Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2010 n 15АП-11554/2010 по делу n А32-24603/2008 По делу о признании недействительным решения в части непринятия к вычету сумм НДС, уменьшения суммы штрафов, пени, налога на прибыль, НДС.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 октября 2010 г. N 15АП-11554/2010
Дело N А32-24603/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2010 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гиданкиной А.В.
судей Е.В. Андреевой, И.Г. Винокур
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Сапрыкиной А.С.
при участии:
от ОАО "Кубань-Лада": представители по доверенности Мартыненко А.Б., доверенность от 19.07.2010 г., Мартыненко С.Н., доверенность от 18.08.2010 г.;
от Инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по г. Краснодару: представители по доверенности Селихов М.Ю., доверенность от 04.10.2010 г., Сафронюк П.В., доверенность от 15.10.2010 г., Трегуб С.К., доверенность от 04.10.2010 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Кубань-Лада"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 17.08.2010 по делу N А32-24603/2008-26/367-2009-5/761
по заявлению открытого акционерного общества "Кубань-Лада"
к Инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по г. Краснодару
о признании недействительным решения N 16-09/71 от 25.09.2008 в части
принятое в составе судьи Бондаренко И.Н.
установил:
открытое акционерное общество "Кубань-Лада" (далее - общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Инспекция Федеральной налоговой службы России N 4 по г. Краснодару (далее - инспекция, налоговый орган, заинтересованное лицо) о признании недействительными доводов ИФНС, изложенных в акте проверки N 16-09/41 от 31.07.08 г. об исключении из состава затрат: сумму в размере 16163906 руб., состоящую из следующих сумм: за 2004 г. - 4839337 руб., за 2005 г. - 5200225 руб., за 2006 г. - 6124344 руб.; в части непринятия к вычету сумм НДС в размере 2176923 руб., в том числе за 2004 г. - 0, за 2005 г. - 918025 руб., за 2006 г. - 1258898 руб.;
признании недействительным решения N 16-09/71 от 25.09.08 г. частично, а именно уменьшить суммы штрафов, пени и налогов, указанных в следующих пунктах решения:
- пункт 1 (привлечение к ответственности):
пп. 1 - по п. 1 ст. 122 НК РФ (неполная уплата налога на прибыль организаций в ФБ) уменьшить штраф со 108594 руб. до 5198 руб.;
пп. 2 - по п. 1 ст. 122 НК РФ (неполная уплата налога на прибыль организаций в КБ) уменьшить штраф с 292369 руб. до 13995 руб.;
пп. 3 - по п. 1 ст. 122 НК РФ (неполная уплата налога на добавленную стоимость) уменьшить штраф с 2142817 руб. до 1973052 руб.;
- пункт 2 (начисление пени):
пп. 1 по налогу на прибыль организаций в ФБ - уменьшить пени с 22745 руб. до 18 руб.;
пп. 2 по налогу на прибыль организаций в бюджет субъекта РФ - уменьшить пени с 52536 руб. до 48 руб.;
пп. 3 налог на добавленную стоимость - уменьшить сумму пени с 4047344 руб. до 3432504 руб.,
- пункт 3 - уменьшение предъявленного в размере 4552677 руб. к возмещению из бюджета в завышенных размерах налога на добавленную стоимость на 105354 руб., сумма признаваемая заявителем - 4447323 руб.
- пункт 4 - (уменьшение убытков в размере 8173728 руб., исчисленных налогоплательщиком по данным налогового учета при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль) уменьшить на сумму 5148205 руб.
- пункт 5 - (уменьшение исчисленного в завышенном размере налога на добавленную стоимость с 20868980 руб. на 838542 руб. до 20030438 руб.
- пункт 6.1. (неполная уплата по налогам (недоимка):
пп. 1 - налог на прибыль организаций в федеральный бюджет - уменьшить с 542969 руб. на 516979 руб. до 25990 руб.;
пп. 2 - налог на прибыль организаций в бюджет субъекта РФ - уменьшить с 1461841 руб. на 1391868 руб. до 69973 руб.;
пп. 3 - налог на добавленную стоимость - уменьшить с 29701454 руб. на 1233027 руб. до 28468427 руб. (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением суда от 17.08.2010 суд отказал в удовлетворении требования общества об оспаривании решения N 16-09/71 от 25.09.2008 в заявленной части, в части требования о признании недействительными доводов, изложенных в акте проверки от 31.07.2008 N 16-09/41 производство по делу прекратил. Решение мотивировано тем, что 49 контрагентов ОАО "Кубань-Лада", указанные в представленных в подтверждение произведенных расходов первичных документах, не зарегистрированы в Едином государственном реестре юридических лиц и, следовательно, не обладают правоспособностью, необходимой для заключения сделок. Заявителем не представлены документы, подтверждающие произведенные расходы. Обществом не подтвержден факт приобретения, перевозки и принятия товара, приобретенного у вышеуказанных поставщиков. То есть, все установленные в совокупности обстоятельства свидетельствуют об отсутствии реальных хозяйственных операций. Суд пришел к выводу о том, что инспекцией вынесено законное и обоснованное решение N 16-09/71 от 25.09.2008 г. Акт, составленный по результатам проведенной налоговой проверки, не относится к ненормативно-правовым актам, подлежащим оспариванию в арбитражному суде, не возлагает на заявителя никаких обязательств, и сам по себе не нарушает его прав и законных интересов, а содержит лишь выводы налогового органа о результатах проведенных проверочных мероприятий.
Открытое акционерное общество "Кубань-Лада" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просило решение суда от 17.08.2010 отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования общества. Считает, что при заключении договоров с "несуществующими" организациями обществом не нарушено действующее законодательство. Ссылка инспекции на обязанность заявителя проверять правоспособность контрагентов не основана на нормах действующего законодательства. Указывает на то, что Общество реально приобретало у различных поставщиков запасные части для дальнейшей их перепродажи, т.е. для получения дохода (подтверждается имеющимися в материалах дела счетами-фактурами, накладными, квитанциями к приходным кассовым ордерам, кассовыми чеками, авансовыми отчетами, карточками складского учета, оборотными ведомостями счетов N 45-1 и 6о, актами сверки расчетов). Заявитель считает, что документально подтвердил понесенные им затраты на приобретение запасных частей у поставщиков, в связи с чем эти расходы правомерно учтены обществом при исчислении налога на прибыль, а также правомерно уменьшен доход от реализации на величину понесенных затрат на закупку товаров.
В отзыве на апелляционную жалобу инспекция просит оставить решение суда от 17.08.2010 без изменения, апелляционную жалобу общества без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
В судебном заседании представители общества и инспекции поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и правомерно установлено судом первой инстанции, заместителем начальника отдела выездных проверок N 1, согласно решения начальника инспекции от 04.12.07 г. N 14-10/60 проведена выездная налоговая проверка ОАО "Кубань-Лада", ИНН 2311003103, по соблюдению налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей за период с 01.01.04 г. по 31.12.06 г. НДС за период с 01.07.04 г. по 31.12.06 года.
Решением начальника инспекции в соответствии с п. п. 9 ст. 89 НК РФ от 29 декабря 2007 г. N 16-10/67 выездная налоговая проверка была приостановлена.
Проверка возобновлена решением заместителя начальника инспекции от 21 апреля 2008 г. N 16-10/22.
Решением Управления ФНС России по Краснодарскому краю от 26.05.08 г. N 10 проведение проверки продлено до 25.07.08 г.
Проверка проводилась на территории ОАО "Кубань-Лада" по адресу: г. Краснодар, ул. Московская, 83.
По результатам проведенной проверки налоговым органом был составлен Акт проверки от 31.07.2008 г. N 16-09/41. Заявителем были представлены в налоговый орган возражения на вышеуказанный акт налоговой проверки. Общество возражало против исключения из состава расходов, уменьшающих сумму доходов от реализации, затрат организации по приобретению за наличный расчет запасных частей у "несуществующих" организаций. Налогоплательщик считает, что отсутствие сведений о регистрации некоторых поставщиков в Едином государственном реестре юридических лиц не является достаточным основанием для непринятия расходов в целях определения налогооблагаемой прибыли при надлежащем документальном подтверждении таких расходов. ОАО "Кубань-Лада" возражало против вывода налоговых инспекторов о неправомерности предъявления к вычету сумм НДС на основании счетов-фактур, выставленных "несуществующими" организациями. Налогоплательщик считает, что налоговым законодательством не вменяется обязанность налогоплательщику проверять достоверность сведений, указанных поставщиком в счете-фактуре, поэтому неверное указание ИНН поставщиком не может служить основанием для выводов о неправомерном предъявлении к вычету НДС. Нормы гл. 21 НК РФ связывают право на получение налоговых вычетов, а также на возмещение НДС с фактической уплатой сумм налога налогоплательщиком при приобретении товаров (работ, услуг) и не ставят право налогоплательщика на налоговый вычет в зависимость от добросовестности его непосредственных поставщиков и их контрагентов.
По результатам рассмотрения материалов проведенной проверки, а также возражений заявителя на акт налоговой проверки, налоговым органом вынесено решение N 16-09/71 от 25.09.2008 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Заявитель не согласился с отдельными пунктами решения инспекции N 16-09/71 от 25.09.2008 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, что и послужило основанием для обращения заявителя в суд.
Рассматривая требования заявителя, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как видно из материалов дела, общество в подтверждение произведенных расходов и правомерности применения заявленного вычета по НДС представлены документы несуществующих организаций (Приложение N 12, 14, 35, 37 к акту авансовые отчеты, товарные чеки, книга покупок, товарные накладные, объяснительные сотрудников заявителя, ответы на запросы из инспекций).
Судом первой инстанции правомерно установлено, что 49 контрагентов заявителя, указанных в вышеуказанных документах, не зарегистрированы в едином государственном реестре юридических лиц, т.е. являются несуществующими организациями.
Согласно статье 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении: товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В соответствии со статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
В силу статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками НДС являются организации, имеющие согласно законодательству Российской Федерации статус юридического лица.
Статьей 144 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязательная постановка налогоплательщиков на учет в налоговом органе в соответствии со статьями 83, 84 Кодекса и с учетом особенностей, предусмотренных главой 21 Кодекса.
Согласно статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации организации - это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.
Понятие дееспособность и правоспособность юридического лица определены в статьях 48 и 49 Гражданского кодекса Российской Федерации. Несуществующие юридические лица не могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности. Их действия, направленные на установление, изменение
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2010 n 15АП-11468/2010 по делу n А53-5547/2010 По делу о нечинении препятствий в пользовании земельным участком, разделе урожая, взыскании стоимости доли, обязании передать часть имущества, взыскании судебных расходов.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области  »
Читайте также