил, что спорный земельный участок отнесен к федеральной собственности.

Как следует из акта проверки использования земельного участка с кадастровым номером 23:49:003 002 0025:0003, земельный участок расположен по адресу г.Сочи, Хостинский район, Курортный проспект (т.1, л.д.49).

Даная зона является зоной размещения санаториев и пансионатов, что соответствует второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта.

В соответствии с действующим в момент заключения договора и предъявления иска  законодательством земельный участок относился к объектам, находящимся в федеральной собственности, в силу указания федерального закона (ст. 17 Земельного кодекса РФ). Участок, сформированный в пределах зоны особо охраняемых территорий федерального значения, относится по общему правилу к федеральной собственности. Право государственной собственности возникает в данном случае на основании закона, независимо от регистрации этого права в реестре.

Данный вывод основан на положениях:

- постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации №4766-1 и Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12.04.1993 № 337 "О государственной поддержке функционирования и развития города-курорта Сочи", которым установлено, что Сочинский курортный регион является курортом федерального значения;

- распоряжения Правительства РФ от 12 апреля 1996 № 591-р, принятому в соответствии с Указом Президента РФ от 06 июля 1994г. №1470 “О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей”, Федеральному закону от 23 февраля 1995г. №26-ФЗ “О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах”, которым  курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов г. Анапы, г.Геленджика и г. Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение;

- пункта 6 ст.2 Федерального закона от 14 марта 1995г. №33-ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях”, согласно которому особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов исполнительной власти;

- статьи 29 Земельного кодекса РФ, согласно которой предоставление лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в переделах их компетенции в соответствии со ст.9,10,11 ЗК РФ.

Между тем, верно установив отнесение земельного участка к федеральному уровню собственности (на момент заключения договоров), суд первой инстанции сделал ошибочный вывод о заключении договора неуполномоченным лицом, отсутствии у общества права аренды в отношении указанного земельного участка.

Согласно п.3 ст.214 Гражданского кодекса РФ от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 Кодекса. В соответствии с п.1 ст.125 Кодекса органы государственной власти осуществляют от имени Российской Федерации права собственника имущества в пределах своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации управление и распоряжение объектами федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, осуществляет Правительство Российской Федерации.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1994г. №96 “О делегировании полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности” (признано утратившим силу Постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2003г. №217) к компетенции Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом наряду с иными полномочиями, предоставленными ему законодательством Российской Федерацией, в частности, отнесена передача в установленном порядке государственного имущества, относящегося к федеральной собственности, в полное хозяйственное ведение, оперативное управление, а также в аренду, пользование юридическим лицам на основании заключаемых с ними договоров.

В соответствии с Указом Президента РФ от 14 октября 1992г. №1231, Положением о Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом, утв. Постановлением

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2009 по делу n А53-27531/2008. Изменить решение  »
Читайте также