Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2009 по делу n А53-7543/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения,Удовлетворить ходатайство (заявление) (АПК)

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-7543/2008

08 июня 2009 г.                                                                     15АП-1894/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2009 г.

Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2009 г.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Золотухиной С.И.,

судей Ивановой Н.Н., Смотровой Н.Н.

при ведении протокола судебного заседания судьей Золотухиной С.И.

при участии:

от заявителя: представитель Лесов Александр Анатольевич по доверенности №2 от 10.08.2008 г.,

от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МТУ Ростехнадзора по ЮФО

на решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.01.2009г. по делу № А53-7543/2008-С4-10

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Донская заготовительно-сбытовая база"

к заинтересованному лицу МТУ Ростехнадзора по ЮФО

о признании незаконными действий,

принятое в составе Кондратенко Т.И.,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Донская заготовительно-сбытовая база" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к МТУ Ростехнадзора по ЮФО о признании незаконными действий по отказу в подтверждении лимитов на размещение отходов в связи с отсутствием лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, выраженных в письме от 18.02.2008 N 31-02/736. В обоснование требований заявителем указано, что общество не осуществляет деятельности по размещению отходов, следовательно, на него не распространяются требования Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2006 N 524 "Об утверждении положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов". Кроме того, для общества утверждены лимиты на размещение отходов сроком на 5 лет и оно обратилось в Ростехнадзор с целью подтверждения неизменности производственного процесса и действия лимитов на размещение отходов на следующий год.

Решением от 13.08.2008г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд указал, что обществу требуется оформление лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов. Отсутствие лицензии препятствует утверждению лимитов на размещение отходов. Обществу лимиты на размещение отходов были утверждены на 1 год и действовали с 01.01.2007 по 31.12.2007. При отсутствии утвержденных на 5 лет лимитов для размещения отходов общество не имело правовых оснований обращаться в Ростехнадзор с заявлением о ежегодном подтверждении действия лимитов, в том числе с заявлением о ежегодном подтверждении неизменности производственных процессов и используемого сырья.

Постановлением ФАС СКО от 12.12.2008 г. решение суда отменено с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Кассационная инстанция указала на необходимость учесть при новом рассмотрении практику Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по данной категории дел, выяснить необходимость оформления обществу лицензии, учитывая характер деятельности и наличие проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Решением суда от 22.01.2009 г., вынесенным по результатам нового рассмотрения, заявленные обществом требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что ООО «Донская заготовительно-сбытовая база» не осуществляет деятельность по размещению (хранению) отходов, оно лишь сдает помещения в аренду, в связи с чем обществу не требуется оформление лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов.

Не согласившись с принятым решением, МТУ Ростехнадзора по ЮФО обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что выводы суда о том, что общество не осуществляет лицензируемый вид деятельности, противоречат законодательству РФ и обстоятельствам дела – общество осуществляет накопление отходов до их вывоза, имеет площадки с твердым покрытием, оборудованные металлическими контейнерами для хранения мусора, а значит должно иметь лицензию на деятельность по  сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов.

ООО «Донская заготовительно-сбытовая база» письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило, в судебном заседании представитель общества устно просил решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность, а также ошибочность позиции Ростехнадзора.

Представитель МТУ Ростехнадзора по ЮФО, надлежаще извещенного о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. От МТУ Ростехнадзора поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителя и о замене заинтересованного лица на Нижне-Донское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзора в связи с переименованием МТУ Ростехнадзора. Ходатайства судом удовлетворены.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, Ростехнадзор уведомлением от 21.03.2007г. № 31-02/1326 сообщил обществу об утверждении "Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для ООО "Донская заготовительно-сбытовая база" сроком на 5 лет. При этом обществу разъяснено, что установление лимитов размещения отходов на каждый конкретный год действия проекта, осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000г. №461 «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», т.е. на основании заявления предприятия ежегодно подтверждается Ростехнадзором (т. 1 л. д. 22).

21 марта 2007 года обществу выданы лимиты (разрешение) на размещение отходов сроком действия с 01.01.2007г. по 31.12.2007г. (т. 1 л.д. 89).

7 февраля 2008 года в адрес Ростехнадзора общество направило заявление о ежегодном подтверждении действия лимитов на размещение отходов (т. 1 л. д. 72). Рассмотрев указанное заявление, Ростехнадзор письмом от 18.02.2008г. № 31-02/736 отказал обществу в подтверждении лимитов со ссылкой на отсутствие лицензии (т. 1 л. д. 28).

Данное обстоятельство явилось основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявленными требованиями.

Принимая решение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения заявленных обществом требований.

Как следует их материалов дела, оспариваемый обществом отказ Управления Ростехнадзора в подтверждении лимитов на размещение отходов мотивирован отсутствием у общества лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, необходимость получения лицензии для ООО «Донская заготовительно-сбытовая база» отсутствует. 

Согласно подпункту 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001г. №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

В пункте 5.26 Межгосударственного стандарта (ГОСТ 30772-2001) "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 28.12.2001г. № 607-СТ, предусмотрено, что сбор отходов - это деятельность, связанная с изъятием отходов в течение определенного времени из мест их образования, для обеспечения последующих работ по обращению с отходами.

Из материалов дела следует и управлением не оспаривается, что общество не осуществляет никакой производственной деятельности, а лишь сдает помещения в аренду. В результате деятельности арендаторов на территории общества образуются бумажные отходы, мусор от уборки территорий и помещений, люминисцентные лампы, которые по мере их накопления вывозятся и утилизируются специализироваными организациями, с которыми обществом заключены соответствующие договоры (л.д. 14-17 т.1). Какую-либо предпринимательскую деятельность по сбору, транспортировке, утилизации отходов общество не осуществляет и прибыли от такой деятельности не получает.

При таких обстоятельствах у общества отсутствует обязанность по получению лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами. Сбор и хранение отходов в результате осуществления основной производственной деятельности не является деятельностью по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов и не подлежит лицензированию.

Позиция Управления Ростехнадзора о том, что любой хозяйствующий субъект должен иметь лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, так как согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16.06.2000г. № 461 "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" для утверждения лимитов на размещение опасных отходов необходимо представление такой лицензии, является ошибочной.

Как следует из пункта 7 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение копия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов необходима только для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, МТУ Ростехнадзора уже утверждало обществу «Донская заготовительно-сбытовая база» 21.03.2007 г. лимиты на размещение отходов сроков действия с 01.01.2007 г. по 31.12.2007 г., не требуя при этом получения обществом лицензии на сбор, использование, обезвреживание, транспортировку и размещение опасных отходов.

При указанных обстоятельствах вывод суда о незаконности действий МТУ Ростехнадзора по отказу в подтверждении лимитов на размещение отходов, выраженному  в письме от 18.02.2008 г. №31-02/736, соответствует положениям ст. 198-201 АПК РФ. Оснований для отмены решения суда апелляционная инстанция не усматривает. 

Госпошлина по апелляционной жалобе на основании ст. 110 АПК РФ относится на заинтересованное лицо, которое освобождено от ее уплаты на основании ст. 333.37 НК РФ. В этой связи госпошлина в сумме 1000 рублей, уплаченная заинтересованным лицом по апелляционной жалобе платежным поручением №2528 от 20.02.2009 г., подлежит возврату заинтересованному лицу из федерального бюджета.

В связи с тем, что при вынесении решения суд отнес госпошлину по заявлению и кассационной жалобе на заинтересованное лицо, но не указал в резолютивной части решения на необходимость возврата ООО «Донская заготовительно-сбытовая база» из федерального бюджета пошлины в сумме 2000 руб., уплаченной обществом при подаче заявления (платежное поручение №123 от 04.05.2008г. – т.1 л.д. 7), и в сумме 1000 руб., уплаченной при подаче кассационной жалобы (платежное поручение от 10.09.2008 г. №247 – т.2 л.д. 10), апелляционный суд считает возможным разрешить данный вопрос в настоящем постановлении.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 – 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Считать надлежащим заинтересованным лицом по делу Нижне-Донское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Решение арбитражного суда Ростовской области от 22 января 2009 г. оставить без изменения.

В удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Донская заготовительно-сбытовая база» из федерального бюджета 2000 руб. госпошлины по заявлению и 1000 руб. госпошлины по кассационной жалобе.

Возвратить Нижне-Донскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору из федерального бюджета 1000 руб. госпошлины по апелляционной жалобе.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий                                                           С.И. Золотухина

Судьи                                                                                             Н.Н. Иванова

Н.Н. Смотрова

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2009 по делу n А32-12269/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также