Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2009 n 15АП-9713/2009 по делу n А32-10079/2009 По делу о признании незаконными действий по определению кадастровой стоимости земельного участка; обязании привести в соответствие кадастровую стоимость указанного земельного участка.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 декабря 2009 г. N 15АП-9713/2009
Дело N А32-10079/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2009 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Л.А.
судей Золотухиной С.И., Ткаченко Т.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.
при участии:
от ООО "Виквалс" - директор - Севастьянов Виктор Павлович,
от третьих лиц - представители не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом. От Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии представителей,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Виквалс",
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 22.07.2009 г. по делу N А32-10079/2009,
принятое в составе судьи Нигоева Р.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Виквалс"
к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю
при участии третьих лиц: администрации муниципального образования город-курорт Анапа, администрации Краснодарского края, ФГУП "Госземкадастрсъемка"
о признании незаконными действий
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Виквалс" (далее - ООО "Виквалс") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости о признании незаконными действий по определению кадастровой стоимости земельного участка площадью 4 759 кв. м с кадастровым номером 23:37:01 01001:152, расположенного по ул. Крестьянской в г. Анапа по состоянию на 2008 г. в размере 206 478 019, 20 руб.; обязании привести в соответствие кадастровую стоимость указанного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация муниципального образования город-курорт Анапа, администрация Краснодарского края, ФГУП "Госземкадастрсъемка".
Решением суда от 22.07.2009 г. в удовлетворении заявленных требований - отказано. Судебный акт мотивирован тем, что управление Роснедвижимости при расчете кадастровой стоимости земельного участка заявителя по состоянию на 2008 г. применило неопубликованный в установленном законом порядке и не подлежащие применению нормативно-правовой акт. Заявитель, с учетом того, что он сам рассчитывает свой земельный налог, может не использовать кадастровую стоимость, определенную заинтересованным лицом.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Виквалс" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просило решение суда от 22.07.2009 г. отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу УФАКОН по Краснодарскому краю указывает, что кадастровая стоимость спорного земельного участка определена ФГУП "Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок". Государственная кадастровая оценка земель была проведена в полном соответствии с требованиями действующего законодательства.
В отзыве ФГУП "Госземкадастросъемка" указывает, что стоимость спорного земельного участка площадью 4 759 кв. м с кадастровым номером 23:37:01 05 001:0152, расположенного по ул. Крестьянской в г. Анапа определена как для вновь образованного земельного участка, поскольку Управлением Роснедвижимости по Краснодарскому краю названный земельный участок не включен в Перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке земель. При расчете кадастровой стоимости использовано среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель для 5 вида разрешенного использования, утвержденное распоряжением главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 г. N 1202-р.
В судебном заседании директор общества поддержал доводы апелляционной жалобы. Пояснил, что в результате необоснованного увеличения кадастровой стоимости земельного участка сумма земельного налога увеличилась более чем в 10 раз, следовательно, оспариваемые действия нарушают права и законные интересы общества. Земельный участок, принадлежащий обществу относится к третьей группе видов разрешенного использования, тогда как ФГУП "Госземкадастросъемка" определил его как относящийся к пятой группе.
От Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии представителя.
Представители администрации муниципального образования город-курорт Анапа, администрации Краснодарского края, ФГУП "Госземкадастрсъемка" в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии с частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при неявке в судебное заседание иных лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что ООО "Виквалс" на основании государственного акта на право постоянного (бессрочного) пользования землей принадлежит земельный участок площадью 4 759 кв. м с кадастровым номером 23:37:01 05 001:0152, расположенный по ул. Крестьянской в г. Анапа, с видом разрешенного использования - для строительства платной автостоянки.
Как следует из выписки из государственного земельного кадастра N 37/0703-22121 от 27.11.2007 г., кадастровая стоимость принадлежащего ООО "Виквалс" на праве постоянного бессрочного пользования земельного участка была определена по состоянию на 27.11.2007 г. в размере 37 125 434,90 рублей исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земель - 7 801 руб. 10 коп., утвержденного решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа N 448 от 26.12.2006 г. "Об утверждении результатов корректировки государственной кадастровой оценки земель (УПКСЗ) поселений муниципального образования город-курорт Анапа".
В кадастровом паспорте от 18.07.2008 г. N 00/08 ДВД-54118 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:37:0105001:152 составляет 206 478 019 руб. 20 коп., исходя из УПКСЗ 43 386 руб. 85 коп. При этом ни площадь земельного участка, ни вид его использования не изменялись.
Полагая, что действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю по определению кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего заявителю на 2008 г. в размере 206 478 019,20 руб. являются незаконными, ООО "Виквалс" обратилось в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции не учел следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным являются одновременно: его несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина, либо юридического лица (пункт 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Пунктами 1, 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, устанавливаемая в соответствии с земельным законодательством.
В пункте 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации подтверждено, что кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами.
Действия по определению кадастровой стоимости затрагивают права общества, которое заинтересовано в законно установленной кадастровой стоимости земельного участка, от которой зависит цена указанного участка и размер земельного налога (статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации), который бы подлежал уплате обществом, как собственником земельного участка.
Пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, предусмотрено, что сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с пунктом 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями), установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10).
Таким образом, по смыслу приведенных норм, акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель является конечным правовым актом, устанавливающим кадастровую стоимость земельного участка, используемую при расчете.
Согласно данных государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 23:37:01 05001:0152 площадью 4 759 кв. м, расположенный по ул. Крестьянской в г. Анапа, с видом разрешенного использования - для строительства платной автостоянки поставлен на кадастровый учет 10.01.2007 г. Кадастровая стоимость данного земельного участка на 2007 г. была определена и составила 37 125 434,90 рублей. Согласно представленному в материалы дела кадастровому паспорту спорного земельного участка N 00/08 ДВД-54118 по состоянию на 18.07.2008 года его кадастровая стоимость составила 206 478 019,20 руб. При этом ни площадь земельного участка, ни вид его использования не изменялись.
Из письма ФГУП "Госземкадастросъемка" следует, что стоимость спорного земельного участка площадью 4 759 кв. м с кадастровым номером 23:37:01 05 001:0152, расположенного по ул. Крестьянской в г. Анапа определена как для вновь образованного земельного участка, поскольку Управлением Роснедвижимости по Краснодарскому краю названный земельный участок не включен в Перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке земель, в результате чего по этому участку исходная информация по значению факторов не собиралась и участок не оценивался (л.д. 56 - 57).
Таким образом, УФАКОН по Краснодарскому краю не были представлены ФГУП "Госземкадастросъемка" сведения о земельном участке с кадастровым номером 23:37:01 05001:0152 как о существующем, а не вновь образуемом, его категории и виде разрешенного использования.
При расчете кадастровой стоимости использовано среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель для 5 вида разрешенного использования, утвержденное распоряжением главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 г. N 1202-р.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.03.2008 N 9504/07, постановление органа государственной власти субъекта
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2009 n 15АП-9661/2009 по делу n А32-9891/2009 По делу о признании права собственности на нежилое административное здание.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края  »
Читайте также